Проверка на контактную прочность проводится при рассчитанном значении аω и при пиковой нагрузке:
σН пик = σН
≤
,
| где | σН пик – контактное напряжение при пиковой нагрузке, МПа;
σН – действующее контактное напряжение при расчётном моменте, МПа;
Трi – расчётный момент, действующий в i -том зацеплении, Н·м;
Тр max – максимальный (пиковый) момент, Н·м;
– предельное допускаемое контактное напряжение, МПа.
|
Максимальный (пиковый) момент Тр max, возникающий при переходных режимах движения автомобиля (при трогании с места или разгоне, резком торможении), определяют по формуле:
Тр max = Кд Те max u кп i ,
где Кд – коэффициент динамичности.
Значения коэффициента Кд равен:
- для грузовых автомобилей Кд = 2,0…2,5.
Определим максимальный момент:
Тр max = 2 * 413 * 5,76 = 4757,76 Н∙м
Действующее контактное напряжение:
σН = ZE ZН Zε
.
Определим его:
σН =
= 5627,7 МПа
При невыполнении условия (6.9) необходимо уточнить межосевое расстояние аω по действующему контактному напряжению σН пик при пиковой нагрузке:
σН пик = 
Найдём это значение:
σН пик =
= 8247,19 МПа
Определим межосевое расстояние:
а = 225,5(1 +3,3) ×
= 142,47 мм
При невыполнении условия необходимо уточнить межосевое расстояние аω по действующему контактному напряжению σН пик при пиковой нагрузке:
σН пик = 
Для этого сначала определим
:
= 44 ННRC = 44 * 50,5 = 2222 МПа
Теперь сосчитаем σН пик:
σН пик =
=1516,72 МПа
Таблица:
Определение межосевого расстояния а
| Коэффициент ZЕ | МПа | 191,7 | |||||
| Коэффициент Zε | - | 0,79 | |||||
| Угол αt | град | 21,8 | Коэффициент ZН | - | 2,3 | ||
Угол
| град | 24,7 | |||||
| Коэффициент KV∆ | - | 1,01 | Коэф. KНυ | 1,029 | Коэф. KН | - | 1,64 |
| Коэффициент KVe | - | 1,05 | |||||
| Твёрдость HHV | - | Коэф. KНβ | 1,1498 | ||||
| Окружная скорость V ш | м/с | 0,601 | |||||
| Коэффициент KНω | - | 0,749 | |||||
Коэффициент
| - | 1,2 | |||||
| Степень точности передачи | - | Коэф. kНα | 1,39 | ||||
| Коэффициент KНψ | - | 1,33 | |||||
| Коэффициент KНγ | - | 0,95 | |||||
| Расчётный вращающий момент Трi | Н∙м | 2215,4 | Межосевое расстояние а | мм | 142,47 | ||
| Передаточное число ui | - | 3,3 | |||||
| Угол наклона зуба β* | град | ||||||
| Коэффициент ширины ψba | - | 0,21 | |||||
Допускаемое напряжение
| МПа | ||||||
| Расчётное напряжение σн | МПа | 1308,76 | Напряжение σН пик | МПа | 3247,19 | ||
| Коэффициент динамичности Кд | - | ||||||
| Вращающий момент Те max | Н·м | ||||||
Предельное допускаемое контактное напряжение
| МПа | ||||||
| Межосевое расстояние по пиковой нагрузке аω | мм | 118,8 |






