Определение межосевого расстояния

Ориентировочное значение межосевого расстояния зубчатого зацепления, выполненного без смещения исходного контура, в общем случае определяют по формуле:

а = 0,5 (1 + ui) × ,

где ZЕ – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряжённых колёс, ; ZН – коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей зубьев в полюсе зацепления; Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; Tрi – расчётный вращающий момент на валу рассматриваемой шестерни i -того зубчатого зацепления, Н·м; KН – коэффициент контактной нагрузки; - допускаемые контактные напряжения, МПа; ψbа – коэффициент ширины зубчатого венца по отношению к межосевому расстоянию; ui – передаточное число i -того зубчатого зацепления.

Коэффициент ZЕ = , где Е – приведённый модуль упругости материала шестерни и колеса (Е = , где Е 1 и Е 2 – модуль упругости шестерни и колеса соответственно); μ – коэффициент Пуассона. Учитывая, что для стальных зубчатых колёс при ННRC > 45 Е 1 = Е 2 = Е = 2,1·105 МПа, μ = 0,3, и коэффициент ZЕ = 191,7 .

Тогда мы можем проверить значение ZЕ

ZЕ = = 191,7

При εβ ≥ 1 коэффициент Zε для косозубых колёс определяется по формуле Zε = . Принимая на данном этапе εα = 1,6, получим значение Zε = 0,79. Для прямозубых колёс εα = 1, поэтому Zε = = 0,894.

Коэффициент ZН для косозубых колёс ZН = × . На данном этапе смещение исходного контура не учитывается (х 1 = х 2 = 0), поэтому αt = α. Для прямозубых колёс βb = 0, αt = α = 20°, теперь вычислим:

ZН = × = 2,3

После подстановки числовых значений коэффициентов ZЕ, ZН и Zε в формулу, получим выражения для определения межосевого расстояния - для косозубой цилиндрической передачи:

а = 225,5(1 + ui) ×

Исходными данными при определении а являются: допускаемое контактное напряжение , расчётный вращающий момент на валу шестерни Трi, коэффициент ψba и передаточное число ui. Углы αt и βb определяют по зависимостям.

6.1. Определение коэффициента контактной нагрузки KН

Коэффициент контактной нагрузки KН вводится для учёта дополнительных нагрузок, связанных с условиями нагружения, точностью изготовлениия зубьев, жёсткостью валов, осей и т. д., и определяют по формуле:

KН = K K KНυ,

где K – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; K – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии (по ширине колеса); KНυ – коэффициент, учитывающий возникающую внутреннюю динамическую нагрузку в зацеплении.

6.1.1. Определение динамического коэффициента KНυ

Динамический коэффициент KНυ позволяет учесть внутреннюю динамическую нагрузку зубчатой передачи, связанную с ударами зубьев на входе в зацепление из – за ошибок шага по основной окружности и при деформации зубьев под нагрузкой. Сила удара зависит от величины ошибки шага, степени точности передачи, от жёсткости зубьев и окружной скорости зубчатого колеса. Значение KНυ определяют по формуле:

KНυ = ,

где KV - коэффициент, учитывающий влияние внутренних динамических нагрузок на данной ступени; KVе – коэффициент, учитывающий влияние внешних динамических нагрузок на данной ступени.

Значения коэффициентов KV и KVе определяют по графикам.

Тогда получаем:

KНυ = = 1,029

6.1.2. Определение коэффициента неравномерности нагрузки K.

Неравномерность распределения нагрузки обусловлена погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов, подшипников. Зубья зубчатых колёс в процессе работы прирабатываются, в результате чего распределение нагрузки становится более равномерным. Поэтому рассматривают коэффициенты неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы и после приработки K:

K = 1 + ( – 1) K,

где K – коэффициент, учитывающий приработку зубьев.

Значение коэффициента k определяется в зависимости от окружной скорости шестерни V ш (м/с) по формуле:

K = 1 – ,

где HHV – твёрдость зубчатого колеса.

Определим K

K = 1 – = 0,749

Значение коэффициента определяется по графику и будет равно 1,2.

Тогда K будет равно:

K = 1 + (1,2– 1)* 0,749 = 1,1498

6.1.3. Определение коэффициента распределения нагрузки K

Коэффициент k, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, находят из соотношения:

K = K K,

где K – коэффициент, учитывающий непостоянство интенсивности нагрузки на наклонных контактных линиях; K – коэффициент, учитывающий влияние точности изготовления зубчатого колеса на распределение нагрузки.

Для косозубых передач при εβ ≥ 1 K = 1,33. K определяется по таблице и будет равно 1,05.

Определим K

K = 1,33 * 1,05 = 1,39

Теперь определим коэффициент контактной нагрузки KН

KН = 1,39 * 1,1498 * 1,029 = 1,64


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: