Институциональная экономика

1. Предмет и методология микроэкономики.

Микроэконо́мика (др.-греч. μικρός — маленький; οἶκος — дом; νόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Термин «экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкономиа» («ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон), что в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Поэтому в античный период понятие «экономика» не распространялось на всю совокупность хозяйств, имеющихся в государстве (городе, общине), а использовалось лишь для обозначения отдельно взятого домашнего хозяйства (со всем его имуществом и хозяйственной деятельностью) и искусства ведения домашнего хозяйства (домостроя, домоводства). Как считают исследователи, термин «экономика» ввел в употребление древнегреческий ученый и политический деятель Ксенофонт (430–355 гг. до н.э.).

В экономической теории выделяются отдельные уровни или части, различающиеся охватом, масштабом изучаемых объектов и отношений, вследствие чего различаются цели и задачи исследований, методы исследований, применяемые показатели и т.д. Принято выделять:· мегаэкономику, которая изучает экономические процессы в масштабах всей нашей планеты;· макроэкономику, которая изучает экономические процессы в рамках государства;· микроэкономику, которая изучает экономические процессы на уровне отдельных хозяйственных субъектов: домашних хозяйств, предприятий, организаций и учреждений. Позитивная экономическая теория, таким образом, имеет своей задачей объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Позитивная экономическая наука свободна от личностных оценочных суждений исследователя и, по выражению М. Фридмена, «принципиально независима от какой-либо этической позиции или нормативных суждений... Короче говоря, позитивная экономическая наука является или может являться «объективной» наукой точно в том же смысле, как и любая из физических наук».Основными функциями экономической теории являются: познавательная, позволяющая расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире; методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках; практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики; прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.Таким образом, микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания - цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Этапы развития микроэкономики

0. Классическая политическая экономия: в рамках исследований классиков политической экономии — Адама Смита, Давида Рикардо, Жана Батиста Сэя, Томаса Мальтуса — рассмотрение микроэкономических аспектов деятельности народного хозяйства было неотъемлемой частью общих экономических рассуждений о причинах формирования богатства.I. «до 1871 года» не появилось известного научного труда, предлагавшего новую систему экономического мышления взамен классической. Однако появлялись работы, предлагавшие отдельные подходы, впоследствии вошедшие в инструментарий экономической теории. Так, в 1826 году немец Иоганн фон Тюнен впервые использовал дифференциальное исчисление в экономической науке и предложил свой вариант дифференциальной ренты в пространственной экономике. Француз Огюст Курно в 1838 году предложил вариант анализа поведения фирм на рынке («модель Курно»). В 1854 году Герман Госсен исследовал психологический фактор экономического поведения субъектов и сформулировал законы насыщения потребностей человека.II. 1871−1880-е годы: «Маржиналистская революция» 1871/74 годов (использование в анализе предельных величин и отказ от теории трудовой стоимости австрийцем Карлом Менгером, англичанином Уильямом Стенли Джевонсом и швейцарцем Леоном Вальрасом) привела к формированию новой дисциплины, названной по-английски «economics» («экономической теорией»).

Австрийская школа — Карл Менгер, Эйген фон Бём-Баверк, Фридрих фон Визер открыли принципы предельной полезности и предложили порядковый (ординалистский) подход к её определению. Модернизировав теорию предельной полезности, американец Джон Бейтс Кларк создал теорию предельной производительности факторов производства. Математическая школа Уильяма Стенли Джевонса и Лозаннская школа Леона Вальраса использовали аппарат дифференциального исчисления для анализа поведения как потребителя, так и производителя в условиях совершенной конкуренции. Одновременно Леон Вальрас, впервые после «Экономической таблицы» Франсуа Кенэ, предложил математическую модель общего экономического равновесия в экономике.

III. 1890−1920-е гг. — В 1890 году английский экономист Альфред Маршалл публикует свою монографию, ставшую основным учебником по микроэкономике первой половины XX века. Он предложил компромиссный вариант определения рыночной стоимости предельной полезностью и затратами производства, сформулировал Закон спроса и предложения. Артур Пигу продолжил исследования Маршалла, проанализировав ситуацию монопольных рынков и вариантов государственного регулирования возникающих рыночных несовершенств с помощью налогов.Представители математической школы (Вильфредо Парето, Фрэнсис Эджворт) используя математику как инструмент экономических исследований, предложили количественный (кардиналистский) подход к определению предельной полезности, обосновали теорию общего экономического равновесия.

IV. 1930−1960-е — микроэкономика пополняется новыми открытиями. В публикациях 1930-х годов началось активное исследование ситуаций монополистической конкуренции и олигополии (Джоан Робинсон (1933), Эдвард Чемберлин (1933), Генрих фон Штакельберг (1934)).В 1930−40-е годы происходит активное изучение различных микроэкономических моделей. В рамках изучения влияния цен на поведение потребителя Джон Хикс выделяет эффекты дохода и замещения (ранняя работа Евгения Слуцкого была не замечена англоязычными авторами).В связи с появлением в 1936 году трактата Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» экономическая теория разделилась на два крупных блока — микроэкономику и макроэкономику (в дальнейшем отделилась также международная экономика). Одновременно с начала 1930-х годов началось развитие эконометрики.Выход в 1944 году работы «Теория игр и экономическое поведение» Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна ознаменовал появление нового теоретического подхода для анализа экономического поведения в рамках микроэкономики — теории игр. Однако только после работ Джона Нэша в начале 1950-х годов новый инструментарий стал входить в практику использования экономистов-теоретиков.

Экономические потребности — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Первичные — удовлетворяют жизненно-важные потребности человека (сон, еда, одежда). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой.

Вторичные — все остальные потребности (досуг и т. д.)

Экономические блага — средства удовлетворения экономических потребностей (вещи, услуги). Среди экономических благ необходимо выделить взаимозаменяемые — субституты (чай, кофе, поезд или самолёт), взаимодополняемые — комплементарные товары (бумага — ручка, авто — бензин). Экономические блага делят на — настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Долговременные — многоразовые.

Недолговременные — исчезающие в результате разового потребления.

Экономический выбор — выбор наилучшего из альтернативных вариантов, который обеспечивает макс. удовлетворение потребностей при данных затратах.

Альтернативные затраты (англ. Opportunity cost) — издержки, затраты, которыми необходимо пренебречь или пожертвовать ради других затрат (затраты неиспользованных возможностей).

Производственные возможности — возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании ресурсов.

Кривая производственных возможностей (англ. Production Possibilities Frontier) показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки внутри кривой означают неполное использование ресурсов. Любая производственная программа характеризующаяся точками за пределами кривой не будет обеспечена наличными ресурсами. Если улучшается технология или увеличивается кол-во ресурсов, кривая сдвигается вправо вверх

2. Общие проблемы экономического развития: безграничность потребностей общества и ограниченность экономических ресурсов.

Существует 2 понятия экономической потребности:

1. под экономической потребностью понимают недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и различия личности, фирмы и общества в целом.

2. это внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Потребности подразделяют на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека, и вторичные, к которым относятся потребности, относящиеся к сфере услуг или к товарам длительного пользования, предметам роскоши. Это деление условно, а соотношение между ними с развитием общества меняется. С ростом богатства общества население сохраняет долю расходов на питание, при этом растет доля вторичных потребностей. Благо — средства, удовлетворяющие потребности. Экономическими благами называют средства, имеющиеся в ограниченных масштабах. Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) блага. Примеры: субституты — масло заменяется маргарином, кофе - чаем. Комплементарные — кофе и сахар, доска и мел. Для получения недостаточных потребительских благ нужны производственные экономические блага — ресурсы.

Ресурсы — совокупность природных, социальных и интеллектуальных сил, которые могут быть использованы для создания экономических благ. Виды ресурсов: природные (вещества и силы природы), материальные (средства производства (с помощью чего осуществляется труд)), трудовые (население в трудоспособном возрасте), финансовые (денежные средства), интеллектуальные. По мере развития производства значимость одних и тех же ресурсов меняется. В доиндустриальном обществе преобладают природные и трудовые ресурсы; в индустриальном — материальные и финансовые; в постиндустриальном — интеллектуальные и информационные. В классической ЭТ принято выделять 3 вида ресурса: земля (общее название всех ресурсов, данных природой), труд (совокупность способностей людей, участвующих в производстве), капитал (все средства производства, использующиеся человеком). В современной ЭТ выделяют еще 2 вида ресурсов: информация и предпринимательские способности (особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие ресурсы). Ресурсы, вовлеченные в производство, образуют факторы производства.

Простейшая производственная функция

Q = f (F1, F2,…, Fn)

Где Q — объем производства. F1, F2,…, Fn — использующиеся ресурсы, факторы производства. Собственники факторов производства получают доход. Собственник земли в виде земельной ренты, собственник ресурса труд — в виде заработной платы, собственник ресурса капитал, информации и предпринимательской способности — в виде процентов и прибыли. Общество живет в мире ограниченных возможностей, т.к. ограничены природные ресурсы, физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся средства производства и информации и т.д. Поэтому ресурсы всегда ограниченны, т.е. их меньше, чем необходимы для удовлетворения потребностей общества. Под абсолютной ограниченностью ресурсов понимается их недостаточность для полного выполнения всех потребностей. Но если ресурсов не хватает, нужно выбирать, что же следует произвести из имеющихся ресурсов. Выбор наилучшего варианта использования ресурсов превращается из абсолютной ограниченности в относительную. Вывод: абсолютная ограниченность ресурсов — это их недостаточность для одновременного выполнения всех потребностей общества, относительная ограниченность ресурсов - это выбор ограниченного круга главных потребностей или приоритетов, для производства которых ресурсов достаточно.

3. Экономические ресурсы, виды экономических ресурсов. Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.

Понятие экономических ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов

• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;

• трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;

• капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

• предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;

• знания, необходимые для хозяйственной жизни.

На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «кривая производственных возможностей».

Упрощенно представим, что страна производит только два товара — автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов — до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей.

Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах (см. гл. 36). Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату,

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

4. Рынок как система, принципы его функционирования. Функции рынка.

Рынок-в целом функционирует на трех основных принципах: взаимовыгодность, возмездностъ, эквивалентность. Для развития и функционирования рынка в любой производственной сфере необходимо наличие ряда условий.

Условия, необходимые для развития и функционирования рынка:

1) Многообразие форм собственности и видов хозяйствования, а также их равные возможности. В здравоохранении всегда преобладала государственная форма собственности. В современных условиях появилась возможность развития и частной, и коллективной форм, но не смотря на появление правовой основы, о равных стартовых и хозяйственных возможностях говорить рано.

2) Ничем не ограниченное число участников конкуренции, равный, свободный доступ на рынок и выход из него.

3) Равный доступ всех медицинских учреждении к имеющимся ресурсам, то есть все хозяйствующие субъекты должны иметь равные возможности приобретения медицинского оборудования, лекарств, получения кредитов, привлечения рабочей силы.

4) Наличие у каждого участника конкуренции полного объема информации о рынке (спросе на медицинские услуги, предложениях, ценах и т.д.)

5) Рынок невозможен без рыночной (свободной, равновесной) цены. Через рыночную цену действует закон равновесия спроса и предложения и осуществляется саморегулирование рынка.

Не вызывает сомнений, что многие из необходимых для формирования рынка условий либо ограничены, либо отсутствуют в здравоохранении, поэтому в нашей отрасли речь идет лишь о рыночных отношениях, а не о рынке. Переход здравоохранения на рыночные отношения с точки зрения экономической теории обусловливает необходимость ряда моментов.

Условия, необходимые для перехода здравоохранения на рыночные отношения:

1) Изменение характера отношений между субъектами здравоохранения. Отношения из преимущественно административных все более превращаются в экономические

2) Переход от финансирования медицинских учреждений к финансированию оказания медицинской помощи. Это предполагает не установление нормативов затрат на содержание тех или иных служб в расчете на определенную численность населения, а определение норма-пиков затрат на лечение определенных видов заболеваний. Соответственно основной задачей становится определение затрат на здравоохранение исходя из уровня заболеваемости.

3) Изменение принципа финансовых расчетов: не финансирование расходов, а покупка плательщиком услуг медицинских учреждений.

4) Изменение потока финансовых средств в здравоохранении: увеличение количества источников финансирования, бюджетное финансирование (из собранных налогов), отчисления на обязательное медицинское страхование, привлеченные личные средства граждан (добровольное медицинское страхование, прямая оплата медицинских услуг), добровольные пожертвования и т.д.

5) Децентрализация финансирования, что выражается в возрастании роли местных бюджетов и снижении роли федерального бюджета.

6) Изменение роли государства по отношению к здравоохранению: оно начинает выступать уже не как гарант всеобщего бесплатного медицинского обслуживания, а как один из покупателей медицинских услуг для населения

7) Изменение формы собственности многих ЛПУ, формирование крупного сектора коммерческого здравоохранения.

Проблемы рыночных отношений в здравоохранении.

Естественно, что здравоохранение имеет свои особенности, предполагающие главенство медицинских результатов над финансовыми. И в этом смысле сфера действия рыночных отношений в здравоохранении несколько ограничена. Речь идет о необходимости четкого разграничения сфер, где достижение наилучших медицинских показателей возможно на экономической основе, и сфер, где этого необходимо добиваться административными, общественными и другими мерами.

Следует иметь в виду, что здравоохранение, как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения (по крайней мере сейчас). Будут оставаться социально значимые виды медицинской помощи, которые должны субсидироваться государством - борьба со СПИДом, туберкулезом, эпидемиями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Не может быть в современном здравоохранении чисто рыночных отношений и в силу присутствия в качестве монополиста государства. При всем желании, тех или иных мер государственного регулирования здравоохранения не избежать.

Наконец, для того, чтобы экономические отношения в здравоохранении были чисто рыночными, должно быть достигнуто совпадение субъекта, оплачивающего медицинские услуги, и потребителя этих услуг. Другими словами, при чисто рыночных отношениях каждый должен из своего кармана оплачивать оказанную ему услугу. Однако, в системе охраны здоровья существует большое число общественно потребляемых услуг (в первую очередь речь идет о комплексе профилактических мероприятий и деятельности учреждений санитарно-эпидемиологического надзора), которые не могут и не должны оплачиваться и потребляться кем-либо индивидуально.

Понятие «рынок в здравоохранении» включает в себя целую систему отдельных взаимосвязанных рынков (структура рынка):

1. Рынок лекарственных препаратов

2. Рынок труда медицинского персонала

3. Рынок научных медицинских разработок

4. Рынок медицинского оборудования и техники

5. Рынок ценных бумаг

6. Рынок страховых услуг

К инфраструктуре рынка относятся:

1. Кредитные учреждения и банки

2. Эмиссионная система

3. Аукционы, ярмарки и другие формы небиржевого посредничества

4. Специальные рекламные и информационные агентства

Рынок вообще, в том числе в здравоохранении, выполняет ряд существенных функций. Функции рынка:

Информационная. Через меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг, другой продукции, поставляемой на рынок.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить взаимовыгодность их деятельности.

3. Ценообразующая. На рынок поступают услуги одного назначения, но различающиеся по затратам. Рынок признает лишь те затраты, которые соответствуют условиям предоставления основной массы услуг данного вида, именно их согласен оплачивать потребитель.

4. Регулирующая. Через конкуренцию рынок регулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, повышение их качества, поощряет научно-технический процесс.

Здравоохранение, как сложная система, включающая ряд подсистем, имеет многообразные по содержанию, взаимному расположению, иерархии экономические связи. Их можно объединить в несколько групп.

Прежде всего, это связь но линии: медицинское учреждение - государство. В современных условиях медицинские учреждения не всегда являются субъектами государственной собственности, государство не в полной мере финансирует медицинские учреждения, которые остаются в его собственности. Медицинское учреждение интересует государство как налогоплательщик.

В условиях рынка развиваются связи по линии: медицинское учреждение - партнеры. Партнерами являются поставщики различных материальных условий деятельности в здравоохранении: лекарственных препаратов, медицинского оборудования, и др. В настоящее время медицинским учреждениям самим приходится искать партнеров, которые согласятся осуществить необходимые поставки по ценам, приемлемым для обеих сторон. Особую группу партнеров составляют финансово-кредитные учреждения, а также учебные заведения, готовящие кадры.

Связь по линии медицинские учреждении - аналогичные им учреждения предполагает как совместные решения однотипных проблем в производстве медицинских услуг, так и конкурентную борьбу.

Большое значение приобретает в последнее время развитие связи по линии: медицинское учреждение - потребитель медицинских услуг. Среди прочего, если раньше пациент рассматривался как «клинический случай», то в настоящее время он рассматривается как потенциальный источник прибыли ЛПУ со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями в области дифференциации пациентов. Сам же пациент думает не только о своей болезни, но и о затратах на лечение.

5. Субъекты и объекты рынка. Виды рынков. Преимущества и недостатки рынка.

Рынок- это вся система разнообразных экономических отношений между производителями и потребителями в производственном процессе, распределительном процессе, обменном и и потребительском процессах основанная на множестве принципов, главный из которых является свобода экономической деятельности. Иначе

говоря, рынок – это место где сталкиваются спрос и предложение на какие-то товары, это совокупность взаимоотношений между покупателем и продавцом складывающихся в процессе купли-продажи товаров, это совокупность государственных и негосударственных институтов регулирующих рыночные отношения. Для регулировки рынка существуют различные государственные программы, налогообложение, разные финансово-кредитные и банковские системы, трудовое законодательство, антимонопольное законодательство.

Рынок подрывает требования и правила производителя, способствуя требованиям и правилам потребителя.

эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Так, когда в начале 1970-х гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.;

способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рынок имеет и негативные стороны:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, полиция и т.д.;

не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;

не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;

подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей. Рыночная экономика не может существовать без реализации принципа конкуренции. Виды рынков бывают:

1.ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ОХВАТУ:

-Мировой рынок

-Национальный

-Региональный

2. ПО ТИПУ КОНКУРЕНЦИИ:

-Монопольный

-Олигопольный

-Рынок совершенной конкуренции

3.ПО УСЛОВИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

-Легальный (официальный)

-Нелегальный (черный)

4.ПО ОБЪЕКТУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ:

-Финансовый рынок: а) Валютный рынок

б) Рынок национальных валют

-Товарный рынок:

а) Рынок потребительских товаров

б) Рынок товаров промышленного назначения

в) Рынок информаций

г) Рынок технологий

- Рынок труда

Рынок труда – это совокупность взаимоотношений по поводу купли- продажи квалификационных навыков возникающих между наемным работником, работодателем, профсоюзами и соответствующими государственными органами (субъекты рынка) Объектом купли-продажи рынка труда является квалификационные навыки и профессиональные особенности работника. Именно сюда обращаются те, кто ищут работу или предлагают свои услуги.

Исходя из всего этого можно сделать вывод, что практически все,а то и все сферы жизнедеятельности связанны с рынками и их законами.

6. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Функции государства.

Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования и управления экономической жизнью, признается экономистами наиболее эффективной формой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который без вмешательства сторонних сил обеспечивает: эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организации и управлении производством; экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей (в других экономических системах абсолютная свобода выбора невозможна). Также рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адаптивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутренним; может успешно функционировать при весьма ограниченной информации (основную информацию в рыночной системе несут цены); обеспечивает оптимальное использование достижений НТП (в условиях конкуренции производители, стремясь максимизировать прибыль, идут на риск, связанный с нововведения- ми); способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества продукции. Вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить ее гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок об­наруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет основные экономические функции государства.

Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

7. Конкуренция. Условия и виды конкуренции. Защита конкурентной среды.

Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

Конкуренция– борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда.

2) при его потреблении:

а) продажная цена товара;

б) качество;

в) новизна;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция– базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция– это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция– это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4) ценовая конкуренция– снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5) скрытая ценовая конкуренциябывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

Различают три формы конкуренции:

1) функциональную;

2) видовую (личностную);

3) предметную.

Функциональная конкуренция –возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая(личностная) конкуренция– т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

Предметная конкуренция– результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

5) на основе повышения качества управления;

6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция.Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренциифирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренциифирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция.Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

1) промышленный шпионаж;

2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

3) выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

Конкурентоспособность– это сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара– это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента.

Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами:

а) качество производимой продукции определяется новейшими технологиями и квалифицированным персоналом;

б) профессионализмом директората;

в) низкой себестоимостью;

г) реклама (прорекламированный товар обладает большим спросом, а значит и предложением).

Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов:

1) технических;

2) экономических;

3) социально – организационных.

Технические параметрынаиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты и т. д.) и эргономические показатели. Основные признаки свободной конкуренции:

1.Неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на рынок и выход из него: каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить деятельность. Сделать это можно по-разному:

открыть свое дело

приняв непосредственное участие в труде

нанять работников

купить акции

приобрести государственные облигации

положить деньги в банк

инвестировать их в недвижимость

2.Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов — участник конкуренции вкладывает свои деньги не просто так, а ради увеличения дохода.

3.Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход).

4.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и предложения незначителен, поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной. Таким образом, реальные уровни цен устанавливаются некой «невидимой рукой» (механизм рынка).

Рынок несовершенной конкуренции предполагает:

чистую монополию

монополистическую конкуренцию

олигополию

Чистая (абсолютная) монополия. Такая монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.

Этой модели присущи четыре характерные черты:

продавец выступает как единственный, а отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна

реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт)

монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок

на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера

В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что у метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем.

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную.

Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п.

Следовательно фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг.

Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы.

Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией.

8. Понятие спроса. Закон спроса. График спроса. Индивидуальный и общий рыночный спрос.

Спрос — платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Это значит, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически.

Р — цена; Q — количество продаваемых благ; D — спрос.

Кривая спроса — кривая, показывающая какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (D) существует обратная зависимость. Поскольку при прочих равных условиях по низким ценам товаров купят больше, чем по высоким. Это происходит по 2 причинам:

1понизившаяся цена доступна большему числу покупателей.

2подешевевший товар «перетягивает» покупателей дорогих товаров.

QD = f (1/P)

При прямолинейной функции:

QD = a - b·P

а — неценные факторы, влияющие на величину спроса; b — эластичность спроса.

Кроме ценового фактора, влияющего на цену спроса, существуют неценовые факторы:

1предпочтения.

2полезность.

3доход потребителя.

4изменения цен товаров субститутов и комплиментарных товаров и т.д.

Эти неценовые факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо при увеличении спроса или влево при снижении спроса.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Пример: рост цен на чай может переключить часть спроса на кофе. Это позволяет сделать вывод, что если 2 товара взаимозаменяемые, то между ценой на один из них и спроса на другой существует зависимость. Рост цен на взаимодополняемые товары наоборот сокращает спрос. Пример: рост цен на бензин приведет к уменьшению объема продаж и падение спроса на автомобили. Таким образом, если 2 товара комплиментарны, то между ценой на один из них и спроса на другой существует обратная зависимость.

Предложение — количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже при данной цене. Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы произвести и предложить производители по разным ценам в данный момент времени. Закон предложения: при высоких ценах товаров предоставляется больше, чем при низких, т.е. величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен.

S — предложение

QS = f (P)

QS = m + n·P

m — неценовой фактор, влияющий на цену

n — эластичность предложения

На величину предложения влияют также неценовые факторы:

1. количество продавцов.

2. размер рынка.

3. цена на факторы производства и т.д.

Эластичность — возможная реакция со стороны экономических агентов (домашние хозяйства и фирмы) на изменение цены. Реакция величины спроса на изменение цены для различных товаров обозначается понятием ценовая

эластичность спроса. Возможны 5 вариантов такой реакции:

1слабые изменения цены вызывают сильные изменения спроса — эластичный спрос.

2слабые (сильные) изменения цены вызывают такие же слабые (сильные) изменения спроса — спрос единичной ластичности.

3сильные изменения цены вызывают слабые изменения спроса — неэластичный спрос.

4сильные изменения цены не вызывают никакого изменения спроса — абсолютно неэластичный спрос.

5при постоянстве цен величина спроса изменяется — абсолютно эластичный спрос.

QD = a - b·P

Эластичность

Абсолютные величины

ЕP D— коэффициент эластичности.

∆Q — изменения количества спрашиваемой продукции

Q — первоначальное количество спрашиваемой продукции

∆P — измененная цена

P — первоначальная цена.

Неабсолютные величины:

На кривую спроса влияет не только цена, но и другие неценовые факторы, поэтому рассматривают также реакцию кривой спроса относительно дохода, которая получила название эластичность спроса по доходу

Абсолютные величины:

I — доход

Неабсолютные величины:

∆I — изменение дохода потребителя и первоначальная величина дохода потребителя.

Если коэффициент, то это будет обозначать, что увеличение дохода приводит к падению спроса. Это типично для товаров низкокачественных. Если коэффициент 0<<1, то это означает, что спрос растет, но медленнее дохода, что типично для блага первой необходимости или нормальных товаров. Если >1, то значит, что спрос на благо опережает рост дохода, типично для товаров длительного пользования и товаров роскоши. Чтобы выявить влияние цен товаров субститутов и комплиментарных товаров на величину спроса определяют перекрестную эластичность. Перекрестная эластичность — эластичность спроса на одно благо относительно цен на другие блага.

Эластичность:

∆Qx — изменение количества спрашиваемого продукта х.

эластичность предложения: Коэф. ценовой эластичности предложения показывает относ. изменение объема предлагаемых благ над под влиянием изменения цены.

EPS-коэф. эластичности по цене

Возможны 5 вариантов такой реакции:

1слабые изменения цены вызывают сильные изменение предложения — эластичное предложение.

2слабые (сильные) изменения цены вызывают такие же слабые (сильные) изменение предложения — предложение единичной эластичности.

3сильные изменения цены вызывают слабые изменения предложения — неэластичное предложение.

4сильные изменения цены не вызывают никакого изменения предложения — абсолютно неэластичное предложение.

при постоянстве цен величина предложения изменяется — абсолютно эластичное предложение.

Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса. Кривая

спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на

этот товар.

Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса,

поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx). На

рисунке ниже падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.

До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного единственного потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а несколько потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный спрос» и «спрос рыночный». Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше). Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графи­ков индивидуального спроса.

9. Предложение. Функции графика предложения. Закон предложения.

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

9. Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

10.

11. Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

12.

13. K m — коэффициент эластичности предложения

14. G — процент изменения количества предлагаемого товара

15. F — процент изменения цены

16.

17. Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

18.

19. Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

20.

21. Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:

22. Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.

23. Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.

24. Индивидуальные вкусы потребителей.

25. Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.

26. Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

27. [править]

28. Кривая предложения

29.

30. График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

31.

32. Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

33.

34. Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

10. Равновесие на индивидуальном рынке. Равновесный объём и равновесная цена.

Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения)<.i>.

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага = в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.

Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка = на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).

Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса = при этой цене продавцы принесут на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий ей = равновесными объемами спроса и предложения. Равнове́сная цена или сбалансированная цена —это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом. Равновесная цена, это:

цена, при которой спрос и предложение равны;

цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке. Равновесие по Маршаллу

Равновесная цена складывается по причинам:

влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объём предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объёма предложения

влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объём предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объёма предложения

Цена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объёма спроса и предложения.

[править]

Равновесие по Вальрасу

Равновесная цена складывается по причинам:

влияния превышения объёма предложения над объёмом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается

влияния превышения объёма спроса над объёмом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается.

Рыночное равновесие – это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизмы равновесной цены.

Цена равновесия – это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают.

Все, кто согласен платить цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Это и есть платежеспособный спрос.

Если рыночная цена выше цены равновесия, то это означает избыток товара на рынке, так как интересы продавца ставятся выше интересов покупателя, а сниже


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: