Общая процедура эмиссии ценных бумаг (акции)

• Принятие решения о размещении бумаг (Порядок принятия решения должен быть установлен уставом общества, закон не предъявляет существенных требований к тому, кто должен четко принимать это решение, однако это решение должно четко соответствовать законодательству)

• Утверждение решения о выпуске (Решение о выпуске утверждает совет директоров или иной высший орган общества, в соответствии с уставом, это решение должно быть принято не позднее 6 месяцев после того как было принято решение о размещении ценных бумаг)

• Гос. Регистрация (отчета об итогах выпуска) - может сопровождаться регистрацией документа - проспекта ценных бумаг, регистрация документа происходит в обязательном порядке, если способом размещения является подписка. Срок - 30 дней с момента подачи документов. Частный срок - 20 дней - для выпуска, который требует составления проспекта. 10 дней - для повторной регистрации.

• Размещение ценных бумаг

o Заключение сделок и гражданско-правовых договоров

o Внесение регистрационных записей (регистрация происходит в течение 14 дней, в течение которых регистратор должен проверить законность сделки, вносятся соответствующие записи, информируется новый владелец ценных бумаг)

o Выдача сертификатов документарных ценных бумаг

Размещение должны быть произведено в сроки, установленные проспектом ценных бумаг, либо в сроки, установленные решением о выпуске, но не более 1 года. Фактически на размещение дается 1 год.

o Государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Отчет может быть выпущен в 2 форма - отчет, т.е расширенный документ, отчет в виде уведомления. Сроки - до 30 дней с момента окончания размещения. Если размещение происходило поэтапно, то эти 30 дней начинают идти с момента размещения последней ценной бумаги.

Проспект ценной бумаги - это установленная законом форма, содержащая сведения об эмитенте, его финансовом состоянии и предыдущих выпусках ценных бумаг. Проспект ценной бумаги обязателен при открытой подписке.

Закон требует 5 обязательных разделов в проспекте:

a. Данные об эмитенте (сведения об учредителях, об органах управления, о наличии филиалов, указание крупных акционеров - кто владеет 5% и более акций)

b. Данные о финансовом положении эмитента (за последние 3 года, информация об обязательных платежах в бюджет - налоги, сведения о задолженности данного эмитента перед 3-ми лицами)

c. Сведения о выпуске (о размещении на бирже, об оборотах биржи)

d. Сведения о данной эмиссии (объем размещения, цена размещения, номинал, порядок учета прав на ценные бумаги и порядок хранения этих ценных бумаг

e. Сведения об особых условиях в обращении бумаг (например, если бумаги не могут быть предметом залога, информация о дисконте при размещения, об особых условиях при выпуске)

50. Организация банковского надзора и регулирования в РФ

Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Цель банковского надзора достигается путем контроля деятельности кредитных организаций, оценки их финансовой устойчивости, соблюдения ими банковского законодательства и экономических нормативов. Банковский надзор представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимодействующих принципов, методов и инструментов наблюдения, контроля и регулирования движения денежных средств в банковской системе, реализуемых специальным надзорным органом.

Основной задачей банковского надзора является обеспечение устойчивости банковской системы, ориентированной на поддержание роста экономики страны и нейтрализацию негативных макроэкономических последствий. Банковский надзор осуществляются на основании федеральных законов: ― О ЦБ РФ и о банках и банковской деятельности, а также нормативных актов, издаваемых Банком России в соответствии с действующим законодательством. Методологической основой развития и совершенствования банковского надзора в России являются основополагающие принципы эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора (КБН). Основными задачами КБН являются методическое и организационное обеспечение функций Банка России в сфере банковского регулирования и банковского надзора. Структура КБН утверждается Советом директоров. Руководитель КБН назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. В состав КБН входят руководители структурных подразделений Банка России- Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления КО, Департамент фин мониторинга и вал контроля, Юр департамента, Главной инспекции КО, Главного управления безопасности и защиты информации, Московское главное территориальное управление Банка России.

Надзорный Цикл:

1) Лицензирование кредитных организаций.

2) Текущий надзор за деятельностью кредитных организаций.

3) Инспектирование – надзор на месте.

4) Финансовое оздоровление КО.

5) Ликвидация финансово-неустойчивых КО.

Правовой базис банковского надзора обеспечивает единство всей системы банковского надзора и представляет собой отдельный самостоятельный элемент, органично вписанный в общую структуру. Правовой базис включает, прежде всего, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор. Также в него входят законодательные акты, регламентирующие права и полномочия субъекта и объекта надзора.

В настоящее время российская банковская система функционирует в соответствии с принципами «Базель II». Основным отличием Базеля II является применение более дифференцированной, по сравнению со стандартами «Базель I», оценки кредитоспособности контрагента с целью снижения потребности в капитале кредитных организаций. Рекомендации «Базель II» по достаточности капитала устраняют элементы формализма, некую унифицированность в оценке уровня требований к капиталу, характерную для Соглашения по достаточности капитала от 1988 г. (Базель I).Сейчас российские банки готовятся поэтапно перейти на «Базель III» (2013–2018 г.). Базель III представляет собой симбиоз передовых способов оценки рисков (кредитного, рыночного и операционного) и создания соответствующего капитала, содержательного надзора и рыночной дисциплины.

Методы регулирования:

1) метод регулирования (пруденциальный, дистанционный, документарный надзор), который предполагает осуществление процесса наблюдения на основе данных отчетности, предоставляемой кредитными организациями в надзорные органы Банка России;

2) метод ревизий (инспектирование, инспекционные проверки, проверки «на местах»), в соответствии с которым надзорные органы Банка России осуществляют проверки кредитных организаций с целью выявления недостатков в их деятельности.

51. Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки. Формы обеспечения возвратности кредита.

Оценка кредитоспособности заемщика, под которой понимают его способность и готовность вернуть в установленный срок и в полном объеме основную сумму долга и проценты, предполагает анализ его репутации и платежеспособности. Платежеспособность в данном случае рассматривается как способность погасить взятую ссуду за счет текущих денежных поступлений или от продажи активов.

Способность вернуть кредитный долг определяется исходя из анализа балансовых данных заемщика, его отчетов о прибылях и убытках, движении денежных средств, состоянии имущества и др., а также на основе оценки перспективности его бизнеса, занимаемого положения в нем, предстоящих объемов продаж, денежных потоков, рентабельности производства и т. д.

Все факторы, влияющие на способность и готовность заемщика вернуть кредитору заимствованные у него средства, позволяют выстроить их в определенный ряд и ранжировать в зависимости от значимости для оценки реальной кредитоспособности заемщика.

В американской практике используется метод балльной оценки ссудозаемщиков, основанный на «правиле пяти си»:

С – Capacity – финансовая способность вернуть долг;

С – Character – репутация заемщика (честность, порядочность, прилежание);

С – Capital – капитал или имущество;

С – Collateral – наличие обеспечения, залога;

С – Conditions – экономическая конъюнктура и ее перспективы.

Применительно к банковским системам в странах с развивающейся экономикой американскими аналитиками были разработаны еще два «си»:

С – Country – страновый фактор;

С – Currency – национальная валюта, ее устойчивость.

Страновый фактор представляет собой риск изменения текущих либо будущих политических или экономических условий в стране в той степени, в которой они могут повлиять на способность фирм или других заемщиков отвечать по своим долгам. Он оказывает влияние на заемщиков и кредиторов, совершающих сделки в иностранной валюте.

Наибольшее распространение получили методики PARSER и CAMPARI.

PARSER:

Р – person – информация о потенциальном заемщике, его репутации;

А – amount – обоснование суммы испрашиваемого кредита;

R – repayment – возможности (условия) погашения кредита;

S – security – оценка обеспечения кредита;

Е – expediency – целесообразность кредита;

R – remuneration – вознаграждение банка (процентная ставка).

CAMPARI:

С – character – репутация, характеристика (личные качества) заемщика;

А – ability – способность возвратить кредит (оценка бизнеса заемщика);

М – means – необходимость обращения за кредитом, или marge – маржа, доходность;

Р – purpose – цель кредита;

А – amount – размер кредита;

R – repayment – условия погашения кредита;

I – insurance – обеспечение, страхование риска непогашения кредита.

Российские банки широко используют как зарубежный опыт оценки кредитоспособности, так и отечественный. Например, АРБ предлагает коммерческим банкам свою методику по оценке кредитоспособности ссудополучателей, которая основывается на следующих составляющих:

– солидность – ответственность руководства, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам;

– способность – производство и реализация продукции, поддержание ее конкурентоспособности;

– доходность – предпочтительность вложения в данного заемщика;

– реальность – достижение результатов проекта (сделки);

– обоснованность запрашиваемой суммы кредита;

– возвратность за счет реализации продукции, работ, услуг;

– обеспеченность кредита юридическими правами заемщика.

Определенный интерес для российских коммерческих банков представляет методика по оценке кредитоспособности заемщиков Банка России, которую он рекомендует им использовать для оценки кредитных рисков в целях формирования резерва на возможные потери по ссудам.

В оценке кредитоспособности заемщиков по любой методике принципиальное значение имеет финансовый анализ. Он может проводиться двумя способами:

1) на основе системы финансовых коэффициентов (показателей);

2) путем анализа денежных потоков, т. е. сопоставления притока и оттока денежных средств предприятия-заемщика. При этом превышение притока средств над их оттоком свидетельствует о хорошем финансовом положении заемщика и наоборот.

Данные как мин за 3 года. = изменения ден средств от производственной деятельности ± от инвестиц деят-ти ± от фин деятельности.

Традиционно отечественные банки в основном используют метод коэффициентов. Их можно разбить на пять групп:

› коэффициенты ликвидности (тек и быстрой);

› коэффициенты оборачиваемости капитала (эффективности – оборач ДЗ, ОС);

› коэффициенты финансовой устойчивости. Показывает зависимость от привлеч средств;

› коэффициенты прибыльности (рентабельности). Эффективность использования средств;

› коэффициенты обеспечения долга.

На основании значений этих показателей строится кредитный рейтинг заемщика (6 классов), который выражается в баллах и позволяет отнести каждого заемщика к определенному классу по кредитоспособности, а соответственно и определить режим его кредитования.

При оценке кредитоспособности анализу подвергаются также качество и стоимость предлагаемого обеспечения. С этой целью используются все доступные материалы, как полученные от клиента, так и имеющиеся в кредитном архиве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: