Введение

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ И АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5 КУРСОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО

ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

(специализация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель»)

Тюмень, 2007

Утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 27. 06. 01, протокол № 30. Переработана и утверждена на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников 03.12.07, протокол № 4.

Сценическая речь: Программа и метод, указания для студентов 1-5 курс, очного и заоч. отделения института искусств и народного художественного творчества (специализация «Режиссура театрализованных представлений и праздников. Преподаватель») / Сост. Е.Н. Головинская; ТГИИК; Каф. реж. театр.представ.и праздн.. - Тюмень: ТГИИК, 2002.- 32 с.

Составитель: Е.Н. Головинская, доцент, преподаватель кафедры режиссуры и актерского мастерства.

© Составитель: Е.Н. Головинская

©Тюменский государственный институт искусств и культуры

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Сценическая речь» является одним из специальных предметов в подготовке театральных режиссеров.

Задачи курса «Сценическая речь» на заочном отделении:

1. Раскрыть сущность режиссерской работы над словом: научить логически последовательно и психологически обоснованно представить содержание авторского текста.

2. Выработать навыки внутренней и внешней техники словесного действия, овладеть исполнительским искусством художественного слова.

3. Вооружить студентов методикой работы с участниками творческого коллектива по развитию выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речи, хорошей дикции и гибкого голоса.

Профессиональное обучение сочетается с индивидуальным и нравственным воспитанием.

Содержание курса «Сценическая речь» распределяется по разделам, но, практически, почти все разделы начинают изучаться одновременно с первых занятий. На занятиях по дикции и орфоэпии требуется правильное использование дыхания и голоса. С первых же упражнений по дыханию и голосу, в свою очередь, проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Произношение текста требует точной логики и т.д.

Изучая все разделы сценической речи, студенты не только получают теоретические знания, но и включаются в практическую работу с исполнителями (студентами курса), приобретают знания по методике работы с участниками творческого коллектива, работают над исправлением своих речевых недостатков, воспитанием голоса, внешней и внутренней техникой словесного действия, исполнительским мастерством.

Учебные занятия студентов-заочников разделяются на два вида:

1. Работа во время сессий под руководством преподавателя на групповых и индивидуальных занятиях.

2. Самостоятельная работа в межсессионный период (изучение рекомендованной литературы, выполнения контрольных работ и режиссерских заданий).

Оцениваются знания по теории, методике предмета, а также по овладению практическими навыками сценической речи. Оценка выставляется на зачетах и экзаменах с учетом оценки контрольных работ, выполненных в межсессионный период.

На сессиях 1,3,5, 7,9 семестров проводятся экзамены, на сессиях 2,4,6,8 семестров - зачеты.

По всем разделам курса «Сценическая речь» даны списки рекомендуемой литературы. На сессиях педагоги:

1. Дают задания для самостоятельного изучения отдельных тем.

2. Рекомендуют учебные и методические пособия, специальную литературу.

  Количество часов
Наименование разделов и тем Всего Лек­ций Под­групп Мелко-групп. Индив идуал ьные
Предмет«Сценическая речь». Задачи курса. Взаимосвязь с другими предметами специализации.          
Раздел 1. Общие вопросы теории сценической речи.          
Тема 1 Становление речевого искусства русского театра          
Тема 2 Открытие К.С. Станиславским и В.И. Немировичем -Данченко органических законов живой речи на сцене. Речевое общение          
Тема З Основные особенности сценической речи в современном профессиональном и любительском театре.          
Тема 4 Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.          
Тема 5 Методика проведения образовательной работы по сценической речи в самодеятельном театральном коллективе.          
Тема 6 Методика работы режиссера над словом в процессе подготовки спектакля.          
Раздел 2 Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция.          
Тема 1 Анатомия и физиология речевого аппарата.          
Тема 2 Дыхание. Постановка речевого голоса.          
Тема З Дикция.          
Тема 4 Комплексная система упражнений для тренировок и развития голоса и речи.          
Тема 5 Методика проведения занятий по технике речи в театральном коллективе.          
Раздел 3 Орфоэпия Тема 1 Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор.          
Тема 2 Произношение гласных.          
Тема З Произношение согласных.          
Тема 4 Работа со словарем.          
Тема 5 Речевая характеристика образа          
Раздел 4 Работа над литературно художественным произведением. Художественное слово          
Тема 1 Возникновение и развитие искусства художественногослова          
Тема 2 Произведение искусства художественного слова и его характеристика.          
Тема 3 Процесс подготовки литературно-художественного произведения          
Тема 4 Стихотворное произведение и особенности работы над ним          
Тема 5 Особенности работы над литературной композицией          
Тема 6 Режиссура в искусстве художественного слова          
Тема 7 Практическая работа над речевой стороной инсценировок, отрывков из пьес, дипломных спектаклей, на занятиях по режиссуре и актерскому мастерству          
Раздел 5 Логика сценической речи          
Тема 1 Законы логики в речевом действии          
Тема 2 Правила логики речи.          
Тема З Знаки препинания в речевом действии. Знаки интонации в речевом общении.          
Всего по курсу:          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: