Судьба арминианства

Синод проводили твердые кальвинисты, но это еще не все: председателем избрали Иоганна Богермана, пастора из Лейвардена, а первым секретарем — Феста Гоммия, пастора из Лейдена. Оба они были твердыми кальвинистами. Первый перевел на голландский язык брошюру Безы о наказании еретиков, а второй подготовил новый перевод Бельгийского исповедания на латинский язык (Теодор Беза был преемником Жана Кальвина в Женеве. Брошюра Безы была написана для оправдания казни еретиков (Samuel Fisk. Calrinistic Paths Retraced, Murfreestoro, TN: Biblical Evangelism Press, 1985. P. 122)). Все голландские делегаты были ортодоксами (В контексте Дортского синода «ортодокс» означает кальвинист). Только три делегата из провинциального Утрехта были ремонстрантами, но и им пришлось уступить свои места трем ортодоксальным представителям, выдвинутым меньшинством этой провинции. Гомарий (Франциск Гомарий был твердым кальвинистом и главным оппонентом Якоба Армипия. Их полемика привела к созыву Дортского синода, на котором Гимарии играл ведущую роль) представлял супралапсарианский кальвинизм, но большинство его участников были инфралапсарианами или сублапсарианами (Есть три богословских термина (супралапсарнанство и инфралапсарианство, известное также как сублаисарианство), каждое из которых выражает кальвинистские взгляды. Сублансарианство определяется как «учение о том. что Бог предопределил как избрание, так и вечное осуждение еще до грехопадения. Сунралапсариапство отличается от инфралапсарианства в части, касающейся Божьего промысла в отношении человеческого греха» V. Walter A. Elwell, Editor. Evangelical Dictionary of Theology. Grand Rapids. MI: Baker Book House. 1984. P. 1059).

Таким образом, судьба арминианства была предрешена заранее. Епископий (Симон Епископий был основным выразителем арминианских взглядов на Дортском синоде) и его друзья (их было 13) выступали на синоде просто в качестве просителей и протестовали лишь против безоговорочного подчинения (The Creeds of Christendom. Vol. 1. P. 513).

Человек, председательствовавший на Дортском синоде, начал «крестовый поход против группы анабаптистов, проводивших богослужения у себя дома». Он приказал судьям «всеми силами пресечь деда этих монстров в человеческом облике» (Fisk. Calvinistic Paths Retraced. P. 122).

Дортский синод 1618-1619 гг. был общенациональным синодом, состоявшимся через девять лет после смерти Арминия, и он настолько отличался от видения Арминия, что арминиане на нем даже не присутствовали как делегаты, а просто вызывались в качестве обвиняемых перед вынесением приговора (Bangs. Arminius. P. 279). «Ремонстранты не участвовали в работе, а появлялись на синоде только как обвиняемые» (Ibid. P. 356). Этой информации вполне достаточно, чтобы понять, что Дортский синод не был ареной беспристрастного обмена мнениями, который основывался на Писании, как, возможно, надеялись арминиане.

Судьба арминианства была предрешена заранее. Теперь нам ясно, почему этот и другие связанные с ним факты скрываются теми, кто имеет полную информацию о Дортском синоде и кто бессовестно использует его решения для подавления арминианства. Но это еще не все! Дела тех, кто руководил Дортским синодом, не ограничились просто осуждением арминианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: