До начала работы необходимо отобрать объекты для отмывки — гипсовые отливки («гипсы») и разместить их наиболее рационально по отношению к рабочим местам, с которых выполняется рисунок. Размещение гипсов необходимо согласовать с расстановкой светильников (рефлекторов) для их подсвечивания, поскольку отмывка ведется при искусственном освещении, которое более стабильно, чем изменчивый и недостаточный по силе дневной свет.
Перед отмывкой бумага должна быть натянута на доску или подрамник, как это делалось на предыдущих занятиях: Здесь, как и в других упражнениях, связанных с работой кистью, натягивание бумаги должно быть выполнено особенно тщательно. Далее на этой бумаге следует сделать подготовительный карандашный рисунок под отмывку, который выполняется нежирным карандашом тонкими линиями с тем, чтобы они не просвечивали сквозь красочный слой, так как лепку формы в отливке следует выявлять с помощью светотени.
Поскольку в процессе рисования делаются исправления с применением резинки, то поверхность бумаги теряет свою первоначальную фактуру, несколько взлохмачивается, что не благоприятствует отмывке. Поэтому практикуют такой прием: выполняют обычный карандашный рисунок на отдельном листе бумаги и аккуратно переводят его при помощи кальки на чистовой натянутый лист[3]. Черновой рисунок полезно использовать в качестве эскиза, выполнив на нем тушевку светотени, что может помочь при окончательной отмывке.
|
|
Основные приемы
Прежде чем начать отмывку, полезно сделать на отдельных листах бумаги пробные выкрасы разными растворами, чтобы иметь представление о том, как будут выглядеть после высыхания покрытия растворами разной концентрации. Выполнение пробных покрытий можно совместить с упражнениями по заливке плоскости бумаги ровным слоем и выполнению плавного перехода от светлого тона к темному и наоборот.
Перед началом отмывки необходимо проверить приготовленный раствор туши, так.как часто на его поверхности образуется пленка, которая переносится кистью с раствором на чистовой лист и оставляет на нем темные пятна, от которых практически не избавиться. При наличии такой пленки раствор необходимо неоднократно профильтровать.
Особенностью техники отмывки тушью является возможность многократного покрытия красочным раствором одних и тех же участков бумаги (при непременном условии предварительного полного высыхания предыдущего слоя). Прием этот, совершенно противопоказанный при работе акварелью, определяет специфику техники отмывки тушью и, в известной степени, ее художественные и выразительные возможности.
|
|
Так, с помощью многократного покрытия раствором средней концентрации можно добиться более глубокого и прозрачного тона в тенях, чем при единовременном покрытии сильно концентрированным темным раствором.
Для гармонизации тоновых отношений, погашения слишком светлых рефлексов и бликов или обобщения всей тушевки прибегают к прикрытию общим тоном, обычно слабым, всего рисунка или его частей; это называется лессировкой, видимо, по аналогии со сходным приемом в масляной живописи.
Техника туши имеет еще ту особенность, что покрытие красочным раствором по ранее тонированному участку (высохшему) ложится лучше, чем на чистую бумагу. Это происходит благодаря тому, что раз сделанное покрытие до известной степени фиксирует, «закрепляют» структуру поверхности бумаги.
При строго академической отмывке весь рисунок или чертеж, включая самые светлые места в светах, покрывается тоном и не должно оставаться участков чистой бумаги (исключая фон). Поэтому, начиная отмывку, весь рисунок, включая света, прикрывают самым светлым тоном, почти водой. Этот способ требует известного навыка, иначе можно не угадать силу тона первой покрывки и «потерять свет», т. е. перетемнить отмывку. Поэтому для приступающих к работе в технике отмывки, впервые рекомендуется начать тушевку с покрытия раствором туши только тени («отделить тени»). Раствор этот должен быть несколько светлее, чем самое светлое место тени, как например, сильные рефлексы. Далее приступают к. моделировке теневых участков, выявляя наиболее темные места, расположение рефлексов, образуемых отраженным светом от близлежащих освещенных поверхностей. Однако вначале не следует форсировать эффекты контрастных деталей, отложив их выполнение до конца отмывки. Проработав в общем виде тени, можно перейти к проработке светов, которые следует отмывать самыми светлыми растворами, так как здесь нюансы светосилы гораздо тоньше и существует опасность потерять свет. В дальнейшей отмывке тушевка светотени ведется одновременно в тенях и в светах. Для экономии времени работа организуется так, чтобы во время высыхания покрытого участка отмывались другие участки рисунка или фон.
В отмывке встречаются участки, требующие однотонного ровного покрытия, а также участки с плавным переходом от светлых мест к темным и наоборот. Такие участки могут быть как на криволинейных поверхностях, так и на плоских, например, при неравномерно освещенном фоне. Этим приёмом отмывки и следует овладеть в первую очередь.
Для того, чтобы покрыть поверхность бумаги ровным слоем одного тона, следует положить доску с наклеенным рисунком, или чертежом с небольшим уклоном от верхней, стороны к нижней. Затем большую кисть насыщают раствором туши и сверху покрываемой поверхности во всю ее ширину делают прокрас с тем, чтобы на бумаге образовался волнистый валик красочного раствора. Легкими волнообразными движениями кисти этот валик сгоняют вниз, вернее сказать, помогают ему естественно стекать благодаря наклону доски. Идеальным считается, когда кисть почти не касается бумаги, а только поверхности красочного натека. Время от времени, по мере надобности, кисть подпитывают раствором. Когда натек туши доходит до конца покрываемой: поверхности, его снимают кистью, отжатой о край сосуда,. причем не следует отжимать кисть пальцами, тем более обсасывать, как это иногда практикуют студенты.
Тушевка спостепенным переходом от темного тона к светлому производится в обратном порядке: первую прокладку сверху делают темным тоном, наметив на глаз границы перехода из тона в тон, постепенно разжижают раствор в кисти, отжимая ее и насыщая взамен отжатого раствором более светлого тона или чистой водой. Причем не следует касаться кистью ранее покрытого участка, а только стушевывать очередное покрытие с границей предыдущего. Под конец излишек краски также снимается отжатой кистью. Во всех покрытиях их можно делать повторно или прикрывать лесси-
ровками.
|
|
При выполнении отмывки нужно всегда следить за тем, чтобы не потерять свет, т. е. не перетемнить света. Если темные (теневые) участки отмывки путем многократных покрытий или усиления концентрации раствора туши можно довести почти до полной черноты, то потерянный, свет практически не восстановим, и отмывка становится серой, маловыразительной. Средства для исправления, как правило, недостаточно надежны и имеют свои недостатки. Так, для высветления перетемненных участков (в светах) можно усилить контрастность отмывки, однако это ведет к нарушению тональных отношений и делает отмывку более резкой.
При перетемнении рефлексов или бликов в тенях прибегают к промывке. Некоторые знатоки, например профессор А. И. Дидрих, настоятельно рекомендуют при работе над отмывкой иметь щетинную кисть. Другой большой мастер, профессор С. Я. Турковский, при отмывке пользовался острым скребком или лезвием безопасной бритвы. Все эти приемы могут привести к утере свежести отмывки и отражают стремление достичь эффекта любыми средствами.
В приложении даются примеры различных стадий отмывки, начиная с рисунка, н законченные отмывки, а также примеры рисунков, предшествующих стадии отмывки.
ПРИМЕРЫ
П Р И М Е Р Ы
Рис. 1. Отмывка капители
Рис.2. Отмывка фрагмента ионической капители
Рис. 3. «Памятник архитектуры» отмывка ортогонального чертежа
Рис. 4. «Памятник архитектуры» отмывка перспективы
Рис.5 «Голова Давида», итальянский карандаш
II курс арх. факультет. Академия художеств 1951/1952 учебный год
Основная литература
Кудряшев К.В. К 88 Архитектурная графика / Кудряшев К.В. Учебн,
пособие — М.: Архитектура-С, 2006. — 312 с, ил. ISBN 5-9647-0020-9
[1] Под светотенью подразумевается распределение света и тени на освещенном предмете, градации в степени светосилы на светлых и теневых частях, соотношение между ними, наличие рефлексов, бликов и др. в зависимости от ряда факторов: силы света, расстояния от источника освещения, угла падения световых лучей, наличия поблизости освещенных поверхностей, отражающих световые лучи, а также от свойств материала самого предмета — фактуры, цвета, степени светопоглащения, светоотражения или светорассеяния его поверхности и пр.
|
|
[2] Раствор можно приготовить и в одном тоне, а затем разбавлять его по мере надобности в фарфоровой акварельной палитре или в отдельных чашечках.
[3] Рисовальщики-виртуозы, которые способны выполнить рисунок начисто без поправок, не прибегая к резинке, могут не пользоваться указанным способом.