Общее сопротивление, возникающее при передвижении асфальтоукладчика, складывается из следующих составляющих: сопротивления перемещению ходовой части укладчика и призмы смеси груженого автосамосвала, сопротивления сил трения рабочих органов по укладываемой смеси и сопротивления от сил инерции автосамосвала и укладчика при движении после их остановок.
Сопротивление перемещению ходовой части как тележки W1, Н
W1= g (mа+mсм)(f1+ i)
где mа - масса асфальтоукладчика, кг.
mсм – масса смеси в бункере, кг;
f1 - коэффициент сопротивления перекатыванию гусеничного хода по основанию (меньшее значение) или нижнему слою асфальтобетона, f1 = 0,003...0,04;
i - наибольший продольный уклон асфальтобетонных покрытий, i = 0,07;
g – ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2.
Сопротивление от перемещения призмы смеси, укладываемой уплотняющим брусом W2, Н
W2= gmпрf2
где mпр - масса призмы смеси, кг,
f2 - коэффициент трения смеси по смеси, f2 = 0,8.
Сопротивление перемещению при толкании груженого автосамосвала W3, Н
W3= g (mс+m/см)(fк+i)
где mс - масса заправленного порожнего автосамосвала;
mсм - масса асфальтобетонной смеси в кузове автосамосвала (соответствует его грузоподъемности);
fк - коэффициент сопротивления перекатыванию
колес автосамосвала с жесткими шинами по щебеночному основанию, fк = 0,06.
Сопротивление сил трения рабочих органов по поверхности укладываемой смеси W4, Н
W4= gmр fр
где mр - масса рабочих органов и механизмов, воздействующая на покрытие через выглаживающую плиту.
fр - коэффициент трения скольжения
рабочих органов по смеси.
Сопротивление от сил инерции груженого автосамосвала и асфальтоукладчика при возобновлении движения
после вынужденных остановок W5, Н
W5=(ma+mc+mcv+m/смv)/tp
где tр - время разгона, tр = 1...2 с;
v – рабочая скорость передвижения машин.
Общее сопротивление, возникающее при передвижении асфальтоукладчика, равно
∑W= W1 W2 W3 W4 W5
Для обеспечения нормальной работы асфальтоукладчика без пробуксовки необходимо, чтобы тяговое усилие по сцеплению было достаточным для преодоления всех сопротивлений, возникающих при работе машины:
gma φсц≥∑W
гдеφ сц - коэффициент сцепления движителя асфальтоукладчика для щебеночного (меньшее значение) или асфальтового основания; сц=0,5...0,8.