Сальдо внешней торговли

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

Методы расчета:

ВВП может быть рассчитан тремя способами:

1) производственный, путем сложения всех добавленных стоимостей, созданных резидентами в стране:

ВВП = ВВ – МЗ + КН - С, Где

ВВ – валовой выпуск;

МЗ – материальные затраты (повторный счет);

КН – косвенные (продуктовые) налоги;

С – субсидии.

2) расходный, путем сложения четырех величин:

ВВПр = С + Ig+ G + Xn, Где

С – потребительские расходы домохозяйств;

Ig– валовые внутренние частные инвестиции;

G – государственные расходы;

Xn – чистый экспорт.

Ig = In + A, где

In – чистые внутренние частные инвестиции;

А – амортизация;

Xn (чистый экспорт) = Е – I, где

Е – национальный экспорт;

I – импорт на территорию страны.

3) доходный, путем сложения всех доходных слагаемых:

ВВПд = А + КН + W + R + I + R, где

А – амортизация основного капитала;

КН – косвенные налоги на бизнес;

W – зарплата наемных работников;

R – рента;

I – проценты;

R – валовая прибыль, включающая налог на прибыль, дивиденды и чистую прибыль.

Чистый внутренний продукт ЧВП (NDP) = ВВП – А.

Валовой национальный доход ВНД (GNI) = ВВП + NI, где

NI – чистый факторный доход страны, т. е. разность доходов резидентов, использующих экономические факторы за рубежом, и доходов нерезидентов, использующих национальные факторы данной страны.

Валовой национальный располагаемый доход ВНРД (GNDI) = GNI + NT, где

NT – чистые трансферты, то есть разность между трансфертами, переданными нерезидентами данной страны её резидентам, и трансфертами, переданными резидентами нерезидентам.

Чистый национальный продукт ЧНП (NNP) =GNP – А.

Национальный доход НД (NI) = ЧНП - КН = W + R +I + R.

18. Макроэкономическое значение, основные статьи и структура платежного баланса

Платежный баланс -это статистический отчет, в котором отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других экономик (нерезидентами), которые имели место в течение определенного периода времени.

Платежный баланс составляется ЦБ по единой методологии МВФ в долларах США (все страны составляют свои платежные балансы в долларах США, что дает возможность осуществлять межстрановые сопоставления).

Платежный баланс строится на основе принципа «двойной записи», принятого в бухгалтерском учете: каждая операция отражается дважды - по кредиту одной статьи и дебету другой;

Сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а их общее сальдо должно равняться нулю. Однако на практике такой баланс не достигается;

Расхождение между суммами кредитовых и дебетовых проводок отражается по статье "чистые ошибки и пропуски».

Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью. Платежный баланс оказывает воздействие на рыночный курс национальной валюты, а тот в свою очередь влияет на интенсивность и направленность экспортно-импортных потоков, переток инвестиционных ресурсов из одной страны в другую и, в целом, на макроэкономическое равновесие в стране. Помимо равновесного состояния платежного баланса (когда сальдо равно нулю), возможно активное и пассивное сальдо. Активное сальдо свидетельствует о превышении поступлений валюты в страну над выплатами, а пассивное – наоборот.

Явно выраженное активное сальдо платежного баланса менее благоприятно для национальной экономики, чем нулевое, а пассивное, отрицательное, наблюдающееся в течение ряда лет подряд, показывает недостаточно эффективное, подчиненное положение страны на мировом рынке и может в конечном счете привести к снижению ее валютного курса (девальвации).

Структура ПБ:

1. СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ

А. Товары и услуги

1. Товары

2. Услуги

Б. Доходы от инвестиций и оплата труда

1. Оплата труда

2. Доходы от инвестиций

В. Текущие трансферты

2. СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

А. Счет операций с капиталом

1. Капитальные трансферты

2. Операции с непроизведенными нефинансовыми активами

Б. Финансовый счет

1. Прямые инвестиции

1.1. За границу

1.2. В экономику России

2. Портфельные инвестиции

2.1. Активы

2.2. Обязательства

3. Финансовые производные

3.1. Активы

3.2. Обязательства

4. Прочие инвестиции

4.1 Активы

4.2. Обязательства

5. Резервные активы

26. Основные показатели денежного рынка

Денежный рынок –составная часть финансового рынка, структура, в которую входит предоставление иполучение краткосрочных (как правило, до года) кредитов. Такие кредиты берутся для поддержания ликвидности, то есть возможности организаций отвечать по своим текущим обязательствам, апредоставляются с целью размещения временно свободных денежных средств.

К инструментам денежного рынка относятся:

- межбанковские кредиты,

- коммерческие кредиты,

- депозитные сертификаты,

- сберегательные сертификаты,

- векселя,

- государственные краткосрочные ценные бумаги.

27. Основные черты рынка монополистической конкуренции. Максимизация прибыли

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.

Особенности монополистической конкуренции:

1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:

• отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара;

• рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;

• отсутствует возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

• каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.

2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

• разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

• различные услуги и условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания);

• различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);

• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.

Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистичекий конкурент контролирует небольшую долю отраслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегменте доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, значит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.

3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при мо­нополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.

4. Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов:

• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

• улучшение качества товара с течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

• реклама. Особенность данной формы неценовой конкуренции состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже существующим видам продукции.

Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения самого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: