ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ И АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5 КУРСОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
(специализация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель»)
Тюмень, 2007
Утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 27. 06. 01, протокол № 30. Переработана и утверждена на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников 03.12.07, протокол № 4.
Сценическая речь: Программа и метод, указания для студентов 1-5 курс, очного и заоч. отделения института искусств и народного художественного творчества (специализация «Режиссура театрализованных представлений и праздников. Преподаватель») / Сост. Е.Н. Головинская; ТГИИК; Каф. реж. театр.представ.и праздн.. - Тюмень: ТГИИК, 2002.- 32 с.
Составитель: Е.Н. Головинская, доцент, преподаватель кафедры режиссуры и актерского мастерства.
|
|
© Составитель: Е.Н. Головинская
©Тюменский государственный институт искусств и культуры
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Сценическая речь» является одним из специальных предметов в подготовке театральных режиссеров.
Задачи курса «Сценическая речь» на заочном отделении:
1. Раскрыть сущность режиссерской работы над словом: научить логически последовательно и психологически обоснованно представить содержание авторского текста.
2. Выработать навыки внутренней и внешней техники словесного действия, овладеть исполнительским искусством художественного слова.
3. Вооружить студентов методикой работы с участниками творческого коллектива по развитию выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речи, хорошей дикции и гибкого голоса.
Профессиональное обучение сочетается с индивидуальным и нравственным воспитанием.
Содержание курса «Сценическая речь» распределяется по разделам, но, практически, почти все разделы начинают изучаться одновременно с первых занятий. На занятиях по дикции и орфоэпии требуется правильное использование дыхания и голоса. С первых же упражнений по дыханию и голосу, в свою очередь, проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Произношение текста требует точной логики и т.д.
Изучая все разделы сценической речи, студенты не только получают теоретические знания, но и включаются в практическую работу с исполнителями (студентами курса), приобретают знания по методике работы с участниками творческого коллектива, работают над исправлением своих речевых недостатков, воспитанием голоса, внешней и внутренней техникой словесного действия, исполнительским мастерством.
|
|
Учебные занятия студентов-заочников разделяются на два вида:
1. Работа во время сессий под руководством преподавателя на групповых и индивидуальных занятиях.
2. Самостоятельная работа в межсессионный период (изучение рекомендованной литературы, выполнения контрольных работ и режиссерских заданий).
Оцениваются знания по теории, методике предмета, а также по овладению практическими навыками сценической речи. Оценка выставляется на зачетах и экзаменах с учетом оценки контрольных работ, выполненных в межсессионный период.
На сессиях 1,3,5, 7,9 семестров проводятся экзамены, на сессиях 2,4,6,8 семестров - зачеты.
По всем разделам курса «Сценическая речь» даны списки рекомендуемой литературы. На сессиях педагоги:
1. Дают задания для самостоятельного изучения отдельных тем.
2. Рекомендуют учебные и методические пособия, специальную литературу.
Количество часов | |||||
Наименование разделов и тем | Всего | Лекций | Подгрупп | Мелко-групп. | Индив идуал ьные |
Предмет«Сценическая речь». Задачи курса. Взаимосвязь с другими предметами специализации. | |||||
Раздел 1. Общие вопросы теории сценической речи. | |||||
Тема 1 Становление речевого искусства русского театра | |||||
Тема 2 Открытие К.С. Станиславским и В.И. Немировичем -Данченко органических законов живой речи на сцене. Речевое общение | |||||
Тема З Основные особенности сценической речи в современном профессиональном и любительском театре. | |||||
Тема 4 Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. | |||||
Тема 5 Методика проведения образовательной работы по сценической речи в самодеятельном театральном коллективе. | |||||
Тема 6 Методика работы режиссера над словом в процессе подготовки спектакля. |
Раздел 2 Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция. | |||||
Тема 1 Анатомия и физиология речевого аппарата. | |||||
Тема 2 Дыхание. Постановка речевого голоса. | |||||
Тема З Дикция. | |||||
Тема 4 Комплексная система упражнений для тренировок и развития голоса и речи. | |||||
Тема 5 Методика проведения занятий по технике речи в театральном коллективе. | |||||
Раздел 3 Орфоэпия Тема 1 Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор. | |||||
Тема 2 Произношение гласных. | |||||
Тема З Произношение согласных. | |||||
Тема 4 Работа со словарем. | |||||
Тема 5 Речевая характеристика образа | |||||
Раздел 4 Работа над литературно художественным произведением. Художественное слово | |||||
Тема 1 Возникновение и развитие искусства художественногослова | |||||
Тема 2 Произведение искусства художественного слова и его характеристика. | |||||
Тема 3 Процесс подготовки литературно-художественного произведения | |||||
Тема 4 Стихотворное произведение и особенности работы над ним | |||||
Тема 5 Особенности работы над литературной композицией | |||||
Тема 6 Режиссура в искусстве художественного слова | |||||
Тема 7 Практическая работа над речевой стороной инсценировок, отрывков из пьес, дипломных спектаклей, на занятиях по режиссуре и актерскому мастерству | |||||
Раздел 5 Логика сценической речи | |||||
Тема 1 Законы логики в речевом действии | |||||
Тема 2 Правила логики речи. | |||||
Тема З Знаки препинания в речевом действии. Знаки интонации в речевом общении. | |||||
Всего по курсу: |
|
|