double arrow

Последовательность работ

2

До начала работы необходимо отобрать объекты для от­мывки — гипсовые отливки («гипсы») и разместить их наи­более рационально по отношению к рабочим местам, с кото­рых выполняется рисунок. Размещение гипсов необходимо согласовать с расстановкой светильников (рефлекторов) для их подсвечивания, поскольку отмывка ведется при искусст­венном освещении, которое более стабильно, чем изменчивый и недостаточный по силе дневной свет.

Перед отмывкой бумага должна быть натянута на доску или подрамник, как это делалось на предыдущих занятиях: Здесь, как и в других упражнениях, связанных с работой кистью, натягивание бумаги должно быть выполнено осо­бенно тщательно. Далее на этой бумаге следует сделать подготовительный карандашный рисунок под отмывку, который выполняется нежирным карандашом тонкими линиями с тем, чтобы они не просвечивали сквозь красочный слой, так как лепку формы в отливке следует выявлять с помощью свето­тени.

Поскольку в процессе рисования делаются исправления с применением резинки, то поверхность бумаги теряет свою первоначальную фактуру, несколько взлохмачивается, что не благоприятствует отмывке. Поэтому практикуют такой прием: выполняют обычный карандашный рисунок на от­дельном листе бумаги и аккуратно переводят его при помощи кальки на чистовой натянутый лист[3]. Черновой рисунок по­лезно использовать в качестве эскиза, выполнив на нем ту­шевку светотени, что может помочь при окончательной от­мывке.

Основные приемы

Прежде чем начать отмывку, полезно сделать на отдель­ных листах бумаги пробные выкрасы разными растворами, чтобы иметь представление о том, как будут выглядеть после высыхания покрытия растворами разной концентрации. Выполнение пробных покрытий можно совместить с упраж­нениями по заливке плоскости бумаги ровным слоем и вы­полнению плавного перехода от светлого тона к темному и наоборот.

Перед началом отмывки необходимо проверить приготов­ленный раствор туши, так.как часто на его поверхности об­разуется пленка, которая переносится кистью с раствором на чистовой лист и оставляет на нем темные пятна, от кото­рых практически не избавиться. При наличии такой пленки раствор необходимо неоднократно профильтровать.

Особенностью техники отмывки тушью является возмож­ность многократного покрытия красочным раствором одних и тех же участков бумаги (при непременном условии пред­варительного полного высыхания предыдущего слоя). Прием этот, совершенно противопоказанный при работе акварелью, определяет специфику техники отмывки тушью и, в известной степени, ее художественные и выразительные возможности.

Так, с помощью многократного покрытия раствором сред­ней концентрации можно добиться более глубокого и про­зрачного тона в тенях, чем при единовременном покрытии сильно концентрированным темным раствором.

Для гармонизации тоновых отношений, погашения слиш­ком светлых рефлексов и бликов или обобщения всей ту­шевки прибегают к прикрытию общим тоном, обычно сла­бым, всего рисунка или его частей; это называется лессиров­кой, видимо, по аналогии со сходным приемом в масляной живописи.

Техника туши имеет еще ту особенность, что покрытие красочным раствором по ранее тонированному участку (вы­сохшему) ложится лучше, чем на чистую бумагу. Это про­исходит благодаря тому, что раз сделанное покрытие до известной степени фиксирует, «закрепляют» структуру поверхности бумаги.

При строго академической отмывке весь рисунок или чер­теж, включая самые светлые места в светах, покрывается тоном и не должно оставаться участков чистой бумаги (ис­ключая фон). Поэтому, начиная отмывку, весь рисунок, включая света, прикрывают самым светлым тоном, почти водой. Этот способ требует известного навыка, иначе можно не угадать силу тона первой покрывки и «потерять свет», т. е. перетемнить отмывку. Поэтому для приступающих к ра­боте в технике отмывки, впервые рекомендуется начать ту­шевку с покрытия раствором туши только тени («отделить тени»). Раствор этот должен быть несколько светлее, чем самое светлое место тени, как например, сильные рефлексы. Далее приступают к. моделировке теневых участков, выявляя наиболее темные места, расположение рефлексов, образу­емых отраженным светом от близлежащих освещенных по­верхностей. Однако вначале не следует форсировать эффекты контрастных деталей, отложив их выполнение до конца от­мывки. Проработав в общем виде тени, можно перейти к проработке светов, которые следует отмывать самыми свет­лыми растворами, так как здесь нюансы светосилы гораздо тоньше и существует опасность потерять свет. В дальнейшей отмывке тушевка светотени ведется одновременно в тенях и в светах. Для экономии времени работа организуется так, чтобы во время высыхания покрытого участка отмывались другие участки рисунка или фон.

В отмывке встречаются участки, требующие однотонного ровного покрытия, а также участки с плавным переходом от светлых мест к темным и наоборот. Такие участки могут быть как на криволинейных поверхностях, так и на плоских, например, при неравномерно освещенном фоне. Этим приё­мом отмывки и следует овладеть в первую очередь.

Для того, чтобы покрыть поверхность бумаги ровным слоем одного тона, следует положить доску с наклеенным рисунком, или чертежом с небольшим уклоном от верхней, стороны к нижней. Затем большую кисть насыщают раство­ром туши и сверху покрываемой поверхности во всю ее ши­рину делают прокрас с тем, чтобы на бумаге образовался волнистый валик красочного раствора. Легкими волнообразными движениями кисти этот валик сгоняют вниз, вернее сказать, помогают ему естественно стекать благодаря на­клону доски. Идеальным считается, когда кисть почти не ка­сается бумаги, а только поверхности красочного натека. Время от времени, по мере надобности, кисть подпитывают раствором. Когда натек туши доходит до конца покрываемой: поверхности, его снимают кистью, отжатой о край сосуда,. причем не следует отжимать кисть пальцами, тем более об­сасывать, как это иногда практикуют студенты.

Тушевка спостепенным переходом от темного тона к светлому производится в обратном порядке: первую прокладку сверху делают темным тоном, наметив на глаз границы перехода из тона в тон, постепенно разжижают раствор в кисти, отжимая ее и насыщая взамен отжатого раствором более светлого тона или чистой водой. Причем не следует касаться кистью ранее покрытого участка, а только стушевывать очередное покрытие с границей предыдущего. Под конец изли­шек краски также снимается отжатой кистью. Во всех покрытиях их можно делать повторно или прикрывать лесси-­
ровками.

При выполнении отмывки нужно всегда следить за тем, чтобы не потерять свет, т. е. не перетемнить света. Если темные (теневые) участки отмывки путем многократных покрытий или усиления концентрации раствора туши можно довести почти до полной черноты, то потерянный, свет прак­тически не восстановим, и отмывка становится серой, мало­выразительной. Средства для исправления, как правило, не­достаточно надежны и имеют свои недостатки. Так, для вы­светления перетемненных участков (в светах) можно усилить контрастность отмывки, однако это ведет к нарушению то­нальных отношений и делает отмывку более резкой.

При перетемнении рефлексов или бликов в тенях прибе­гают к промывке. Некоторые знатоки, например профессор А. И. Дидрих, настоятельно рекомендуют при работе над отмывкой иметь щетинную кисть. Другой большой мастер, профессор С. Я. Турковский, при отмывке пользовался ост­рым скребком или лезвием безопасной бритвы. Все эти приемы могут привести к утере свежести отмывки и отра­жают стремление достичь эффекта любыми средствами.

В приложении даются примеры различных стадий от­мывки, начиная с рисунка, н законченные отмывки, а также примеры рисунков, предшествующих стадии отмывки.

ПРИМЕРЫ

П Р И М Е Р Ы

Рис. 1. Отмывка капители

Рис.2. Отмывка фрагмента ионической капители

Рис. 3. «Памятник архитектуры» отмывка ортогонального чертежа

Рис. 4. «Памятник архитектуры» отмывка перспективы


Рис.5 «Голова Давида», итальянский карандаш

II курс арх. факультет. Академия художеств 1951/1952 учебный год

Основная литература

Кудряшев К.В. К 88 Архитектурная графика / Кудряшев К.В. Учебн,

пособие — М.: Архитектура-С, 2006. — 312 с, ил. ISBN 5-9647-0020-9


[1] Под светотенью подразумевается распределение света и тени на освещенном предмете, градации в степени светосилы на светлых и тене­вых частях, соотношение между ними, наличие рефлексов, бликов и др. в зависимости от ряда факторов: силы света, расстояния от источника освещения, угла падения световых лучей, наличия поблизости освещенных поверхностей, отражающих световые лучи, а также от свойств материала самого предмета — фактуры, цвета, степени светопоглащения, светоотражения или светорассеяния его поверхности и пр.

[2] Раствор можно приготовить и в одном тоне, а затем разбавлять его по мере надобности в фарфоровой акварельной палитре или в от­дельных чашечках.

[3] Рисовальщики-виртуозы, которые способны выполнить рисунок на­чисто без поправок, не прибегая к резинке, могут не пользоваться ука­занным способом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: