Сущность понятия неживая природа

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы (о физических явлениях). Предмет ознакомления представляет во множестве проявлений и обилии признаков, поскольку законы неживой природы присутствуют, регламентируют, оказывают своё влияние на любую деятельность человека.

В повседневной жизни ребёнок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. И наша задача воспитателя – оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

Опираюсь на повседневный опыт дошкольников, их можно знакомить со следующими физическими явлениями:

· воздух и его простейшие свойства;

· магнит, его простейшие свойства

· свет, прямолинейность его распространения

· тепловые явления

· превращение твёрдых тел в жидкие, жидких в газообразные, и наоборот.

Например, из практики установлено, что ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, и главная из них – ребёнок не видит воздух, не может потрогать руками, не может с ним манипулировать. И если ему помочь увидеть ранее на наблюдаемое, ощутить то, что было вне поле зрения, произведя ряд преобразований с этим новым объектом наблюдения, это будет уже новая ступень в его умственном развитии.

В процессе знакомства дошкольников с явлениями неживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Я считаю, что детей необходимо знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в поле их зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребёнка и проводиться в увлекательной форме. Введение в мир неживой природы должно происходить без сообщения ему каких-либо законов в формализованном виде, без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления с явлениями природы лежали действия ребёнка с реальными компонентами явления. Иными словами, материальные объекты, их свойства отношения должны находиться в пределах поля зрения ребёнка, должны быть связаны с его целенаправленной деятельностью.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что понятия «неживая природа» включает в себя физические явления, которые позволяют ребёнку ознакомиться и постигнуть простейшие закономерности связи и отношения явлений окружающего мира, что приводит к формированию у ребёнка новых практических и умственных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: