Научная теория композиции

Великие мастера живописи владели секретами
композиционного и живописного мастерства. Об
этом говорят их произведения. Народный худож-
ник СССР Б. В. Иогансон советовал молодым
художникам копировать произведения великих ма-
стеров и не огорчаться, если вначале будут ошиб-
ки, неудачи: «...обязательно будут ошибки. Эти
ошибки наведут на размышления, на догадки и,
наконец, натолкнут на тайные законы построения
(курсив автора — Ф. К.) живописного произведе-
ния, подобные логике архитектурных форм» '.

Среди некоторой части современных художни-
ков бытует мнение, что законов композиции нет,
учить тут нечему и незачем. Но почти каждый ху-
дожник втайне знает, что законы композиции
все же есть. Каждый знает, что вопросам такого
рода, по образному выражению А. Герцена,
«нельзя навязать каменьев на шею». Об этой не-
побежденности предмета очень часто напоминает
художнику его собственная практика. Начав пи-
сать картину на холсте, он видит, что что-то не
так, изображение плохо смотрится, картина не вхо-
дит в глаз, разваливается. И начинаются мучи-
тельные переделки, переписывания, подчас изнури-
тельные и тягостные. Вместо того, чтобы успешно
закончить картину, художник изматывает себя со-
мнениями, силы уходят па то, что должно было
быть решенным в самом начале. Известно, что
Рубенс делал эскиз и за неделю заканчивал кар-
тину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: