Контрольный пример 2

Усложним рассмотренную выше задачу. Перед тем как принимать решение о виде продукции, руководство компании должно определить, заказывать ли дополнительное исследование состояния рынка или нет, причем предоставляемая услуга обойдется компании в 15 000 рублей. Руководство понимает, что дополнительное исследование по-прежнему не способно дать точной информации, но оно поможет уточнить ожидаемые оценки конъюнктуры рынка, изменив тем самым значения вероятностей.

Относительно фирмы, которой можно заказать прогноз, извест­но, что она способна уточнить значения вероятностей благоприятного или неблагоприятного исхода. Возможности фирмы в виде ус­ловных вероятностей благоприятности и неблагоприятности рынка сбыта представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Прогноз фирмы Фактически
благоприятный неблагоприятный
Благоприятный 0,78 0,22
Неблагоприятный 0,27 0,73

Например, когда фирма утверждает, что рынок благоприятный, то с вероятностью 0,78 этот прогноз оправдывается (с вероятностью 0,22 могут возникнуть неблагоприятные условия), прогноз о неблагоприятности рынка оправдывается с вероятностью 0,73.

Предположим, что фирма, которой заказали прогноз состояния рынка, утверждает:

· ситуация будет благоприятной с вероятностью 0,4;

· ситуация будет неблагоприятной с вероятностью 0,6.

На основании дополнительных сведений можно построить новое дерево решений (рис. 1.3), где развитие событий происходит от кор­ня дерева к исходам, а расчет прибыли выполняется от конечных состояний к начальным.

Определим средний ожидаемый выигрыш:

· для вершины 4 ОДО4 = 0,78 * 300 000 + 0,22 * (-150 000) = 201 000 руб.;

· для вершины 5 ОДО5 = 0,78 * 250 000 + 0,22 * (-70 000) = 179 600 руб.;

· для вершины 6 ОДО6 = 0,78 * 100 000 + 0,22 * (-10 000) = 75 800 руб.;

· для вершины 7 ОДО7 = 0,27 * 300 000 + 0,73 * (-150 000) = -28 500 руб.;

· для вершины 8 ОДО8 = 0,27 * 250 000 + 0,73 * (-70 000) = 16 400 руб.;

· для вершины 9 ОДО9 = 0,27 * 100 000 + 0,73 * (-10 000) = 19 700 руб.;

· для вершины 10 ОДО10 = 0,4 * 201 000 + 0,6 * (-19 700) = 68 580 руб.;

Выводы:

· Необходимо проводить дополнительно, исследование конъюнктуры рынка, поскольку это позволяет существенно уточнить принимаемое решение.

· Ели фирма прогнозирует благоприятную ситуацию на рынке, то целесообразно производить декоративную косметику (ожидаемая максимальная прибыль 201 000 рублей), если прогноз неблагоприятный – бытовую химию (ожидаемая максимальная прибыль 19 700 рублей).



Рисунок 2.3 - Дерево решений при дополнительном обследовании рынка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: