ПРИВОД СТАНКА
Курсовой проект
Пояснительная записка
_ _ _ _._ _ _ _ _ _._ _ _.ПЗ
Руководитель
Студент
гр.
Содержание
Задание на проектирование 3
1. Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода 4
1.1. Расчет требуемой мощности 4
1.2. Выбор электродвигателя 4
1.3. Расчет общего передаточного числа привода,
распределение его по передачам 4
1.4. Частоты вращения валов 5
1.5. Мощности, передаваемые валами 5
1.6. Крутящие моменты на валах 5
2. Расчет зубчатой передачи 6
2.1. Выбор материалов зубчатых колес и способов термообработки 6
2.2. Расчет допускаемых напряжений 6
2.3. Проектный расчет передачи 9
2.4. Проверочный расчет передачи 10
3. Расчет клиноременной передачи 14
4. Расчет и проектирование валов 17
4.1. Проектный расчет валов 17
4.2. Эскизная компоновка и составление расчетных схем валов 18
4.3. Определение опорных реакций 21
4.4. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
|
4.5.
5. Выбор подшипников качения 27
|
|
6. Проверка шпонок на смятие 29
7. Определение размеров корпуса редуктора 30
8. Смазка 31
Библиографический список 32
Приложение 1 33
Задание на проектирование
Мощность, потребляемая станком Р = 4 кВт;
Частота вращения вала станка nв= 200 об/мин;
Частота вращения вала двигателя nдв=1000 об/мин;
Тип ременной передачи – плоскоременная;
Режим работы - средний;
Коэффициент использования передачи:
в течение года – K г = 0,9
в течение суток – K с = 0,6
Cрок службы передачи в годах L=6 лет
Продолжительность включения ПВ=25%.
Кинематическая схема редуктора представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Кинематическая схема редуктора.
1. Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода
1.1 Расчет требуемой мощности
Требуемая мощность электродвигателя по формуле:
где P - мощность на валу станка, P = 4 кВт;
η0б – общий КПД привода,
Общий КПД привода по формуле [1, с.27]
где ηп= 0,99 – КПД пары подшипников [1, табл. П.2];
ηз. = 0,98 – КПД зубчатой передачи [1, табл. П.2]
ηр.п. = 0,96 – КПД ременной передачи [2, табл. 1.1]
Тогда кВт.
1.2. Выбор электродвигателя
По требуемой мощности выбираем асинхронный электродвигатель [1, табл. П1] с ближайшей большей стандартной мощностью Рэ=5,5 кВт 132S6, с синхронной частотой вращения nс=1000 об/мин и скольжением S=4%.
Частота вращения вала двигателя [1, с.28]:
1.3. Общее передаточное число и передаточные числа ступеней
Общее передаточное число привода [1, с.28]:
,
где nв – частота вращения вала станка, nв =200 мин-1.
Общее передаточное число привода можно представить и как произведение:
U = Uр Uр.п.;
где Uр, Uр.п. – передаточные числа редуктора и ременной передачи соответственно.
|
|
Принимаем [1, табл.7.1], тогда
1.4. Частоты вращения валов
Вал двигателя:
960 об/мин;
Входной вал редуктора:
;
Выходной вал редуктора:
1.5. Мощности, передаваемые валами
Вал двигателя:
Р1=Ртр= 4,34 кВт
Ведущий вал:
Р2 = Ртрηр.п. ηп =4,34∙0,96 ∙0,99 = 4,12 кВт
Выходной вал редуктора:
Р3 = Р2 ηзηп =4,12∙0,98∙0,99 =4 кВт;
1.6. Крутящие моменты на валах
Вал двигателя:
;
Ведущий вал:
;
Выходной вал:
;
2. Расчет зубчатой передачи
2.1 Выбор материалов зубчатых колес и способов термообработки
Определяем размеры характерных сечений заготовок. Шестерню изготавливаем в виде вал-шестерни.
Диаметр заготовки шестерни [1, с.5]:
Ширина заготовки шестерни [1, с.5]:
Диаметр заготовки колеса равен [1, с.7]:
Выбираем для колеса и шестерни [1, табл.1.1] - сталь 45 с термообработкой - улучшение. Твердость поверхности зуба шестерни 269…302. Средняя твердость колес НВср=0,5(269+302)=286. Твердость поверхности зуба колеса 235…262. Средняя твердость колес НВср=0,5(235+262)=249.
2.2. Расчет допускаемых напряжений
Допускаемые контактные напряжения [1, с.7]:
,
где - предел контактной выносливости, МПа
- коэффициент долговечности;
- коэффициент безопасности, [1, табл. 2.1].
Пределы контактной выносливости [1, табл. 2.1]:
,
Коэффициент долговечности [1, с.8]:
,
где NHO1 =33,2×106, NHO2 =16,5×106 – базовое число циклов [1, табл. 1.1];
NHE – эквивалентное число циклов перемены напряжений [1, с.8]:
,
где mh - коэффициент эквивалентности, mh=0.180 [1, табл. 3.1]
- суммарное число циклов нагружения за весь срок службы передачи.
При постоянной частоте вращения [1, с.9]:
где n – частота вращения колеса;
с – число зацеплений за один оборот колеса
th – время работы передачи, ч;
Суммарное время работы передачи в часах
th = 365 L 24 K г К сПВ =365×6×24×0,9×0,6×0,25=7096 ч.
,
,
Так как , коэффициент долговечности КHL1=1
Вычислим .
Допускаемые контактные напряжения:
Для косозубой передачи [1, с.9]:
Допускаемые напряжения изгиба [1, с.9]:
,
где - предел изгибной выносливости, МПа
- коэффициент долговечности;
- коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки, [1, табл. 4.1].;
- коэффициент безопасности, [1, табл. 4.1].
Предел изгибной выносливости [1, с.9]:
Коэффициент долговечности [1, с.9]:
,
где NFO1,2 =4×106 – базовое число циклов [1, c. 10];
NFE – эквивалентное число циклов перемены напряжений [1, с.10]:
,
где mF - коэффициент эквивалентности, mF=0,065 [1, табл. 3.1]
,
,
Так как , то коэффициенты долговечности КFL1=1, KFL2=1.
Допускаемые напряжения изгиба:
2.3. Проектный расчет передачи
Межосевое расстояние определяем из расчета на выносливость по контактным напряжениям [1, с.11]:
где Ка =410 – для косозубых колес;
Т2 – крутящий момент на шестерне, Нм;
Кн – коэффициент контактной нагрузки; Так как размеры передачи неизвестны, то предварительно зададим КН=1,2;
yba – коэффициент ширины колеса, yba =0,4, т.к. колеса расположены симметрично относительно опор [1, с. 12].
.
Округляем до ближайшего большего стандартного значения:
Рекомендуемый диапазон для выбора модуля [1, с. 12]:
m = (0.01 – 0.02) аω=1,12…2,24 мм. Принимаем m=2 мм.
Сумма зубьев шестерни и колеса [1, с. 13]:
ZC = ; Округлим до ближайшего целого числа Zc=110.
Предварительно угол наклона зубьев b=12° - для косозубых передач [1, с.13].
Уточняем угол наклона [1, с. 13]:
b = ;
Число зубьев шестерни [1, с. 13]:
Z1= . Принимаем Z1=31.
Число зубьев колеса [1, с. 13]:
Z2 = ZC – Z1=110-31=79
Фактическое передаточное число[1, с. 13]:
.
Отклонение , меньше допускаемого отклонения 2%.
Рабочая ширина зубчатого венца, равная ширине венца колеса [1, с. 14]:
bω = b2 = ψba . аω= 0.4 . 112 =44,8мм. Примем b2=45 мм.
Ширина венца шестерни принимается на 2…5 мм больше чем ширина колеса:
b1 =45+5=50 мм.
Делительные диаметры [1, с. 14]:
|
|
Шестерни: d1 = m . Z1 /сosb=2 . 31/0.9821 =63,12 мм.
колеса: d2 = m . Z2 / сosb= 2 . 79/0.9821 =160,88 мм.
Диаметры вершин зубьев [1, с. 14]:
шестерни: da1 = d1 + 2m =63,12+ 2 . 2 =67,12 мм.
колеса: da2 = d2 + 2m = 160,88 + 2 . 2 = 164,88 мм.
Диаметры впадин зубьев [1, с. 14]:
шестерни: df1 = d1 – 2,5m =63,12– 2,5 . 2 =58,12 мм.
колеса: df2= d2 – 2,5m = 160,88– 2,5 . 2= 155,88 мм.
Окружная скорость зубчатых колёс [1, с. 14]:
V = ;
Для полученной скорости назначим степень точности передачи nст=8, т.к. 9 степень точности для закрытых зубчатых передач применять не рекомендуется.
2.4. Проверочный расчет передачи
Условие контактной прочности [1, с. 15]:
,
где Zs=8400 для косозубой передачи [1, с. 15];
Кн – коэффициент контактной нагрузки.
Коэффициент контактной нагрузки [1, с. 12]:
,
где КНa - коэффициент распределения нагрузки между зубьями [1, с. 15];
КНb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий [1, с. 15];
КНv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения; [1, табл. 10.1].
где А=0,15 для косозубых передач [1, с. 15];
Кw – коэффициент, учитывающий приработку зубьев.
При НВ<350 [1, с. 15]:
,
где V – окружная скорость в зацеплении.
тогда
где - коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы. Для его определения найдем коэффициент ширины венца по диаметру [1, с. 15]:
Тогда [1, табл. 9.1]
МПа, что меньше расчетного sНР =509МПа. Недогрузка по контактным напряжениям 11%, что меньше допускаемых 15%.
Условие изгибной прочности
В зубьях шестерни [1, с. 16]:
,
В зубьях колеса [1, с. 16]:
где YFS – коэффициент формы зубы [1, с. 17];
КF – коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба [1, с. 18];
Yb - коэффициент, учитывающий угол наклона зуба в косозубой передаче [1, с. 16];
Ye - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев [1, с. 16].
где eа – коэффициент торцевого перекрытия [1, с. 17].
,
где Zv – эквивалентное число зубьев [1, с. 17], ;
Коэффициент нагрузки
,
где КFa - коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления колес на распределение нагрузки между зубьями [1, с. 18];
КFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца [1, с. 18];
|
|
КFv– коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения [1, с. 18];
Недогрузка по контактным напряжениям не регламентируется.
Условия изгибной прочности передачи выполняются, поскольку s F 1 [s FP 1] и s F 2 [s FP 2].
Силы в зацеплении:
Окружная [1, с. 18]:
Радиальная [1, с. 18]
,
Осевая [1, с. 18]:
3. Расчет плоскоременной передачи
Исходные данные
Крутящий момент на ведущем шкиве Т1 = 43 Н×м
Частота вращения ведущего шкива n 1= 960 об/мин
Передаточное число u =1,92
Относительное скольжение = 0.015
Угол наклона передачи к горизонту 0
Тип нагрузки - средняяя
Число смен работы передачи в течение суток n c=3.
1. Диаметры шкивов
Диаметр ведущего шкива определим из условия долговечности проектируемых кордшнуровых ремней [3. табл. 5.1.]. Примем d1=180 мм, толщину ремня d=2.8 мм.
Диаметр ведомого шкива равен:
d 2= u d 1=1,92(1-0,01)180=338,7 мм.
После округления получим: d 2= 355 мм.
2. Фактическое передаточное число
u ф=
3. Предварительное значение межосевого расстояния
>1,5 (d 1+ d 2)=1,5(355+180)=802 мм.
4. Расчетная длина ремня
L=2 +0.5 (d 1+ d 2)+ =
Округлим до ближайшего числа из ряда:
L = 2500 мм.
После выбора L уточняем межосевое расстояние
= 0.125(2 L-2W+ )= 0,125(2×2500-2×840 +
+
где W = 0.5 (d 1+ d 2)=0,5×3,14(180+355)=840 мм
Y = 2 (d 2- d 1)2=2(355-180)2=61250 мм2
5. Угол обхвата на ведущем шкиве
= -57 =
6. Скорость ремня
V = =
7. Окружное усилие равно
Ft = =
8. Частота пробегов ремня
= =
9. Допускаемая удельная окружная сила:
,
где к0 – допускаемая приведенная удельная окружная сила. к0=1,6 МПа [3, табл. 5.1];
С – поправочные коэффициенты.
Ср=0,8; Сα=0,968; Сv=1; СQ=1; Сd=1,2; СF=0,85[3, табл. 5.2].
10. Ширина ремня:
11. Площадь поперченного сечения ремня:
12. Сила предварительного натяжения ремня:
F 0 =As0
где s0 – предварительное натяжение, s0 =2МПа [3, табл. 5.1]
F0=378×2=756 H
13. Силы натяжения ветвей ремня:
14. Сила давление ремня на вал:
Fоп = 2F0 sin =2×756×sin(167.91/2)=1504Н
15. Проверочный расчет:
Максимальные напряжения в сечении ведущей ветви:
где s1 – напряжение растяжения:
sи – напряжение изгиба:
sv – напряжение от центробежных сил:
,
где r - плотность материала ремня: r =1100 кг/м3 [3, с.81]
для плоских ремней.
4. Расчет и проектирование валов
4.1. Проектный расчет валов
На первом этапе конструирования вала определяют диаметр опасного сечения вала из расчета на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Ведущий вал.
Диаметр выходного конца вала [1, с. 108]:
,
где [tк] – пониженные допускаемые напряжения на кручение, [tк]=25 МПа.
Примем dв1=25 мм.
Длина посадочного конца вала:
Диаметр вала под уплотнение:
Диаметр вала под подшипники:
. Предварительно назначаем подшипник радиальный однорядный средней серии 207: d=35 мм, В=17 мм, D=72 мм.
Шестерню выполняем за одно целое с валом.
Выходной вал.
Диаметр выходного конца вала
Примем dв2=30 мм.
Длина посадочного конца вала:
Диаметр вала под уплотнение:
Диаметр вала под подшипник
Предварительно назначаем подшипник радиальный однорядный легкой серии 208: d=40 мм, В=18 мм, D=80 мм.
Диаметр вала под колесом
Диаметр буртика у колеса:
.
4.2. Эскизная компоновка и составление расчетных схем валов
Конструктивные размеры зубчатых колес
Ведущий вал: Шестерню выполняем за одно целое с валом; размеры: d1 =63,12 мм; dal =67,12 мм; df1=58,12 мм; b1 = 50 мм.
Выходной вал: колесо косозубое.
Размеры колеса: d2 = 160,88 мм; da2 = 164,88 мм; df2=155,88 мм; b2 =45 мм.
Диаметр ступицы dст = l,55dк2=1,55×45=70 мм; длина ступицы lст =(1…1,2)dк2 =(1…1,2)×55 =55…65 мм. Примем lст =60 мм.
Толщина обода А1 = (5…6)m= (5…6)2=10…12 мм, принимаем А1 =10 мм.
Толщина диска е = 0,3 b2 = 0,3× 45 = 15 мм.
Расчетные схемы валов
На рисунке 2 изображена расчетная схема ведущего вала.
Рис. 2. Конструкция и расчетная схема ведущего вала.
На рисунке 3 изображена расчетная схема ведомого вала.
Рис. 3 Расчетная схема ведомого вала.
4.3. Определение опорных реакций
Ведущий вал
Исходные данные:
; Ft=1252 Н, Fr=464 Н, Fa=240 Н, T2=79 Нм, d1=63,12 мм.
Определим реакции опор ведущего вала (рис. 2).
Вертикальная плоскость:
Реакция направлена в противоположную указанному сторону.
Проверка:
Реакции найдены правильно.
Горизонтальная плоскость.
Проверка:
Реакции найдены верно.
Суммарные реакции:
Ведомый вал
Исходные данные:
Ft=1252 Н, Fr=464 Н, Fа=240 Н, T3=191 Нм, d2=160,88 мм.
Определим реакции опор ведомого вала (рис. 5).
Вертикальная плоскость:
в горизонтальной плоскости:
Проверка:
Суммарные реакции:
4.4. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
Ведущий вал
Горизонтальная плоскость
М1=0, М3сл=-R1г×48,5=-15 Нм;
М3спр=-R1г×48,5+Fa×63,12/2=-15+7,5=-7,5 Нм;
М2=0 Нм;
М4=0.
Вертикальная плоскость:
М1=0 Нм;
М3= -R1в×48,5=3 Нм;
М2=-R1в×97+Ft1×48,5=3+64=67 Нм;
М4 =0
Крутящий момент Т2=79Нм.
Строим эпюру (рис. 3).
Ведомый вал
Горизонтальная плоскость
М1=0, М4сл=R1г×49=1,7 Нм;
М4спр=R1г×49+Fa×160,88/2=1,7+19,3=21 Нм;
М2=0.
Вертикальная плоскость:
М1= 0
М4= R1в×49=30,7 Нм;
M2= 0.
Крутящий момент Т3=191 Нм.
Строим эпюру (рис.4).
4.5. Уточненный расчет валов
4.5.1. Ведущий вал
Опасное сечение - это сечение 2 – посадка подшипника на вал с натягом. Материал вала – сталь 45, sв=650МПа
Определение нагрузок. В сечение действуют: изгибающий момент , крутящий момент Т=79 Нм, осевая сила Fa=0,24 кН.
Геометрические характеристики сечения:
Осевой момент сопротивления:
Полярный момент сопротивления:
Площадь поперечного сечения:
Определение напряжений:
Амплитуда и среднее значение отнулевого цикла [1, с.112]:
Амплитуда нормальных напряжений [1, с.112]:
,
Пределы выносливости:
- для углеродистых сталей [1, с.110].
- для углеродистых сталей [1, с.110].
Эффективные коэффициенты концентрации напряжений и коэффициенты влияния размера поперечного сечения.
Для посадки с натягом Кs /es=3,2; Кt/et=1,8 [табл. 7.5]
Поверхность получена чистовым точением (параметр шероховатости Ra=0,8) KF =1,2 [1, табл. 5.5]; участок вала без упрочнения Kv =1.
Коэффициенты чувствительности к ассиметрии цикла
;
Коэффициенты перехода пределов выносливости образца к пределам выносливости детали
,
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям изгиба
,
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
,
Общий коэффициент запаса прочности:
Усталостная прочность вала в сечении 2 обеспечена.
4.5.2 Ведомый вал
Опасное сечение - это сечение 1 –посадка подшипника на вал с натягом. Материал вала – сталь 45, sв=650МПа
Размеры шпонки: dк=45 мм, b=14 мм, h=9 мм, t1=5,5 мм.
Определение нагрузок. В сечение действуют: изгибающий момент , крутящий момент Т=191 Нм.
Геометрические характеристики сечения:
Осевой момент сопротивления:
Полярный момент сопротивления:
Площадь поперечного сечения:
Определение напряжений:
Амплитуда и среднее значение отнулевого цикла [1, с.112]:
Амплитуда нормальных напряжений [1, с.112]:
,
Эффективные коэффициенты концентрации напряжений и коэффициенты влияния размера поперечного сечения.
Для шпоночного паза Кs =1,9; Кt=1,6 [табл. 3.5]
Поверхность получена чистовым обтачиванием (параметр шероховатости Ra=3,2) KF =1,33 [1, табл. 5.5]; участок вала без упрочнения Kv =1.
Коэффициенты перехода пределов выносливости образца к пределам выносливости детали
,
Коэффициенты запаса прочности.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям изгиба
,
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
,
Общий коэффициент запаса прочности:
Усталостная прочность вала в сечении 2 обеспечена.
5. Выбор подшипников качения
5.1. Ведущий вал
Первоначально приняты подшипники №207 со следующими параметрами: В=17 мм, С0=13,7кН, С=25,5кН. По расчету опорные реакции равны: , . Расчет ведем для наиболее нагруженного подшипника 2.
Эквивалентная динамическая нагрузка [1, с.124]:
,
где Кб=1,3 – коэффициент безопасности [1, табл. 1.6]
КТ=1,0 – температурный коэффициент; при температуре подшипникового узла T <105 ;
V=1,0 – коэффициент вращения (вращается внутреннее кольцо);
Х – коэффициент радиальной нагрузки;
Y – коэффициент осевой нагрузки.
Для шарикоподшипников радиальных однорядных параметр осевого нагружения e определяют по формуле из табл.10 [2]
е =0.518 =0,518
Если e следует принять X =1, Y =0.
Долговечность подшипника [1, с.123]:
,
где m=3 для шарикоподшипников.
Частота вращения
Если задан типовой режим нагружения, то эквивалентная долговечность подшипника
L E= ,
Согласно ГОСТ Р50891-96 для подшипников зубчатых редукторов должно выполняться условие Lh³10000 ч.
Выбранный подшипник №207 удовлетворяет заданным условиям работы.
5.2. Ведомый вал
Первоначально приняты подшипники №208 со следующими параметрами: В=18 мм, С0=17,8 кН, С=32 кН. По расчету опорные реакции равны: , . Расчет подшипников ведем по более нагруженной опоре 2.
е =0.518 =0,518
Если > e следует принять X =0,56, Y =2,3.
Частота вращения
Долговечность подшипника
Выбранный подшипник №208 удовлетворяет заданным условиям работы.
6. Проверка шпонок на смятие
Материал шпонок — сталь 45 нормализованная.
Расчет призматических шпонок на смятие по формуле [1, с.168]:
,
где l – длина шпонки, мм;
b – ширина шпонки, мм;
h – высота шпонки, мм;
t1 – глубина паза на валу, мм.
Допускаемые напряжения смятия для стальных ступиц при нереверсивном приводе [scм]=120 МПа.
Ведущий вал: Шпонка на выходном конце вала d=25 мм. Подбираем шпонку 8х7х32 ГОСТ 23360-78 (t1=4 мм). Т2=79 Нм.
Выбранная шпонка удовлетворяет условиям на смятие.
Ведомый вал: шпонка под колесом d=45 мм. Шпонка 14х9х56 ГОСТ 23360-78 (t1 =5,5 мм). Т3=191 Нм.
Выбранная шпонка удовлетворяет условиям на смятие.
Шпонка на выходном конце вала d=30 мм. Шпонка 8х7х40 (t1 = 4 мм).
.
Выбранная шпонка удовлетворяет условиям на смятие.
7. Определение размеров корпуса редуктора
Корпус редуктора выполняют разъёмным. Плоскость разъёма проходит через оси валов и делит корпус на основание и крышку.
Толщина стенок корпуса редуктора:
. Принимаем d=8 мм.
Диаметр фундаментных болтов для крепления редуктора к раме:
. Принимаем болт М16.
Диаметр болтов крепления крышки корпуса к основанию:
- у подшипников . Принимаем болт М12.
- на фланцах . Принимаем болт М8.
8. Смазка
Смазка зубчатой передачи осуществляем окунанием колеса в масляную ванну. Минимальная глубина погружения тихоходного колеса в масляную ванну hmin=2m=4мм. Максимальная глубина погружения не должна превышать половины радиуса зубчатого колеса.
При контактных напряжениях 498 МПа и скорости v=1,65 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть равна 28×10-6 м2/с. Выбираем масло И-Г-А-32.
Для смазки подшипников применяем то же масло.