Глава XII уклонения

Под этим названием подразумеваются действия корпусом, при которых можно было бы быстро уклониться от атаки партнера. Как правило, эти движения выполняются вправо и влево, иногда назад. Основной технический признак — это умение, оставляя одну ногу на боевой линии, другой отходить в одно из указанных выше на­правлений. Уход ногой в сторону или назад повлечет соответству­ющее движение корпуса.

Уклонения с вытягиванием руки вперед создают серию опасных для сцены приемов контрнападения. Эти приемы в спортивном фех­товании объединены названием «действия в контртемп».

В сценическом фехтовании, где встречается сценическое подо­бие подлинных приемов, уклонения являются средством защиты,

а движения шпаги вперед, создающие опасность для партнера, в них отсутствуют. Настоящие уколы и удары «а темпо» категорически за­прещены в сценическом исполнении.

Только высококвалифицированные мастера сценического боя имеют право на некоторые приемы подобного типа. Исполнять их можно только тем, кто совершенно уверен в правильном сценичес­ком, а значит, безопасном выполнении такого приема.

Поскольку даже в историческом бою на шпагах подобные при­емы имели место только в определенные моменты, в сценических условиях вместо вытягивания руки к партнеру, заменяют его соот­ветствующей по ситуации защитой. В этом случае прием становится безопасным для обоих противников, хотя внешне выглядит правдо­подобно и исторически достоверно.

В сценическом фехтовании приняты три способа уклонений. Они выполняются при атаках прямым уколом или уколом с переводом, а именно:

—уклонение левой ногой вправо, совмещенной с первой или чет­вертой защитой (подобие «инквартатто»);

—уклонение левой ногой влево, совмещенное со второй или тре­тьей защитой шпагой (подобие «карточчо»);

—уклонение правой ногой назад, совмещенной со второй защитой.

Упражнение № 98. Уклонение левой ногой вправо с четвертой защитой

Построение: парное. Исходное положение: боевая стойка в чет­вертом соединении с партнером.

Техника исполнения. В момент, когда противник наносит прямой укол в живот или из шестой позиции переводом, следует, принимая рукой положение четвертой защиты, перенести левую ногу вправо на расстояние 50-70 см от боевой линии, одновременно передавая на эту ногу тяжесть тела. В момент исполнения этого сложного движе­ния рука со шпагой берет защиту, отводя клинок противника с не­сколько меньшей амплитудой, чем при обычной защите.

При уклонении достаточно только придержать шпагу противни­ка — ее острие пройдет мимо, так как тело обороняющегося отодвинет­ся вправо. В момент этого приема рука немного вытягивается вперед,

выводя острие чуть влево. Делается это для того чтобы рисунок поло­жения тела возможно ближе походил на настоящее боевое уклонение с действием «а темпо», то есть «инквартатто». В этом случае, если фраза не заканчивается на приеме, защищающийся немедленно возвращается левой ногой на боевую линию и продолжает бой.

Упражнение № 99. Уклонение левой ногой влево со второй или третьей защитой

Исходное положение: то же, что в упражнении № 98.

Техника исполнения. Когда противник наносит прямой укол в шес­том соединении или укол с переводом из четвертого соединения, следует, принимая рукой положение второй или третьей защиты, пе­ренести левую ногу на 60-80 см левее боевой линии, одновременно перенося на эту ногу вес тела. Левая нога выполняет при этом обыч­ный фехтовальный выпад, правая нога совершенно выпрямляется, оставаясь на боевой линии. Вооруженная рука также остается на бое­вой линии, принимая положение указанной защиты. Все остальные замечания те же, что и при уклонении вправо.

Упражнение № 100. Уклонение с переносом правой ноги назад

Исходное положение: то же, что в упражнении № 98.

Техника исполнения. В момент, когда противник атакует уколом в правую стопу, колено или бедро, следует, сохраняя вес тела на ле­вой ноге, правой ногой шагнуть назад, поставив ее на носок за стопой левой ноги. Когда правая нога начнет движение назад, вооруженная рука берет вторую или круговую вторую защиту с небольшим отби­вом шпаги противника вправо.

Методические указания. Это красивое уклонение создает хоро­шие условия для ответной атаки. Данный вариант наиболее удобен, если фраза еще не заканчивается. В этом случае свободная от на­грузки правая нога может мгновенно начать движение вперед, про­должая фразу. Если фраза носит тренировочный характер, то ответ­ная атака может быть выполнена приемами уклонения.

Подобные упражнения тренируют координацию на самом высо­ком уровне, техника этих упражнений сложна. Она требует посто­янного внимания противников друг к другу. Выполнение ответных

атак с помощью этих приемов позволяет усилить динамику боя, пос­кольку амплитуда всех движений становится широкой.

Примечание: уклонение вниз под шпагу противника — типичный прием итальянского фехтования «пассато да сотто», в сценическом бою никогда не применяется из-за опасности поразить лицо актера.

Все эти приемы требуют высокого уровня подготовленности, ловкости, внимания, чувства партнера и техники безопасности. Они доступны только отлично фехтующим актерам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: