Упругие чувствительные элементы применяются м качестве воспринимающих, противодействующих и компенсирующих устройств в манометрических, барометрических и механических приборах. Они имеют различную форму и применение.
Основными чувствительными элементами аэрометрических приборов являются манометрические и анероидные коробки.
Манометрическая коробка представляет собой замкнутую металлическую полость, образованную двумя спаянными между собой по краям круглыми гофрированными мембранами (рис.1, а). Для увеличения прогиба мембраны гофры выполнены в виде концентрических волн. В центральной части манометрическая коробка имеет жесткие центры, из которых верхний подвижный, а нижний неподвижный. Нижним жестким центром манометрическая коробка крепится к основанию прибора, а верхний подвижный центр через передаточный механизм соединен со стрелкой.
Внутренняя полость манометрической коробки через штуцер сообщается с источником измеряемого давления. При подаче давления внутрь коробки верхняя свободная мембрана делает двойной ход. Через передаточный механизм движение верхнего центра передается на стрелку. Деформация верхней мембраны происходит до тех пор, пока сила упругости мембраны не уравновесит разность давлений внутри коробки и вне ее. Величина прогиба мембраны зависит от ее плошали, формы и количества гофров, материала и ее толщины. Чем тоньше мембрана и чем больше ее площадь, тем больше прогиб при одном и том же давлении. Манометрические коробки применяются в качестве чувствительных элементов (ЧЭ) в приборах с малым диапазоном измерения давления: в указателях скорости, указателях числа М, вариометрах и др. Для увеличения чувствительности в некоторых приборах применяются блоки манометрических коробок, внутренние полости которых соединены между собой. В отдельных случаях, когда необходимо изменять ход подвижного центра при изменении давления, применяются манометрические коробки с тремя мембранами (рис. I, б). Ход в таких коробках меньше, чем в коробках с двумя мембранами.
|
|
Анероидная коробка (рис.2, а) представляет собой закрытую манометрическую коробку, из внутренней полости которой выкачан воздух до остаточного давления 0,2… 0,3 мм рт.ст., т.е. давление внутри коробки почти отсутствует. Анероидная коробка прикреплена своим нижним жестким центром неподвижно к основанию прибора, а верхний подвижный центр через передающий механизм соединен со стрелкой. Для измерения давления анероидная коробка помешается в герметичный корпус, имеющий штуцер, соединяемый с измеряемой средой. На анероидную коробку действуют две силы: сила измеряемого давления, стремящаяся сжать коробку, и сила упругости, препятствующая лому сжатию. Характеристика коробки выбирается гак, что перемещение подвижного центра пропорционально изменению давления. Для увеличения хода подвижного центра применяются блоки анероидных коробок (рис.2, б). Анероидпые коробки и анероидные блоки применяются в высотомерах, самописцах высоты, датчиках высоты и других приборах. Мембраны манометрических и анероидпых коробок и блоков изготавливают из фосфористой, бериллиевой, оловянно-фосфористой бронзы и других специальных сплавов.
|
|
Мембраны в авиационных приборах получили наибольшее распространение. Мембрана представляет собой топкую круглую пластину, закрепленную по наружному контуру. Под действием разности давлении мембрана прогибается и ее центр получает некоторое перемещение, которое через передаточным механизм передается на стрелку или на промежуточный элемент прибора.
В авиационном приборостроении применяются гофрированные мембраны. Гофры представляют собой кольцевые волны па поверхности мембраны, профиль их может быть различным (рис. З) и определяется требуемом зависимостью между ходом мембраны и давлением. Гофр увеличивает прогиб мембраны и позволяет получить плавную характеристику. На рис.3 представлены следующие профили гофрированных мембран: а - угловой, б - дугообразный, в - синусоидальный, г- трапециевидный.
Сильфон (рис.4) представляет собой круглую металлическую гармонику, изготовленную из цельнотянутой трубы. Один конец сильфона закрыт, а второй сообщается со средой, давление которой измеряется.
Работа сильфона основана па его способности растягиваться или сжиматься под действием разности давлений внутри сильфона и вне его. Сильфоны в качестве ЧЭ широко применяются в кислородных приборах.
Ко всем чувствительным элементам авиационных приборов предъявляются следующие требования: однородность материала; высокий предел упругости; небольшой коэффициент линейного расширения; хорошая сопротивляемость усталости; наличие высоких антикоррозионных качеств; высокое качество технологической и механической обработки.
2. БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ (БТК)
Биметаллические температурные компенсаторы предназначены для уменьшения инструментальных температурных погрешностей, возникающих и приборах вследствие изменения упругости ЧЭ.
Причиной температурных ошибок в авиационных приборах, в которых в качестве ЧЭ применяется упругим элемент, служит изменение его модуля
упругости с изменением температуры. Изменение модуля упругости учитывается температурным коэффициентом.
Нес температурные коэффициенты отрицательны, что означает увеличение модуля упругости при уменьшении температуры и уменьшение его при увеличении температуры. Таким образом, показания прибора при изменении температуры будут увеличиваться или уменьшаться, т.е. у прибора возникают температурные инструментальные погрешности. Для уменьшения этих погрешностей применяются температурные компенсаторы, изменяющие передаточное отношение передающего механизма с помощью биметаллических пластин и валиков, пли силовые, оказывающие некоторое давление на подвижный центр чувствительного элемента.
биметаллические температурные компенсаторы, применяемые в приборах, представляют собой спай или свар двух разнородных полосок металла с различными температурными коэффициентами линейного расширения, вследствие чего биметаллическая пластина при изменении температуры изгибается в ту или иную сторону (рис.5). Величину прогиба биметаллической пластины можно подсчитать по формуле:
|
|
БТК изготовляются из пар металлов: инвар-сталь, инвар-томпак, инвар-латунь и др. Они имеют вид пластин в компенсаторах первого и второго рода и скобы в силовой компенсации. Чаще всего применяются инвар-сталь (инвар-железа 64,4%, никеля 35,6%).