Издержки предконтрактного оппортунизма. Моральный риск, неблагоприятный отбор

Институциональная экономика

Единой классификации нет, например, О.Уильямсон привязывает классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. В связи с этим можно выделить издержки:

Ex ante (до сделки заключение сделки).

Ex post (издержки после заключения сделки).

К издержкам первого типа О.Уильямсон относит:

1. Издержки поиска информации, которые включают в себя

a. Затраты на поиск информации о потенциальном партнере.

b. Затраты, связанные с анализом ситуации на рынке.

c. Затраты или потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

d. Затраты на ведения переговоров,

e. Затраты, связанные с выбором формы сделки.

2. К издержкам ex ante относятся издержки измерения:

a. затраты, которые несут контрагенты и которые связаны и измерением качества товаров и услуг.

b. издержки заключение контракта, связанные с юридическим или нелегальным оформлением сделки.

Издержки после заключения сделки (ex post)

1. Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма

a. Затраты на контроль за соблюдением условий сделки и предупреждения оппортунизма.

2. Издержки спецификации и защиты прав собственности.

a. Расходы на содержание судов

b. Затраты, необходимые для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав.

c. Потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты прав.

3. Издержки защиты от третьих лиц.

Есть и другая классификация от П.Милгрома и Дж.Робертса, они делят издержки на координационные (недостаток координации между индивидами) и мотивационные (недостатки в рациональности и проблемы с нравственностью)

Координационные издержки

1. Издержки поиск информации о характеристиках трансакции.

2. Издержки поиск партнеров.

3. Издержки использования структур управления трансакциями. Мотивационные издержки:

1. Издержки, связанные с неполнотой и асимметрии информации

2. Издержки, связанные с недостоверностью обязательств.

Классификация издержек, которые несут фирмы.

В рыночной экономике издержки фирмы можно разделить на три группы:

1. Трансформационные издержки, которые предполагают трансформацию факторов производства в экономические блага. То есть издержки, связанные непосредственно с процессом производства.

2. Организационные издержки. Издержки по обеспечению контроля и распределения ресурсов внутри организации. Издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации.

3. Трансакционные издержки. Издержки взаимодействия субъектов экономики. Издержки, связанные с контактами фирмы с внешней средой.

Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма.

Можно выделить два типа оппортунистического поведения:

1. Предконтрактное

Формой предконтрактного оппортунизма выступает «неблагоприятный отбор», он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды, выделяющими в ней как потенциальных партнеров тех экономических агентов, которые являются наименее желательными для рассматриваемого субъекта.

Эта проблема тесно связана с недостатком информации, но в данном случае это не только информация, которые не только недоступна, а намеренно скрывается. Мы уже рассматривали пример с рынком поддержанных автомобилей:

На рынке продаются хорошие автомобили, которые на сленге называются «сливы», и плохие (на сленге – «лимоны»). Продавцы располагают большей информацией о качестве автомобилей, которые они продают, чем покупатели. Но поскольку покупатели не могут провести различия между «сливами» и «лимонами», то и хорошие, и плохие автомобили продаются по одной цене.

В подобной ситуации возникает внешний эффект, который приводит к провалу рынка. Своим решением попытаться продать автомобиль плохого качества по средней цене экономический агент оказывают влияние на складывающееся у покупателей впечатление в отношении качества «среднего» автомобиля, продаваемого на рынке. Это приводит к понижению цены, которую покупатели готовы платить за «средний автомобиль», и таким образом наносит ущерб людям, которые пытаются продать хороший автомобиль. Из-за высоких издержек получения информации товары низкого качества вытеснили товары хорошего качества. Проблема неблагоприятного отбора может быть настолько серьезно, что способна полностью разрушить рынок.

Существуют две стратегии, позволяющие решить проблему неблагоприятного отбора: подача сигнала и просеивание. Различие между этими стратегиями состоит в том, какая из сторон предпринимает действия – информированная ил не информированная.

Проблема неблагоприятного отбора решается посредством гарантии. То есть владельцы лимонов гарантию давать не будут, владельцы же слив заинтересованы в том, чтобы продать свой автомобиль.

В свою очередь, существу еще одна проблема, получившая название «моральный риск», возникающая, когда лицо, обладающее необходимой для принятия решения информацией, имеет интересы, отличающие от интересов лица, принимающего решение. Очевидно, что это лицо может пытаться использовать информационное преимущество для того, чтобы повлиять на принятие выгодного для себя решения. Оно будет заинтересовано в том, чтобы не предоставлять полную и точную информацию, имеющую существенное значение для принятия решения. В этом случает речь идет о скрытой информации.

Моральный риск – это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим в ситуациях, когда они не ощущают полностью последствий (или не пользуются полными выгодами) своих действий вследствие неопределенности и неполноты контрактов, которые препятствуют возложению всего ущерба (или получение всех выгод) на соответствующего агента.

Ситуации, в которых возникает моральный риск, характеризуются сочетанием следующих условий:

· Интересы исполнителя и заказчика не совпадают, исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб интересам заказчика;

· Исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий;

· Заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершение принуждения.

Способы снижения уровня морального риска следующие.

1. Контроль за действиями агента. Можно ужесточить надзор за деятельностью агента, увеличивая объемы ресурсов, расходуемых на эти цели. Все меры по ужесточению надзоры, как правило, дорогостоящие, и нередко издержки контроля могут превышать ту выгоду, которая достигается подобным образом.

2. Поиск дополнительных источников информации об агенте, о его усилиях, о его честности и прилежности.

3. Создание конкуренции между агентами, которые имеют противоположные интересы, а значит, будут охотно раскрывать относительные преимущества своей деятельности, подчеркивая недостатки деятельности своих конкурентов.

4. Контроль по средствам механизма фондового рынка и рынка слияний и поглощений позволяют смягчить проблему морального риска в отношениях между акционерами и наемными управляющими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: