Якоб Арминий

Прежде чем перейти к рассмотрению этих малоизвестных фактов, следует сказать несколько слов о самом Якобе Арминий (1560-1609 гг), скончавшемся до созыва Дортского синода в 1618 году. Сначала он был твердым кальвинистом, но когда, по поручению городского совета Амстердама, занялся исследованием кальвинистского учения для опровержения сочинений Дирика Волкертса фон Коорнхерта, то пришел к выводу, что аргументы его оппонента выглядят более состоятельными, чем его собственные, и стал проповедовать учение о всеобщей благодати и свободе воли. В семи главах Послания к римлянам он нашел описание конфликта, который переживает пробужденный, но еще не возрожденный человек, тогда как Августин и реформаторы называли его уже возрожденным. Он отвергал учение о вечном осуждении и сделал более умеренным учение о первородном грехе. Он поддержал пересмотр Бельгийского исповедания и Гейдельбергского катехизиса, вступил в открытый конфликт со своим коллегой Франциском Гомарием (1563-1645 гг.), придерживавшимся супралапсарианских взглядов, который присудил ему степень доктора богословия, а потом стал его главным оппонентом. С тех пор твердых кальвинистов стали называть «гомаристами». Полемика быстро охватила всю Голландию. Арминий обратился к правительству с просьбой созвать синод (воззвав, как и донатисты, к власти, которая впоследствии осудит его), но умер от тяжелой болезни до его созыва. Он был ученым и способным богословом, и во время полемики, наполнившей горечью всю его жизнь, проявлял кроткий христианский дух. «Его осуждали многие, — сказал Гроний, — но он не осудил никого» (The Creeds of Christendom. Vol. 1. Edited bv Philip Schaff, Revised by David S. Schaff (Grand Rapids, NI: Baker Books, 1993). P. 510-511).

Что касается безопасности верующего, Арминий писал: «Прежде чем уверовать в Христа и обратиться к Богу, верующий становится живым членом Тела Христова, и если он твердо стоит за веру во Христа и не поддается соблазнам, то остается таким же живым членом. Если же этот член становится пассивным, не заботится о своем росте, дает место греху, он понемногу приходит в упадок, а затем постепенно умирает окончательно и перестает быть членом» (The Works of Arrninius. Vol. 3- The London Edition, Translated by James Nicols and William Nicols (Grand Rapids, MI: Baker Book House. Reprinted 1991). P. 470).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: