Хемачандра

Хемачандра родился в 1089 г. в местечке Дхандхука, находящемся примерно в 100 км к юго-западу от Ахмедабада. Его отца звали Чхачига, а мать - Пахини Деви. Они принадлежали к касте вания. Мальчика назвали Чангадева. (Имя «Хемачандра» было дано ему позже, когда он получил титул «сури».) Отец Хемачандры, скорее всего, был по религии шиваитом, но мать следовала джайнизму. Мальчик оказался необыкновенно умным.

Однажды, когда Хемачандра был ещё ребёнком, джайнский ачарья Девачандра, совершая паломничество, зашёл в Дхандхуку. Увидев мальчика, он был поражён несоответствующей возрасту зрелостью его ума. Он подумал, что не мешало бы посвятить мальчика в монахи, поскольку повзрослев, он станет весьма ценным для джайнской общины. Поэтому, сопровождаемый местными джайнскими купцами, он пришёл в дом Чхачиги, но тот ушёл куда-то. Тогда ачарья попросил его мать отдать мальчика, чтобы тот смог получить джайнское монашеское образование. В ответ на просьбу ачарьи и купцов, мать дала соответствующее согласие[186].

После этого Девачандра забрал мальчика и ушёл в другой город. Между тем Чхачига, вернувшись домой, обнаружил, что его сын ушёл, и отправился на его поиски. Наконец, он нашёл его находящимся на попечении Удаяны, джайна по религии, который в то время был правителем Камбая. Удаяна опять попросил Чхачигу позволить Девачандре оставить мальчика при себе и предложил ему в качестве компенсации немалую сумму денег. В конце концов Чхачигу убедили оставить мальчика с Девачандрой, и он отказался принять деньги.

Чангадева был посвящен в монахи в 1097, получив при этом имя Сомачандра. Тогда же началось и его обучение, и к 231 году он стал настолько учёным, что получил титул «сури», а вместе с ним и новое имя - Хемачандра, поскольку монахи решили, что его лицо сияет, как золото (хема).

В своих работах Хемачандра почти не упоминает своего учителя. Единственный известный случай прямого упоминания Девачандры находится в десятой книге Тришаштишалакапуруша-чаритры. Из этого был сделан вывод, что, возможно, его отношения с учителем были не очень счастливыми. Фактически, даже вышеприведённая история его жизни принимается не всеми: существуют и другие версии его жизнеописания.

Единодушие существует лишь в одном пункте: а именно в том, что Хемачандра был одним из величайших учёных своей страны. Его называли «Каликала-сарваджня» - «всеведущий века Кали». По степени разнообразия произведений с ним может соперничать разве что Рафа Бходжа из Дхары, но многие из работ, подписанных именем Бходжи, могли в действительности принадлежать придворным пандитам.

Считается, что количество работ Хемачандры равняется трём крорам (30 миллионов). Другими словами, они действительно многочисленны. Некоторые из них могли исчезнуть, а из тех, которые сохранились, заслуживают упоминания следующие:

1. Эпос.

Хемачандра, подобно многим другим джайнским авторам, составил жизнеописания 63 «великих личностей» джайнской мифологии. Эта гигантская работа известна как Тришаштишалакапуруша-чаритра. Она стандартизировала шветамбарскую версию джайнской мифологии. Но более важно то, что Хемачандра написал дополнение к этой работе. Это дополнение, известное как Паришиштапарван, (8) содержит историю джайнской общины в течение примерно 14 поколений после Махавиры и, как указывалось ранее, является одним из всего лишь двух сочинений, описывающих историю джайнской общины после Махавиры.

2. Грамматика.

Считается, что знаменитая грамматика Хемачандры, известная как Сиддха-хема-шабда-нушасана, была написана по указанию Джаясинхи Сиддхараджи, который хотел сделать свою столицу так же хорошо известной в научных кругах, как Дхара, столица Бходжи. (Бходжа также написал грамматику: Сарасвати-кантхаварана).

Грамматика Хемачандры разделена на восемь глав: первые семь посвящены грамматике санскрита, а последняя - пракрита. Эта восьмая глава представляет собой самую раннюю[187] работу западной школы пракритских грамматистов и как таковая, может считаться пионерской. Хемачандра касается почти всех разновидностей пракрита: махараштри, шаурасени, магадхи, ардхамагадхи, пайшачи, чулика пайшачи, а также апабхрамши[188].

В первых семи главах, посвящённых санскриту, Хемечандра демонстрирует основательное знакомство почти со всеми предыдущими грамматиками этого языка. Было обнаружено, что он равным образом использовал обе системы: Панини и Катантры[189], (11) поскольку его цель состояла в том, чтобы сделать грамматику настолько понятной читателю, насколько возможно[190]. Достаточно странно то, что эта грамматика Хемачандры никогда не стала популярной за пределами Гуджарата.

3. Кавья [191].

Хемачандра написал длинную поэтическую работу, называемую Кумарапала-чаритра: жизнеописание Кумарапалы, наследника Джаясинхи на гуджаратском престоле. Она также называется Дваяшравья-кавья, поскольку она не только написана на двух языках – санскрите и пракрите, но также служит двум целям: с одной стороны, описывает жизнь Кумарапалы, а с другой – иллюстрирует правила грамматики Хемачандры.

4. Словари.

Хемачандра составил четыре словаря: 1) Абхидханачинтамани: словарь, составленный в том же стиле, что и Амаракоша [192]; 2) Анекартхасамграха: словарь омонимов; 3) Нигханту: справочник по лекарственным растениям; 4) Дешинамамала: словарь местныой лексики, не подчиняющейся правилам санскритской и пракритской грамматики.

Помимо этого, Хемачандра написал ряд работ по поэзии (Кавьянушасана), просодии (Чандонушасана-ная) и т.д. Также он сочинил несколько религиозных гимнов.

Джаясинха, царь Гуджарата, не имел сына, поэтому прямого наследника его трона не нашлось. Он, однако, мечтал о сыне вплоть до самых последних дней и даже совершил паломничество в храм Соманатхи с этой целью. Хемачандра сопровождал его в этом паломничестве. Он и джайнские министры Джаясинхи желали, чтобы трон унаследовал Кумарапала, потомок сводного брата отца Джаясинхи, потому все те министры и богатые купцы втайне оказывали содействие Кумарапале, которого сам царь недолюбливал. Поэтому Кумарапала, унаследовав престол после смерти Джаясинхи в 1143 г., был глубоко благодарен джайнам.

В течение всей жизни Кумарапалы Хемачандра был его другом и советником. Все джайнские историки этого периода говорят, что по совету Хемачандры царь запретил убийство животных в своём государстве и сам стал джайном. Вполне очевидно, что он симпатизировал джайнизму, но по поводу его обращения в эту религию К.М. Мунши говорит, что Кумарапала никогда не оставлял веру предков и что все эпиграфические свидетельства описывают его как преданного (бхакта) Шивы[193].

Это, однако, не изменяет того факта, что в северной Индии было всего несколько царей, настолько дружественных к джайнизму, как Кумарапала.

Кумарапала умер в 1173 г., а Хемачандра шестью месяцами ранее.

Джайнизм, однако, сохранил своё влияние в Гуджарате и после этого. Джайнская община не только производила множество учёных людей, но и продолжала возводить величественные храмы по всей территории государства, располагая их в таких местах, до которых было нелегко добраться разрушителям идолов.

Как уже упоминалось, Вимала Шаха, министр чалукийского царя Бхимы, в 1032 г. построил на горе Абу знаменитый храм Ришабханатхи (Адинатхи). Ровно через 200 лет братья Ваступала и Теджапала построили там же храм Неминатхи. В 1278 г. был отреставрирован древний храм Неминатхи на горе Гирнар. Холм Сатрунджая в Палитане за несколько столетий был покрыт бесчисленными джайнскими храмами. Один из них – храм Адинатхи, был построен в 1618.

Шветамбары соседнего Раджастхана тоже были великими строителями. В 1439 г. в Ранакапуре (вблизи Садри в округе Пали) был возведён большой и прекрасный храм, занимающий территорию более 4000 квадратных метров. Он был построен по приказу Дхаранаки и посвящён Адинатхе. В Осии (округ Джодхпур) в течение многих столетий также продолжалось храмовое строительство. Считается, что Осия была местом возникновения шветамбарской касты Осавали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: