Глава вторая

Практическая композиция


Композиция при работе с натуры

Точка зрения

Пропорции золотого сечения (в соответствии со
строением глаза и принципами его работы) впле-
тены в акт зрительного восприятия. Человек опре-
деляет отношение величин и отличает среди них
именно отношение золотого сечения. Это подтвер-
ждено опытами немецкого психолога Густава Фех-
нера (1801 — 1887). В 1876 г. он экспериментиро-
вал, показывая испытуемым фигуры различных
прямоугольников, и просил выбрать из них форму,
которая производит на них самое приятное впе-
чатление. Большинство выбрало прямоугольник зо-
лотого сечения или близкий к нему по отношению
сторон.

Похожие опыты проводил американский нейро-
физиолог Уоррен Мак-Каллок (1898—1969). Он
затратил два года на измерение способности чело-
века приводить регулируемый продолговатый пред-
мет к предпочтительной форме, потому что не ве-
рил, что человек выбирает золотое сечение или мо-
жет распознать его. Мак-Каллок писал: «Он пред-
почитает и он может! В повторных установлениях
наиболее приятной формы он приходит к пред-
почтению его и может установить его. Тот, кто
способен обнаружить различие в двадцатую
часть длины, площади или объема, выставляет дан-
ное различие на 1: 1,618, а не на 1: 1,617 или
1: 1,619. Так, эстетическая оценка прямо показы-
вает точное знание определенных — могу ли я ска-
зать привилегированных? — отношений» '.

Глаз зрителя улавливает малейшие неточности
в изображении предметов на картине. Они, эти не-
точности, разрушают гармонию формы и препят-

1 Цит. по: Сонин А. С. Постижение совершенства.— М.,
1987 — С. 173—174.


Продуманную и завершенную композицию
можно рассматривать как образную
формулу, в которой приведены
к смысловому и формальному единству
все части картины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: