Бюджетный подход и денежные потоки

В целях моделирования инвестиционный проект рассматривается во временной развертке, причем анализируемый период (горизонт исследования) разбивается на несколько равных промежутков - интервалов планирования.

Для каждого интервала планирования составляются бюджеты - сметы поступлений и платежей, отражающих результаты всех операций, выполнявшихся в этом временном промежутке.

Сальдо такого бюджета - разность между поступлениями и платежами - есть денежный поток инвестиционного проекта на данном интервале планирования.

Если все составляющие инвестиционного проекта будут выражены в денежной оценке, мы получим ряд значений денежных потоков, описывающих процесс осуществления инвестиционного проекта.

В укрупненной структуре денежный поток инвестиционного проекта состоит из следующих основных элементов:

· Инвестиционные затраты.

· Выручка от реализации продукции.

· Производственные затраты.

· Налоги.

На начальной стадии осуществления проекта (инвестиционный период) денежные потоки, как правило, оказываются отрицательными. Это отражает отток ресурсов, происходящий в связи с созданием условий для последующей деятельности (например, приобретением внеоборотных активов и формированием чистого оборотного капитала).

После завершения инвестиционного и начала операционного периода, связанного с началом эксплуатации внеоборотных активов, величина денежного потока, как правило, становится положительной.

Дополнительная выручка от реализации продукции, равно как и дополнительные производственные затраты, возникшие в ходе осуществления проекта, могут быть как положительными, так и отрицательными величинами.
В первом случае это может быть связано, например, с закрытием убыточного производства, когда спад выручки перекрывается экономией затрат.
Во втором случае моделируется снижение затрат в результате их экономии в ходе, например, модернизации оборудования.

Технически задача инвестиционного анализа заключается в определении того, какова будет сумма денежных потоков нарастающим итогом на конец установленного горизонта исследования. В частности, принципиально важно, будет ли она положительна.


  1. Управление денежными потоками. Планирование денежных потоков

Денежный поток - это движение денежных средств в реальном времени, по сути, денежный поток это разность между суммами поступлений и выплат денежных средств компании за определенный период времени, как за этот промежуток берется финансовый год.В основе управления денежными потоками лежит концепция денежного кругооборота.

Например, деньги конвертируются в запасы, дебиторскую задолженность и обратно в деньги, замыкая цикл движения оборотного капитала компании. Когда денежный поток уменьшается или перекрывается полностью, возникает явление неплатежеспособности. Недостаток денежных средств предприятие может ощутить даже в том случае, если формально оно остается прибыльным (например, нарушаются сроки платежей клиентами компании). Именно с этим связаны проблемы доходных, но неликвидных компаний, стоящих на грани банкротства.

Причинами таких ситуаций могут быть:

- несогласованные сроки предоставления отсрочек покупателям и отсрочек, предоставленных поставщиками;

- наличие одновременно дефицита денежных средств у одного предприятия холдинга и профицита у другого;

- отсутствие централизованного казначейства не позволяет оперативно перераспределять денежные потоки в холдингах;

- напротив, излишняя централизация денежных потоков приводит к задержкам платежей и риску предъявления претензий;

-слабая работа с дебиторами; отсутствие ответственных лиц и т.п..

В этой ситуации кроме привлечения внешних источников финансирования (кредит, заем, овердрафт), существуют внутренние резервы для повышения эффективности использования собственных денежных фондов – это правильное управление денежными потоками, зачастую, сводящееся к диагностированию и устранению несогласованных действий различных подразделений предприятия.

В результате высокий уровень синхронизации поступлений и расходований денежных средств по объему и во времени позволяет снизить реальную потребность предприятия в текущем и страховом остатках денежных активов, обслуживающих основную деятельность, а также резерв инвестиционных ресурсов для осуществления реального инвестирования.

Управление денежными потоками включает:

1. учет движения денежных средств

2. анализ потоков денежных средств

3. составление бюджета денежных средств

Планирование денежных потоков

Одним из этапов управления денежными потоками является этап планирования. Планирование денежных потоков помогает финансовому менеджеру определить источники денежных средств и оценить эффективность их использования и затраты на привлечение. А также выявить ожидаемые денежные потоки, а значит, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.

Главная задача составления плана движения денежных средств — проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную потребность в заемных средствах. План движения денежных средств может быть составлен прямым либо косвенным способом.

Помимо годового плана движения денежных средств необходимо разрабатывать краткосрочный план на короткие промежутки времени (месяц, декаду) в форме платежного календаря.

Платежный календарь — это план организации производственно-финансовой деятельности, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный отрезок времени. Он полностью охватывает денежный оборот организации; дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме; позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность.

Платежный календарь составляется финансовой службой предприятия, при этом плановые показатели бюджета движения денежных средств разбиваются по месяцам и более мелким периодам. Сроки определяются исходя из периодичности основных платежей организации.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

o организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов организации;

o формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

o ежедневный учет изменений в информационной базе;

o анализ неплатежей и организация мероприятий по устранению их причин;

o расчет потребности в краткосрочном финансировании;

o расчет временно свободных денежных средств организации;

o анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств.

Платежный календарь составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации, в состав которой входят: договоры с контрагентами; акты сверки расчетов с контрагентами; счета на оплату продукции; счета-фактуры; банковские документы о поступлении средств на счета; платежные поручения; графики отгрузки продукции; графики выплаты заработной платы; состояние расчетов с дебиторами и кредиторами; законодательно установленные сроки платежей по финансовым обязательствам перед бюджетом и внебюджетными фондами; внутренние приказы.

Для эффективного составления платежного календаря финансовому менеджеру необходимо контролировать информацию об остатках денежных средств на банковских счетах, израсходованных средствах, средних остатках за день, состоянии рыночных ценных бумаг организации, планируемых поступлениях и выплатах на предстоящий период.


  1. Бюджет движения денежных средств (БДДС)

Бюджет движения денежных средств – это план движения расчётного счёта и наличных денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности. БДДС показывает возможные поступления предоплаты за поставляемую продукцию (на расчётный счёт или в кассу), авансовые платежи, задержки поступлений за отгруженную раннее продукцию.

БДДС отражает потребность во внешнем финансировании (объём кредитов, инвестиций), а также способствует более точному определению объёмов внешнего финансирования. Назначение документа состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств (соответствующих планируемым доходам) и их списании (в соответствии с запланированными расходами по бюджетным периодам).

Если оказывается, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) будут недостаточными для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету прибылей и убытков, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период, то для данного бизнеса необходимо предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств.

Бюджет движения денежных средств является основным документом финансового планирования, составляется на весь прогнозный период и представляет прогноз денежных притоков и оттоков, который классифицируется по видам финансово-хозяйственной деятельности:

· текущая (операционная) деятельность обеспечивает выполнение коммерческих функций предприятия и генерирует основной поток денежных средств;

· инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с продажей основных средств, капитальными вложениями, доходами от долгосрочных инвестиций;

· финансовая деятельность связана с получением и погашение краткосрочных кредитов и займов, начисленными процентами и дивидендами.

Форматы БДДС могут быть различными в зависимости от специфики деятельности компании. Но во всех случаях статьи БДДС взаимосвязаны с бюджетом прибылей и убытков, бюджетом капитальных вложений и бюджетом кредитного портфеля. В БДДС все статьи затрат показаны по способу их оплаты (т.е. соответствуют графикам оплаты дебиторской и кредиторской задолженности).

Бюджет движения денежных средств состоит из двух основных частей:
• Приходы (источники денежных средств)
• Расходы (использование денежных средств)

Разработка бюджета движения денежных средств начинается с определения источников и составных частей возможных поступлений денежных средств в предстоящий бюджетный период. В общем случае источники денежных средств делятся на три группы статей: поступления от операций, поступления из внешних источников и прочие поступления. Однако всё зависит от специфики бизнеса.

Приходы (источники ДС) отражают только те денежные средства или финансовые суррогаты, которые реально могут поступить на расчётный счёт или иным образом в данный бюджетный период.

Эти источники могут быть двух видов: внешние и внутренние.

Внешние поступления – это кредиты и инвестиции. Внутренние поступления делятся на две группы: доходы от реализации и внереализационные доходы.

Расходы (использование ДС) в БДДС делятся на три основные категории. Денежные средства могут использоваться на финансирование:

· Текущих операций

· Капитальных вложений

· Прочих расходов

Финансирование текущих операций представляет собой отражение порядка оплаты статей затрат и расходов, перечисленных в бюджете прибылей и убытков. Однако могут возникать расхождения, обусловленные как спецификой деятельности, так и реальным финансовым положением компании.

Прочие расходы в БДДС включают следующие статьи:
• выплата процентов за кредит
• возврат кредитов и займов
• выплата дивидендов и прочие расчёты с инвесторами
• расчёты с госбюджетом

Конечное сальдо является главным целевым показателем БДДС, вокруг которого должен строиться весь процесс оптимизации отдельных статей данного бюджета. В любом случае конечное сальдо не может быть отрицательным. Величина конечного сальдо – один из важнейших показателей, который может быть запланирован в БДДС. Он не нормируется, а именно устанавливается руководством компании.

Если полученное значение, все-таки отрицательно или меньше минимально установленного норматива, то, во-первых, проводится анализ притоков и оттоков денежных средств с целью выявления дополнительных резервов, а во-вторых, составляется кредитный план по привлечению внешних источников финансирования.

Ключевая цель анализа движения денежных средств состоит в оптимизации денежных потоков и определении достаточности средств, выявлении причин дефицита или избытка. При получении избыточного денежного потока формируется высокая положительная величина резерва денежной наличности, которая может быть использована для получения дополнительной прибыли. Дефицитный денежный поток формируется при недостаточности средств для покрытия потребностей.


  1. Отчет о движении денежных средств. Принципы построения.

Отчет о движении денежных средств составляется для того, чтобы наглядно увидеть воздействие текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации на состояние ее денежных средств за определенный период и позволяет объяснить изменения денежных средств за этот период.

Отчет о движении денежных средств является очень важной информацией как для руководства организации, так и для ее инвесторов и кредиторов.

Руководство организации может использовать сведения отчета при расчете ликвидности организации, при определении дивидендов, для оценки воздействий на общее состояние организации решений о финансировании каких-либо программ. Другими словами, руководству организации отчет о движении денежных средств необходим для того, чтобы определить будет ли у нее достаточно денежных средств для погашения краткосрочной кредиторской задолженности, для решения вопроса об увеличении поощрений работникам. Кроме того, отчет поможет руководству планировать инвестиционную и финансовую политику организации.

Инвесторы и кредиторы используют данные отчета о движении денежных средств для исследования вопроса способно ли руководство организации управлять ею так, чтобы генерировать на счетах достаточное количество денежных средств для погашения долга, для выплаты дивидендов.

Составными частями отчета о движении денежных средств является поступление и выбытие денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Текущая (операционная) деятельность включает воздействие на денежные средства хозяйственных операций, оказывающих влияние на размер прибыли организации. К этой категории относятся такие операции как реализация товаров (работ, услуг), приобретение товаров (работ, услуг), необходимых в производственной деятельности организации, выплата процентов за кредит, выплаты по заработной плате, перечисления налогов.

Под инвестиционной деятельностью понимают приобретение и реализацию основных средств, ценных бумаг, выдачу кредитов и т.д.

Финансовая деятельность включает получение от собственников и возврат собственникам средств для деятельности компании, операции по выкупленным акциям и др.

Одна и та же операция может включать потоки денежных средств, классифицируемые по-разному. Например, когда денежное погашение кредита включает в себя как проценты, так и основную сумму долга, то часть, составляющая проценты, может классифицироваться как операционная деятельность, а часть, составляющая основную сумму, классифицируется как финансовая деятельность.

Как правило, отчет о движении денежных средств формируется на основе бухгалтерской информации либо данных, содержащихся в балансе и отчете о прибылях и убытках, однако, в отличие от них, он непосредственно не связан с учетной политикой фирмы и в этом смысле является более объективным.

Отчет о прибылях и убытках показывает насколько прибыльной была для организации деятельность в анализируемом периоде, но он не может показать поступление и выбытие денежных средств в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности компании.Отчет о прибылях и убытках составляется по методу начисления, когда доходы/расходы признаются в периоде их возникновения, а не в периоде поступления/выбытия денежных средств.

Для того, чтобы выявить движение денежных средств необходимо трансформировать отчет о прибылях и убытках. При этом используются корректировки, в соответствии с которыми доходы признаются только в размере фактически полученных денежных средств, а расходы в объеме фактических выплат.

Существуют два метода трансформации отчета о прибылях и убытках: прямой и косвенный.

При прямом методе CashFlow трансформируется каждая статья отчета о прибылях и убытках, в процессе чего определяется фактическое поступление денежных средств и фактический расход. При косвенном методе не предполагается трансформация каждой статьи отчета о прибылях и убытках. Согласно этому методу отправной точкой расчета является величина годовой прибыли (убытка) за анализируемый отчетный период, которую корректируют, прибавляя все расходы, не связанные с движением денежных средств (например, амортизационные отчисления), и вычитая все доходы, не связанные с денежными потоками.

Перед составлением отчета о движении денежных средств, прежде всего, необходимо выяснить, какая статья баланса на протяжении, по крайней мере, двух периодов являлась источником образования денежного потока и какая вызывала его расход. Это делается при помощи таблицы, показывающей источники образования и потребления фондов предприятия. Сначала рассчитывается изменение каждой балансовой статьи после чего данное изменение относится в источники или потребление денежных фондов в соответствии со следующими правилами:

Источником имеющихся в наличии денег является любое увеличение статьи, отнесенной к "Обязательствам" либо к "Собственному капиталу". В качестве примера можно привести банковский кредит. Любое уменьшение активных счетов также является источником образования денежного потока. Примеры: продажа внеоборотных активов или уменьшение запасов.


  1. Методы формирования Отчета о движении денежных средств

Отчёт о движении денежных средств — отчёт компании об источниках денежных средств и их использовании в данном временном периоде. Этот отчёт прямо или косвенно отражает денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода. Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый анализ компании.

При составлении отчёта разделяют приток и отток наличных по производственной (операционной или текущей), финансовой и инвестиционной деятельности компании:

· операционная деятельность — основной вид деятельности, а также прочая деятельность, создающая поступление и расходование денежных средств компании (за исключением финансовой и инвестиционной деятельности);

· инвестиционная деятельность — вид деятельности, связанной с приобретением, созданием и продажей внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) и прочих инвестиций, не включённых в определение денежных средств и их эквивалентов;

· финансовая деятельность — вид деятельности, который приводит к изменениям в размере и составе капитала и заёмных средств компании. Как правило, такая деятельность связана с привлечением и возвратом кредитов, необходимых для финансирования операционной и инвестиционной деятельности.

Эта классификация предназначена для того, чтобы пользователи отчётности могли оценить воздействие этих трёх направлений деятельности на финансовое положение компании и величину её денежных средств. Денежные потоки относят к движению денежных средств от операционной, финансовой, инвестиционной в зависимости от характера деятельности компании.

Классификация денежных потоков по видам деятельности
Вид деятельности Притоки Оттоки
Операционная
  1. поступления от продажи товаров и предоставления услуг;
  2. поступления рентных платежей за предоставление прав, вознаграждений, комиссионных;
  3. поступления и выплаты страховых компаний по страховым премиям, искам.
  1. выплаты поставщикам товаров и услуг;
  2. выплаты заработной платы работникам;
  3. выплаты налога на прибыль, кроме налогов, относящихся к финансовой или инвестиционной деятельности.
Инвестиционная
  1. поступления от продажи основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов;
  2. поступления от продажи акций других компаний, а также долей в совместных компаниях;
  3. поступления в погашение займов, предоставленных другим сторонам.
  1. выплаты для приобретения основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов;
  2. выплаты по приобретению акций или долговых инструментов других компаний, а также долей в совместных компаниях;
  3. кредитование других сторон.
Финансовая
  1. поступления от эмиссии акций или выпуска других долевых инструментов;
  2. поступления от эмиссии облигаций, векселей, закладных, займов, а также от прочих финансовых инструментов.
  1. выплаты собственникам при выкупе или погашении акций компании;
  2. выплаты в погашение займов;
  3. выплаты арендатором в погашение обязательства по финансовой аренде.

Одна и та же операция может приводить к появлению потоков денежных средств, которые будут классифицироваться по-разному. Например, одна и та же операция может быть классифицирована как операционная, так и финансовая деятельность:Погашение процентного займа предусматривает как выплату процентов, так и основной суммы долга. Если заём погашается в денежной форме (в отличие от взаимозачёта или натуральной формы), это отражается в отчёте о движении денежных средств, при этом выплата процентов может классифицироваться как операционная деятельность, а выплата основного долга — как финансовая.

Существует два метода составления отчёта о движении денежных средств:

Прямой метод предусматривает раскрытие информации об основных видах валовых денежных поступлений и выплат.Информация для составления отчёта о движении денежных средств может быть получена из учётных записей компании путём корректировки продаж, себестоимости реализации и других статей, признанных в составе прибыли или убытка.

Выделяют следующие достоинства этого метода:

· отчёт, созданный по этому методу, показывает основные источники притока и направления оттока денежных средств;

· даёт возможность делать оперативные выводы относительно наличия денежных средств для проведения платежей по различным текущим обязательствам;

· непосредственная привязка к бюджету денежных поступлений и выплат;

· отображает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчётный период.

Недостатком этого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи между отчётом о прибылях и убытках и движением денежных средств. Кроме того, крупные компании осуществляют очень много денежных переводов, поэтому без специального программного обеспечения классифицировать каждый платёжный документ пришлось бы вручную.

Косвенный метод заключается в установлении разниц между показателем чистой прибыли (убытка) отчётного периода, сформированным по методу начисления и представленным в отчёте о прибылях и убытках, и показателем чистых денежных средств по операционной деятельности (приращение денежных средств и их эквивалентов за период), рассчитанным по кассовому методу на основе данных бухгалтерского баланса (разница между денежными средствами на конец и начало отчётного периода).

С помощью косвенного метода отчёт о движении денежных средств можно составить на основе отчёта о прибылях и убытках, балансового отчёта на начало и на конец отчётного периода, а также некоторых дополнительных данных о потоках, которые обычно используются при трансформации отчётности. Не требуются данные из бухгалтерских систем о реальных денежных потоках, а также не требуется никакой автоматизации отчётности. Этот метод позволяет чётко показать, какое денежное содержание имеет каждая строка отчёта о прибылях и убытках.

При вычислении чистой прибыли компании учитываются «неденежные составляющие», такие как амортизация и изменения в структуре активов и обязательств. Это позволяет выявить сумму чистого денежного потока от операционной деятельности. Можно выделить два основных типа корректировок:

1. связанные со статьями отчёта о прибылях и убытках;

2. связанные с изменением в оборотном капитале.

Первая группа корректировок связана с исключением неденежных статей, не являющихся денежными потоками, но влияющих на чистую прибыль, а также исключением из чистой прибыли статей, относящихся к инвестиционной и финансовой деятельности. После этих корректировок получаем промежуточный показатель «операционная прибыль до изменений в оборотном капитале», весьма полезный для финансового анализа, поскольку позволяет менеджменту компании видеть реальное финансовое состояние компании, до того как начисляются расходы на амортизацию, проценты, налоги и так далее. Однако он ещё не показывает чистую прибыль, поскольку не включает расходы на инвестиционную и финансовую деятельность.

Корректировки второй группы позволяют учитывать изменения в балансовых статьях. Например, если дебиторская задолженность вся оплачивается в денежной форме, нет взаимозачётных операций, и она выросла на конец периода, то показатель «операционная прибыль до изменений в оборотном капитале» следует уменьшить на это изменение, поскольку реальный денежный поток меньше выручки за период на сумму данной величины прироста дебиторской задолженности.

Косвенный метод позволяет отследить движение денежных средств в части операционной деятельности, а прямой метод в части инвестиционной и финансовой деятельности.

Основной недостаток косвенного метода составления отчёта — необходимость сбора большого количества информации о статьях неденежного содержания и изменениях в оборотном капитале. Для получения этой информации требуется анализ оборотов по счетам, так как в отчётность компании она не включается. Также для создания отчёта о движении денежных средств косвенным методом нужно иметь уже готовые отчёты о балансе, прибылях и убытках и об изменениях в капитале.


  1. Отчет о прибылях и убытках

Основное назначение отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. Отчет состоит из четырех граф: наименование показателя, код, за отчетный период и за аналогичный период предшествующего года.

В отчете отсутствуют показатели налогового характера, которые по своей сути не могут быть предметом этой формы. При этом расширен состав таких показателей, как:

• валовая прибыль;

• прибыль (убыток) от продаж;

• прибыль (убыток) до налогообложения;

• прибыль (убыток) от обычной деятельности;

• чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток).

Отчет о прибылях и убытках состоит из четырех разделов:

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности (показатели 1, 2, 3, 4, 5, 6).

II. Операционные доходы и расходы (показаетли 7, 8, 9, 10, 11).

III. Внереализационные доходы и расходы (показатели 12, 13,14,15,16).

IV. Чрезвычайные доходы и расходы (показатели 17, 18,19).

Он содержит следующие показатели:

1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка).

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).

3. Валовая прибыль.

4. Коммерческие расходы.

5. Управленческие расходы.

6. Прибыль (убыток) от продаж.

7. Проценты к получению.

8. Проценты к уплате.

9. Доходы от участия в других организациях.

10. Прочие операционные доходы.

11. Прочие операционные расходы.

12. Внереализационные доходы.

13. Внереализационные расходы.

14. Прибыль (убыток) до налогообложения.

15. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

16. Прибыль (убыток) от обычной деятельности.

17. Чрезвычайные доходы.

18. Чрезвычайные расходы.

19. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток).

Содержание отчета рассматривается по отдельным показателям последовательно.

По показателю «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей» отражают выручку от продажи готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п. кция, товары, работы, услуги признаются реализованными в момент перехода права собственности на них от продавца к покупателю независимо от факта оплаты. Исходя из этого, выручку от продажи показывают при наличии:

· момента оплаты, т.е. на дату зачисления платежа от покупателя (заказчика) на расчетные, валютные счета или в кассу;

· момента отгрузки, т.е. на дату отгрузки и предъявления покупателем расчетных документов.

По показателю «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов)» отражаются фактические затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг без учета коммерческих и управленческих расходов.

Показатель «Валовая прибыль» отражает разницу между выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг) (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов)

Прибыль (убытки) от продаж отражает разницу между выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг) и суммой их себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Показатели «Проценты к получению» и «Проценты к уплате» охватывают:

· суммы причитающихся (подлежащих) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам и т.п., учитываемые на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;

· суммы, причитающиеся от кредитных организаций за пользование остатками средств, находящихся на счетах организации.

Показатель «Доходы от участия в других организациях» отражает доходы, подлежащие к получению:

· ценными бумагами, вложенными в другие организации;

· от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества).

Показатели «Прочие операционные доходы» и «Прочие операционные расходы» фиксируют движение имущества организации. Сюда относятся: продажа (выбытие) основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей и прочего имущества; предоставление за плату во временное пользование внеоборотных активов организации; участие в уставных капиталах других организаций (вместе с процентами и иными доходами и расходами по ценным бумагам), включая и совместную деятельность по договору простого товарищества; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и проценты, уплаченные за использование кредитов и займов.

При этом доходы и расходы по указанным операциям показываются отдельно, т.е. не сальдируются. Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм налога на добавленную стоимость и других аналогичных обязательных платежей.

Показатели «Внереализационные доходы» и «Внереализационные расходы» формируются нарастающим итогом с начала года. В состав внереализационных доходов включают: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумму дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) и др.

Внереализационные расходы охватывают: штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумму уценки активов (за исключением внеоборотных активов) и др.

Внереализационные доходы и расходы в бухгалтерском учете отражаются, исходя из принципа начисления.

Показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» характеризует прибыль (убыток) от продажи плюс/минус операционные и плюс/минус внереализационные доходы.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности организации определяют как разницу между прибылью (убытком) до налогообложения и налогом на прибыль и аналогичные обязательства.

К показателю «Чрезвычайные доходы (прочие поступления)» относятся поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.), а также страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, оставшихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

Показатель «Чрезвычайные расходы» охватывает расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Чрезвычайные доходы и расходы относятся непосредственно на счет 99 «Прибыли и убытки».

Чистая прибыль (убыток) отчетного года – прибыль или убыток от обычной деятельности плюс чрезвычайные доходы минус чрезвычайные расходы в случае их возникновения.


  1. Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс - это отчет об активах и обязательствах предприятия, стоимость которых выражена в денежных единицах; он показывает активы (средства предприятия) и обязательства (источники их финансирования); показатели являются оценками, а не фактами в строго научном смысле.

Обязательства показывают, какие деньги получены предприятием и откуда.

Активы отражают то, как предприятие использовало полученные им деньги.

Общая сумма активов должна всегда равняться общей сумме обязательств перед кредиторами и акционерами.

В любом бухгалтерском балансе следует указать название предприятия и дату, к которой относятся показатели.

Бухгалтерский баланс - это один из финансовых отчетов компании, который должен дополняться:
а) отчетом о прибылях и убытках;
б) отчетом об источниках и использовании фондов (отчетом о движении денежных средств);
в) примечаниями к финансовой отчетности;
г) заключением внешнего аудитора.

Бухгалтерский баланс может выглядеть довольно сложным, но в сущности это просто отчет о предприятии.

Большая часть предприятий готовит отчетность через регулярные промежутки времени, отражая в ней то, чем они владеют и что должны.
Бухгалтерский баланс - это отчет о том, что предприятие имеет и что должно на конкретную дату.

Имущество, которым владеет предприятие, называется активами. Различные суммы денег, которые предприятие должно, называются обязательствами. Здания и производственное оборудование - это активы.

Активы включают землю, здания, производственное оборудование, транспортные средства, приспособления и приборы и все остальное чем владеет предприятие и что может быть оценено в денежном выражении.

Запасы сырья (готовой продукции) - это имущество, которое принадлежит предприятию и может быть оценено в денежном выражении и классифицируется как активы.

Теперь для приобретения активов предприятию надлежит получить деньги из различных источников, например, оно может взять заем у финансовой компании или в банке. Затем предприятие будет должно эти деньги.

Деньги, которые предприятие задолжало, называются обязательствами.

Наряду с банковскими и другими ссудами, многие компании получают крупные суммы денег (для них необходимые) от своих акционеров. Акционеры компании, как правило, подписываются на акции или предоставляют в пользование деньги на срок деятельности компании.

Эти деньги - акционерный капитал, их получают по подписке на срок деятельности компании; их вернут акционерам только в случае ликвидации компании. Таким образом, компания должна деньги акционерам.

Деньги, полученные по подписке, являются задолженностью акционерам и, следовательно, частью обязательств компании.

Бухгалтерские балансы могут составляться различными способами, но, независимо от этого, они всегда отражают активы и обязательства данной компании.

Название "бухгалтерский баланс" происходит от того, что общая сумма активов всегда равна общей сумме обязательств. Другими словами они уравновешивают друг друга. Банк, финансовая компания и акционеры предоставили деньги компании. Другими словами обязательства в бухгалтерском балансе показывают, что деньги поступили в компанию из разных источников.

Итак, компания получает деньги с целью их использования, например, для закупки сырья. Мы можем узнать, как компания использовала свои деньги, взглянув на активы в бухгалтерском балансе.

Обязательства показывают, откуда деньги были предоставлены компании, а активы показывают, как эти деньги использовались.

Общая сумма активов будет равна общей сумме обязательств потому, что обязательства показывают деньги, имевшиеся в наличии у компании, а активы показывают то, как они используются.


  1. Типы активов. Ликвидность активов

В бухгалтерском балансе предприятия активы обычно представлены двумя основными группами: долгосрочные и текущие.

Долгосрочные активы приобретаются для длительного использования на предприятии. С течением времени они существенно не меняются и лишь изредка превращаются в денежные средства в течение срока работы предприятия.

Текущие активы, как правило, включают денежные средства, счета заказчиков и товарные запасы, которые будут превращены в денежные средства в течение операционного цикла предприятия; они могут постоянно меняться.

Ниже схематически представлены все типы активов.

Текущие активы => Высоколиквидные активы => Денежные средства в банках
Наличные деньги
Рыночные ценные бумаги (вложения)
Счета заказчиков (счета дебиторов или счета к получению
Вклады
Счета служащих (ссуды служащим)
Другие неоплаченные счета
Расходы будущих периодов (аренда, оплаченная вперед и т.п.)
Запасы => Готовая продукция
Незавершенное производство
Сырье
Другие материалы
Долгосрочные активы (наименее ликвидные) => Земля
Здания
Заводы и машины
Приборы и приспособления
Транспортные средства

Выше приведен примерный перечень активов, которые Вы можете найти в бухгалтерском балансе. Активы обычно показаны в бухгалтерском балансе по двум основным группам: текущие и долгосрочные.

Активы, которые наверняка будут превращены в денежные средства в течение операционного цикла компании, классифицируются как текущие активы.

Операционный цикл промышленной компании - это период между закупкой сырья и продажей готовой продукции.

Запасы готовой продукции наверняка будут реализованы и, следовательно, преобразованы в наличность в течение операционного цикла.

Запасы готовой продукции, сырья и незавершенной продукции - все это текущие активы. Такие запасы иногда называют "товарными".

Счета заказчиков наверняка будут оплачены и поэтому преобразованы в денежную наличность. Они классифицируются как текущие активы.

Рыночные ценные бумаги, как правило, представляют краткосрочные вложения компанией ее свободных денег. Их называют "рыночными", поскольку в случае необходимости они могут быть легко реализованы. Рыночные ценные бумаги обычно относят к текущим активам.

Ниже счетов заказчиков находится статья "Вклады". При заключении контрактов компании часто вносят деньги в банк, гарантируя таким образом выполнение контрактов. Эти вклады, как правило, позднее возвращаются в виде наличности, и поэтому они входят в текущие активы.

Запасы сырья наверняка будут переработаны и реализованы в течение операционного цикла компании. Они классифицируются как текущие активы.

С другой стороны, долгосрочные активы обычно не приобретаются с целью реализации. Их приобретают по большей части для длительного использования в компании. Выше в таблице приведен краткий перечень таких активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: