Коммуникативных навыков

• «Изображение эмоциональных состояний»

Выполнение. Взрослый просит детей изобразить сначала состояние грусти (при этом ничего не показывая), затем состояние радости и удивления.

• «Волшебные картинки»

Выполнение. Взрослый показывает детям картинки с изображением животных в разных эмоциональных состояниях, например: кошка зашипела, мышка улыбается, кошка плачет и т.д. и дети изображают это животное.

Методические рекомендации. Необходимо, чтобы ребенок точно воспроизводил позу, мимику и жесты изображенного животного.

• Необычные посетители»

Выполнение. Взрослый объясняет детям, что обезьянки любят все и всех передразнивать и поэтому, кого бы или чтобы они ни увидели, они все изображают.

а. «Сердитый человек». Вдруг обезьянка увидела хмурого человека...

Выполнение. Взрослый показывает, объясняя некоторые движения, а дети за ним повторяют.

Выразительные движения:

Мимика: брови сведены и опущены чуть ниже, не улыбаемся.

Затем добавляем движение поочередно грозим то правым указательным пальцем, то левым.

Затем добавляем движение: топаем ногами и грозим кулаком, мимика та же. Можно говорить: «Ах вы!» или еще что-нибудь подходящее по смыслу.

Методические рекомендации. Мы просто просим детей повторить эти движения, обращая внимание на мимику. Если дети смеются обязательно отметить это в тетради наблюдения.

б. «Большой мяч»

Выполнение. Взрослый показывает, а дети за ним повторяют. Ноги на ширине плеч, полукруглые руки в стороны, щеки надуты. Переваливаемся с ноги на ногу вокруг себя, сохраняя изначальную форму (мяч как бы перекатывается на месте). Затем прыжок, и от фиксированной формы постепенно расслабляя мышцы шеи, плеч, рук. и т.д., из положения стоя плавно опускаемся в положение сидя на корточках (мяч лопнул), затем ложимся на спину, раскинув свободно руки и ноги в стороны.

в. «Смешливая девочка»

Выполнение. Подошла к клетке маленькая девочка и стала с любопытством рассматривать обезьянок, и дети пытаются повторить в движении, что значит рассматривать с любопытством.

Выразительные движения: голова вытянута вперед, глаза чуть расширены, рот приоткрыт.

Затем девочка засмеялась, показывая пальцем на обезьянок.

Выразительные движения: улыбка, указательный палец показывает на воображаемую девочку, другой рукой хватаемся за живот, при этом можно сгибаться вперед

Усложнение. После этого можно сесть или лечь на пол и смеяться на полу, размахивая руками и ногами (такое упражнение способствует снятию эмоционального напряжения).

г. «Буратино». В зоопарк прибежал Буратино, увидел обезьянок и стал перед ними гримасничать и строить разные веселые рожицы.

Выполнение. Дети встают перед зеркалом. Задание выполняется самостоятельно. Взрослый предлагает детям придумать любые смешные гримасы и показать их себе в зеркало. Затем к мимике добавляем руки. Например: сгибаем и разгибаем руки, или удлиняем нос с помощью рук. А затем движение укрупняем: добавляем прыжки, повороты.

• «Вкусный банан»

Обезьянкам принесли бананы.

Выполнение. Выразительные движения: поглаживаем живот одной рукой. Мимика: глаза прикрыты, улыбка, облизываем губы, как бы говорим про себя: «Вкусно», хочется спать.

Из исходного положения лежа на полу дети приподнимают голову, принюхиваются, оглядываются, улыбаются и быстро бегут туда, где лежат воображаемые бананы и берут один банан. Дети садятся в круг. В руке воображаемый банан, очищают его, кусают. Сначала «большой кусок» - мимическое упражнение: жуем, щеки как бы надуты. Затем «средний кусок» - щеки поменьше, жевательные движения. «Маленький кусочек» - обычные жевательные движения.

• Психоэмоциональное проживание (радость, испуг, страх, гармония)

Цель. Развитие вестибулярных анализаторов.

а. «Радость». Замереть в любой позе, обозначающей дерево (ребенок придумывает сам).

Выполнение. Легкое покачивание с постепенным расслаблением тела. Голова слегка запрокинута назад, мышцы лица расслаблены, улыбка, глаза закрыты (по желанию детей).

б. «Качание веток»

Цель. Сохранить гармоничный настрой, несмотря на смену действия.

Выполнение. Стоя на месте, мягкое поочередное качание руками вверх-вниз, как будто кто-то их касается.

в. «Испуг»

Цель. Не теряя установленной позы, отразить состояние страха в пантомимике, жестах и мимике.

И.п. - то же.

Выполнение. Тело немного сжалось, дрожание кистями.

Мимика: глаза широко раскрыты, рот открыт.

Закончить упражнение: замереть в позе, отражающей испуг.

г. «Принятие гармоничного состояния под музыку». Выполнение мягких плавных движений руками в сочетании с кружением и постепенным расслаблением тела.

• «Необычные деревья»

Выполнение. Дети (в накидках) встают парами. В паре дети могут стоять спиной друг к другу или друг за другом. Взрослый хлопает в ладоши. Хлопок - смена позы. Повтор 5-6 раз.

Затем дети перераспределяются по трое. Встают произвольно. Дети стоят на месте, смена позы достигается за счет работы рук, туловища и головы. Можно менять исходное положение. Например, двое стоят, один сидит. Повтор 5-6 раз.

Затем взрослый предлагает детям изобразить огромное дерево. Например баобаб. Вся группа встает спиной в круг, близко друг к другу. Сигнал - хлопок. Дети замирают в разных позах, относительно друг друга. Повтор 4-5 раз.

• «Костер»

Выполнение. Дети сидят в кругу на коленях, взрослый раздает детям красные перчатки. Задание выполняется по показу взрослого. Сначала он рассказывает о том, как возникает костер, как появляются маленькие язычки, они разрастаются, увеличиваются, и костер становится большим, но потом дрова сгорают, и огонь становится меньше, меньше, и только искры разлетаются в разные стороны.

Выразительные движения: сидя на полу, руки перед собой, трем ладони друг о друга, чтобы добыть искру и разжечь огонь. Затем кисти ставим пальцами вверх: сначала двигаем пальцами из стороны в сторону, затем волнообразное движение каждым пальцем, постепенно к этому движению подключается кисть. Двигаем обе кисти навстречу друг другу. Следующее движение: поочередное поднимание кисти вверх с небольшим замиранием в верхней точке движения. Следующее движение: включается вся рука, поочередное, быстрое поднимание и опускание рук, после 3-4 движений надо встать.

Следующее движение: стоя, здесь для изображения разгоревшегося костра можно использовать приседание с руками, наклоны вперед вправо, влево с руками и движение по кругу.

Методические рекомендации. Двигаются в группе. Когда выполняют все вместе, создается ощущение разгоревшегося костра.

После показа взрослый вместе с детьми выполняют все движения, когда «костер» затухает дети медленно опускаются на пол.

• «Льдинки»

Выполнение. Взрослый рассказывает детям, что Снежная Королева взмахнула своей волшебной палочкой и льдинки разлетелись, завертелись и стали сплетать разные необычные, красивые узоры. Для выполнения задания объединяем детей по два-три человека. Дети бегают, на сигнал взрослого «один хлопок», замирают в разных позах, объединяясь по 2-3 человека. На сигнал «два хлопка», дети разбегаются врассыпную.

Повтор 2-3 раза, по желанию детей количество повторов можно увеличить.

Методические рекомендации. Объяснить детям, что каждый раз необходимо объединяться в новую группу.

Взрослый обязательно отмечает наиболее выразительные скульптуры.

Если игра проводится не в первый раз, то ее можно усложнить, предложив детям использовать разные исходные положения (стоя, сидя, лежа).

• «Как общаются птицы»

Выполнение. Взрослый напоминает детям, что птицы тоже разговаривают друг с другом. И они общаются не только звуками, но и жестами, могут показать свое настроение. Взрослый предлагает детям придумать свой язык для общения. Здесь можно использовать и выразительные движения, и звуки. Взрослый дает детям задание, а они выполняют. Чтобы потренироваться, взрослый сначала детям предлагает ситуацию, например: «опасность»; «там еда»; «хочу пить»; «холодно»; «давай полетаем». А затем дети сами придумывают, что они хотят сообщить другим птицам. Остальные должны догадаться, что им сообщают без подсказки, и выполнить, например, «Давай полетаем» - дети изображают полет птиц.

• «Покрывало»

Выполнение. После того как все убрали веревочки, взрослый обращает внимание на то, что в сундуке что-то блестит, оказывается это очень красивое, тонкое покрывало. Дети подходят к сундуку и берутся двумя руками за край воображаемого покрывала и расходятся в стороны, сохраняя круглую форму. Все вместе дети с взрослым встряхивают покрывало вверх и вниз. Делать надо несколько раз. Необходимо, чтобы все делали это движение одновременно.

После этого покрывало опускают на пол, и взрослый предлагает детям лечь на это необыкновенное волшебное покрывало.

• «Попробуй изобрази»

Выполнение. Взрослый предлагает каждому ребенку найти себе пару. Это можно сделать, договорившись по желанию детей, а можно в виде игры: дети разбегаются, на сигнал взрослого - хлопок - дети собираются в пары.

После того как все разделились по парам, взрослый предлагает детям вдвоем изобразить один предмет. (Детям в этом случае обязательно придется договариваться).

Взрослый показывает карточку с изображением круглого предмета, а дети в парах изображают. Необходимо, чтобы дети поняли, что именно вдвоем надо изобразить один предмет, то есть они часть целого. Сначала взрослый показывает наиболее знакомые и простые изображения; (например: яблоко, кольцо, колесо). После того как взрослый убедился, что дети его поняли, он показывает картинки с усложнением (например: змея свернулась кольцом, глобус и т.д.). И в конце игры взрослый может предложить детям самим придумать какой-нибудь круглый предмет, вещь и т.д. и изобразить его, чтобы другие пары угадывали. Такие задания очень хорошо развивают творческие способности ребенка.

•«Зеркало»

Выполнение. Дети делятся на пары. В паре один ребенок-ведущий, и он придумывает движения, а второй ребенок-зеркало (ведомый), он повторяет движения за ведущим. После того как дети немного подвигались, они меняются ролями и продолжают двигаться. Можно несколько раз меняться ролями в одной паре, а можно предложить детям поменяться парами и тоже самое повторить.

Взрослый сам не участвует, а только помогает тем, кто затрудняется выполнить это задание. Обязательно надо подойти к каждой паре и похвалить ребят или, если необходимо, их поправить, обратить внимание на музыку или на ребенка, с которым необходимо вместе выполнять задание.

Методические рекомендации. Обратить внимание детей на сами движения. Они не должны быть очень резкими и быстрыми, чтобы ведомый обязательно успевал за ведущим. Вот здесь Вы можете увидеть, насколько ребенок внимателен к другому человеку, может ли он к нему прислушаться или зациклен только на себе.

Еще раз: движения должны быть четкие, законченные, плавные, не очень быстрые и желательно гармоничные.

• «Угадай эмоциональное состояние»

Выполнение. Дети по очереди загадывают эмоциональное состояние (изображают его), а другие дети должны отгадывать, что за эмоциональное состояние им показывают. После того, как эмоциональное состояние было отгадано, дети его повторяют за ведущим. Затем выходит следующий ребенок и загадывает свое эмоциональное состояние и т.д.

Возможные психоэмоциональные состояния: радость, испуг, удивление, гнев, грусть, интерес, отвращение, любопытство, сосредоточенность, задумчивость и т.д.

Методические рекомендации. Если ребятам очень сложно самим выполнить задание, то первым его выполняет взрослый и загадывает какое-нибудь эмоциональное состояние. Дети угадывают, и взрослый еще раз обращает внимание ребят на то, чтобы легче угадать эмоциональное состояние, его надо изображать, используя и мимику, и пантомимику, и жесты.

«Волшебная поляна»

Выполнение. Дети объединяются. Один ребенок-ведущий, и он ведет всех детей по необычной волнообразной траектории. Все остальные дети встают за ведущим (руки на плечи - впередистоящему). Взрослый рассказывает детям, что они оказались на волшебной поляне, здесь вытекает волшебный ручеек, он может двигаться в разных направлениях: то назад, то вперед.

Сигнал: один хлопок, дети бегут за ведущим; два хлопка - дети останавливаются, разворачиваются на 1800, ведущим становится последний.

• «Теплое солнышко»

Выполнение. Ручеек прибежал туда, где все превратились в теплые солнечные лучи. Дети ходят по залу. Руки - это ласковые, солнечные лучи. Дети, проходя мимо друг друга, выполняют плавные движения (гладят других детей по голове, спине, рукам или нежно прикасаются, чтобы можно почувствовать тепло человеческих рук).

«Услышь и изобрази»

Выполнение. Детей делят на две группы. Выбирают одного ведущего, ему завязывают глаза. Одна группа придумывает название животного, другая - придумывает эмоциональное состояние. Ведущий с закрытыми глазами изображает это животное в этом эмоциональном состоянии. После этого он с закрытыми глазами выбирает другого ребенка и тот становится ведущим. Например: одна группа говорит: обезьяна; другая группа говорит: веселый. Ведущий изображает веселую обезьянку.

Методические рекомендации. Если детям сложно выполнять задание с закрытыми глазами, значит оно выполняется с открытыми глазами.

• «Изобрази эмоцию»

Выполнение. Задание проводится в два этапа:

1 этап. Перед детьми располагается пиктограммы (пиктограмма - это схематическое изображение эмоциональных состояний), а под ними соответствующее число: 1 - испуг; 2 - удивление; 3 - грусть; 4 - радость; 5 - интерес; 6 - отвращение; 7 - гнев.

Здесь взрослый называет число, а все дети изображают соответствующее этому числу эмоциональное состояние, например: «Два» - дети изображают удивление.

В процессе первого этапа дети запоминают, какое число какому эмоциональному состоянию соответствует. (Этот этап может быть проведен и на прогулке и в свободное время.)

2 этап. Перед детьми располагают перевернутые пиктограммы с соответствующими номерами, например: 1; 2; 3 и т.д.

Взрослый называет число, затем дети изображают соответствующее эмоциональное состояние, а потом все вместе смотрят, правильно ли они изобразили это эмоциональное состояние.

«Марионетки»

Выполнение

Вариант 1. Дети стоят в кругу, взрослый объясняет детям, что есть такие куколки на веревочках, они называются марионетки, и если дергают за веревочку, то двигается та часть тела, к которой эта веревочка привязана. Например, взрослый говорит, что поднимает вверх веревочку, которая привязана к лучезапястному суставу - рука поднимается вверх, а кисть расслаблена, то же самое - с другими частями тела.

Взрослый называет части тела, и дети поднимают эту часть тела вверх или выводят вперед, причем, надо следить за тем, что не задействованные в движении части тела должны быть расслаблены.

Это упражнение можно выполнять как стоя, так и лежа на полу.

Вариант 2. То же самое, но здесь дети делятся по парам: один, ребенок - ведущий, а другой, взрослый - марионетка. Ведущий дотрагивается до суставов, и ведомый их поднимает и опускает. Например: плечо, колено, локоть и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: