Инвестиционная привлекательность регионов Казахстана

В регионах Казахстана в последнее десятилетие происходила трансформация

процессов инвестирования – изменились источники формирования инвестиций,

организационные формы привлечения и способы распределения или перелива

финансовых ресурсов, полностью реформированы все подходы и принципы

осуществления инвестиционной деятельности, расширилось число участников этих

процессов. Степень использования возможностей рыночной экономики неодинакова

по регионам. Наибольший инвестиционный спад наблюдался в депрессивных

регионах, которые требуют значительных инвестиций для подъема экономики и

уровня жизни населения. За годы реформирования недостаток финансирования их

государственного бюджета привел к ослаблению прямой и косвенной поддержки

государством традиционно отсталых регионов страны и еще более усугубил

ситуацию. В Алматинской области инвестиции в основной капитал за счет всех

источников финансирования в 1999 году составили всего 7,6% от уровня 1990

года, в Северо-Казахстанской – 4,3%. Однако, в некоторых областях, в

частности, в Акмолинской начиная с 1997 года наблюдается рост инвестиций. Это

связано с обретением города Астаны статуса столицы республики.

В регионах с преобладанием в структуре хозяйства отраслей перерабатывающей

промышленности и сельскохозяйственного производства инвестиционная ситуация

еще остается достаточно сложной, прежде всего, в силу неконкурентоспособности

выпускаемой продукции на мировом рынке и высокой зависимости от внутреннего

спроса.

Если смотреть на этот вопрос, исходя из теоретических обоснований

инвестиционной привлекательности региона, то можно отметить несколько

факторов, которые влияют на последнюю. Это, прежде всего, условия вхождения

региона в рынок. Здесь можно подразумевать отраслевую специализацию региона,

которая обусловливается природно-ресурсным потенциалом региона;

производственный потенциал; географическое положение и т.д. Вторым фактором

можно назвать стратегию и тактику региона в проведении реформ. Сюда относятся

масштабы и темпы приватизации; формировании рынка ценных бумаг; развитие

банковской системы; специфика экономической политики региона и т.д. Третий

фактор – это результативность социально-экономических преобразований и

степень адаптации регионов к рыночным отношениям. Здесь оказывают влияние

формы собственности и их соотношение в регионе; инвестиционный климат;

развитость рыночной инфраструктуры и т.д.

Под воздействием перечисленных факторов можно оценить уровень обеспеченности

регионов инвестиционными ресурсами. Причем последний характеризуется

следующими показателями:

- объем инвестиций на 1 тенге валового регионального продукта;

- индекс инвестиций;

- удельный вес региона в общем объеме капитальных вложений республики;

- объем портфельных инвестиций;

- уровень развития рынка ценных бумаг;

- уровень развития инвестиционных институтов.

Динамика объема инвестиций на 1 тенге ВРП по областям РК.
           
Республика Казахстан 0,15 0,09 0,09 0,13 0,15
Акмолинская 0,09 0,065 0,38 0,83 0,01
Алматинская 0,08 0,05 0,07 0,09 0,10
Северо-Казахстанская 0,07 0,04 0,02 0,04 0,06
г. Астана - - 0,75 0,85 0,64
г. Алматы 0,15 0,08 0,05 0,06 0,03

Исходя из данных таблицы, можно заметить, что:

1. крайнюю низкую степень инвестиционной обеспеченности большинства

регионов страны, за исключением г. Астаны;

2. ее постоянное снижение;

3. слабую инвестиционную обеспеченность регионов с высоким научно-

производственным потенциалом и объемом производства ВРП на душу населения.

Алматинская область входит в группу регионов с относительно высоким уровнем

инвестиционного потенциала, которая характеризуется наиболее сильной и

устойчивой реакцией на рыночные преобразования. Это экспортоориентированный и

так называемый «рыночно продвинутый» регион, где реформы осуществляются по

сценарию атакующей стратегии. Относительно высокие инвестиционные возможности

этих регионов обусловлены благоприятными стартовыми условиями вхождения в

рынок, а также сложившейся тенденцией к концентрации финансовых ресурсов,

ускоренному развитию рыночных институтов и предпринимательских структур.

Северо-Казахстанская область относится ко второй группе регионов, в которой

основные отрасли промышленности в условиях экономической реформы оказались

неэффективными по рыночным критериям, однако их функционирование и развитие

отвечает стратегическим интересам страны. Здесь характерен высокий

дореформенный уровень производственного потенциала, диверсифицированная

отраслевая структура промышленности, наличие в ней машиностроительных

производств и отраслей военно-промышленного комплекса, развитого производства

товаров народного потребления и другой промышленной продукции гражданского

назначения. Вследствие резкого ограничения платежеспособного спроса на

конечную продукцию инвестиционного и потребительского назначения, а также ее

полной неконкурентоспособности в условиях ориентации на открытую экономику в

этих регионах в период реформирования наблюдался значительный спад

производства, сочетающийся с высоким уровнем безработицы, низким спросом на

рабочую силу, что свидетельствует о слабом развитии рыночных институтов и

секторов экономики. Стартовые преимущества оказались недостаточными и были

частично утрачены, поэтому не смогли обеспечить полноценное финансирование

воспроизводства морально и физически изношенных основных фондов.

Нестабильность рыночных преобразований и ухудшение стартовых условий

предопределяют проведение реформ в этих регионах преимущественно на основе

реконструктивной стратегии.

Акмолинскую область (исключая г. Астана) можно нести к третьей группе

регионов – самой многочисленной. В эту группу в основном входят депрессивные

области, а также территории, неблагополучные в социальном и экологическом

отношении. Большинство из них характеризуются неблагоприятными стартовыми

условиями, устойчивым ухудшением социально-экономического положения по многим

важнейшим параметрам, депрессивным инвестиционным климатом, слабой или

подавленной реакцией на рыночные реформы. Оживление инвестиционной

деятельности и замедление негативных социально-экономических процессов

возможны лишь при поддержке государства и активном развитии рыночных

преобразований.

Приведенное ранжирование областей республики свидетельствует о следующем:

1. с ходом рыночных реформ межрегиональная дифференциация возрастает. В

регионах республики по-разному осуществлялась стратегия и тактика рыночного

реформирования, что отразилось на тенденциях преобразования форм

собственности, масштабах и темпах формирования финансового рынка, рынка

инвестиций и ценных бумаг, развитии рыночной инфраструктуры, а также степени

адаптации территорий к рыночным преобразованиям;

2. определяющее воздействие на уровень и использование инвестиционного

потенциала оказывают особенности структуры экономики территории;

3. недостаточное финансирование из республиканского бюджета привело к

ослаблению прямой и косвенной поддержки отсталых регионов и еще более

ухудшило их положение.

Объемы инвестиционных вложений в Северном Казахстане (Акмолинская, Северо-

Казахстанская области) незначительны. В 1991-2000 гг. наблюдается резкое

сокращение доли областей северного Казахстана в общереспубликанском объеме

инвестиций в капитальное строительство. Ограниченность инвестиционных

ресурсов наиболее сильно сказалась на сельском хозяйстве и социально-

культурной сере. Несмотря на то, что сельскохозяйственные предприятия Северо-

Казахстанской и Акмолинской областей являются основными производителями

стратегически важного сырья – зерна, они практически не имеют инвестиционных

ресурсов. В период с 1998-2000 гг. в северном Казахстане наблюдается

значительный рост доли инвестиций в основной капитал в объеме инвестиций в

производственный нефинансовые активы. Отрицательным явлением, наблюдаемым в

Акмолинской области в период с 1998-2000 гг. является то, что объем

инвестиций, направленных на пополнение материальных оборотных средств в 2000

году, превысил объем инвестиций, осуществленный в основной капитал. Таким

образом, можно сказать, что степень инвестиционной привлекательности двух

областей северного Казахстана, по нашему мнению, можно оценить как

перспективную. Этот вывод мы сделали на основе изученного материала. В

регионе имеются ресурсы для развития растениеводства и животноводства, однако

для этого необходимы финансовые вливания, которые не может сделать ни

областной, ни республиканский бюджеты. Также в регионе существуют базы для

развития машиностроения, которое в дореформенный период приносило

существенную прибыль.

в процентах к итогу

Инвестиции в капитальное строительство по регионам Республики Казахстан за 1990-2000 гг.
                     
Республика Казахстан                    
Акмолинская 7,8 7,0 6,5 3,3 3,4 3,7 0,7 0,9 0,3 0,3
Алматинская 8,3 5,3 6,1 3,3 2,6 3,5 4,6 4,2 3,2 1,3
Северо-Казахстанская 9,5 11,0 8,3 4,6 4,2 3,3 1,2 1,2 1,2 0,5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: