Коэффициент долговечности ZN, учитывающий влияние ресурса работы, определяется по формуле:
ZN = ≥ 1, но ≤ 1,8,
где | NH lim – базовое число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости σН lim b (при НHRC > 56 NH lim = 12∙107 циклов); NHE – эквивалентное число циклов напряжений. |
Для начала найдём эквивалентное число циклов напряжений NHE:
NHE = N э i KПНi L 0,
где | N э i – эквивалентное число циклов нагружений KПНi – коэффициент пробега, характеризующий отношение долговечности детали при расчётном моменте и действительном нагрузочном моменте; L 0 – ресурс работы коробки передач до капитального ремонта |
Коэффициент пробега KПНi – это коэффициент приведения переменных циклических нагрузок, действующих на зубчатое колесо, к режиму постоянного циклического нагружения с расчётной нагрузкой. Коэффициент пробега зависит от соотношения между расчётными pm и средними удельными p ср. m (по отношению к единице веса автомобиля) тяговыми усилиями на m -ной передаче .
Определим расчётное по формуле:
|
|
рm =
где, = = 27763,4
Получаем, что будет равно:
рm = = 0,939
Среднее удельное тяговое усилие будет определяться средними удельными сопротивлениями дороги рψ ср, воздуха р в.ср и при разгоне р γ
Найдём эти значения по отдельности, а потом и определим среднее удельное тяговое усилие:
Сопротивление на дороге определяем по этой формуле:
рψ ср =
Оно будет равно:
рψ ср = = 0,447
Сопротивление воздуха определяется по формуле:
р в.ср
где,
=
= = 7,32 м/с
Тогда получим, что:
р в.ср = 0,000385
Сопротивление при разгоне находится по формуле:
рγ = 0,3(рm – рψ ср – р в.ср)
Получаем:
рγ = 0,3(0,939 – 0,447 – 0,000385) = 0,147
Теперь определим среднее удельное тяговое усилие по формуле:
р ср. m = рψ ср + р в.ср + р γ
Получаем:
р ср. m = 0,447 + 0,000385 + 0,147 = 0,594
Отношение будет равно:
= = 1,58
Теперь можем определить по графику, значение KПНi
KПНi = 0,27
Теперь определим эквивалентное число циклов напряжений NHE:
NHE = = 2058750
Наконец мы можем определить коэффициент долговечности ZN
ZN = = 1,8