в инвестиционном проекте, ден, ед.
Показатель | Источник финансирования проекта | Отклонение (гр. 2-гр- I) | |
Кредит банка | Лизинг | ||
В | 1 | 2 | 3 |
I. Прибыль от реализа- | |||
ции проекта | |||
2. Амортизация | — | -900 | |
3. Итого | -800 |
Глава 6
Продолжение табл. 6.2
Показатель | Источник финансирования проекта | Отклонение (гр. 2—гр. 1) | |
Кредит банка | Лизинг | ||
Б | 1 | 2 | 3 |
24 -900 |
4. Налог на прибыль по
ставке 24% 120
5. Плата за кредитные
ресурсы 900
6. Итоговый финансовый
эффект
(стр. 3 — стр. 4 - стр. 5) 380
Однако с учетом амортизации сравнительный эффект кредитного финансирования оказывается выше на 800 ден. ед., так как амортизация не означает расходования финансовых ресурсов. Но при этом кредитное финансирование требует реальной оплаты за кредитные ресурсы, что снижает эффект кредитного финансирования на 900 ден. ед. В результате прибыль от лизинга оказывается выше прибыли от использования кредитных ресурсов, что в свою очередь требует выплаты налога на прибыль в большем размере на 24 ден. ед., чем при кредитном финансировании. Суммируя влияние всех перечисленных факторов, определяем сравнительный эффект 76 ден. ед., полученный от реализации лизингового инвестиционною проекта взамен привлечения кредитов банка, а
Глава 7
ИННОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Совершенствование хозяйственных процессов, реструктуризация, инжиниринг и реинжинирин! бизнеса связаны с инновациями.
Инновация — нововведение, новая или усовершенствованная продукция или технология, полученная в результате инновационного процесса.
Под инновационной промышленной продукцией понимается продукция, которая в течение последних трех лет (включая отчетный период) подвергалась разного рода технологическим изменениям:
• продукция, подвергавшаяся значительным технологическим
изменениям или вновь внедренная (принципиально новая). Для та
кой продукции область применения (использования), эксплуатаци
онные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а
также состав применяемых материалов и компонентов яапяются но
выми или в значительной степени отличающимися от ранее выпус
кавшейся в мире продукции;
• продукция, подвергавшаяся усовершенствованию, т.е. уже
существующая продукция, параметры которой в значительной сте
пени усовершенствованы или модифицированы (улучшены качест
венные характеристики, экономическая эффективность и т.п.);
• прочая инновационная продукция, основанная на внедре
нии новых или значительно улучшенных производственных мето
дов, предполагающих применение нового производственного обо
рудования, новых методов организации производства или их сово
купности. Как правило, что относится к уже выпускаемой органи
зацией или основанной на заимствованном передовом опыте про
дукции.
К инновациям не относятся эстетические изменения в продуктах (цвета, декора и т.п.), незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменными его конструктивное исполнение и не оказывающее достаточно заметного влияния на параметры (свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов); расширение номенклату-
146 Глава 7
ры продукции за счет освоения производства, не выпускавшейся ранее данной организацией, но уже достаточно известной на рынке продукции.
Инновационный процесс — научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологи чески е и экспериментальные работы, а также работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.
Инновации возможны не только в промышленных отраслях, но и в торговле, имеющей свои особенности. Важнейшая составляющая инноваций торговой оршнизации — совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными хозяйственными условиями. При подготовке новых технологических процессов учитывают такие условия: вид и тип организации торговли, вид торговой структуры, субъект торговли, материально-техническую базу, технологию торговли и торговое оборудование организации, технические средства, объект торговли, процессы купли-продажи и товародвижение, торговое обслуживание, состояние рынка, жизненный цикл нововведения.
Основная задача нововведений и торговле — обеспечить высокое качество процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом, наиболее эффективно использовать здания, торговые плошали, торговое оборудование, технические средства, программные продукты, заменять торговое оборудование и технические средства наиболее совершенными видами, совершенствовать организацию торговых процессов и управление ими, создавать необходимые условия для роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности работы организации в целом.
Нововведения могут сопровождаться всесторонней перестройкой торгового процесса, изменением форм организации торговли, методов планирования, учета, управления, заменой торговых площадей, оборудования, технических средств, созданием новых, заменой устаревших профаммных продуктов, информационных систем и технологий, формированием автоматизированной системы управления и т.д.
Инновационный анализ 147
Анализ инновационной деятельности имеет много общего с анализом инвестиций, так как и в том и в другом случае требуются инвестиционные вложения. При оценке эффективности как инвестиций, так и инноваций затраты и результаты приводятся к расчетному году с помощью коэффициентов дисконтирования и наращения.
При наличии сходства в методах анапиза инвестиций и инноваций инновационная деятельность все же требует больше средств и времени, чем инвестиционная, так как при инновациях кроме создания, внедрения и эксплуатации инвестиционного проекта проводятся научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проект-но-технологические, экспериментальные работы, работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.
Конечная цель реализации нововведений — достижение лучших результатов в сравнении с альтернативой. Цепа на принципиально нопую продукцию должна найти признание у покупателя, в то время как цена на продукцию по обычному инвестиционному проекту уже получила свое подтверждение на рынке. Все это связывает инновационные процессы с большим риском, чем риск инвестиционной деятельности- Поэтому в анализе инноваций наиболее востребованы рассмотренные нами методы учета и анализа неопределенности и риска.
Инновационный анализ начинают с изучения процессов нововведений, их количества, стоимости, удельного веса в общей стоимости имущества. Уровень обновления сравнивают с планом, выявляют отклонения.
В анализе эффективности инноваций изучают прирост производительности труда, достигнутый в результате нововведений, сравнивают доход, прибыль, полученные от инноваций, с походом, прибылью от альтернативных нововведению вариантов или прибылью без инноваций. С помощью таких сравнений выбирают наилучший проект с точки (рения его влияния на экономические показатели работы ор)анизации.
Эффективность инноваций характеризуется системой показателей, отражающих конечные результаты реализации инновационного
148 Глава 7
проекта, а также соотношением результатов и затрат, обусловленных разработкой, производством и эксплуатацией нововведении.
Анализ результатов инноваций следует начинать с оценки изменений в выручке от продаж, полученных в результате нововведений:
ANP = Nf ~ Лгор,
где Nf — выручка от продаж, полученная за счет осуществления нововведений;
JV^ — выручка от продаж, полученная в базовом варианте без нововведения или в результате использования альтернативы нововведению.
Изменение выручки от продаж, обусловленное нововведением, в свою очередь, оказывает определенное воздействие на производительность труда и на фондоотдачу.
Технологические, технические, организационные, нововведения могут изменить производительность и потребность в рабочей силе. Эффект достигается, если растет производительность и экономия численности работников. С учетом сказанного изменение производительности в результате нововведений определяется выражением
где ANP — изменение (+) выручки от продаж в результате нововведений;
Ro — среднесписочная численность работников базового варианта без нововведения или при использовании альтернативы данному нововведению;
ДД — изменение (±) среднесписочной численности работников в результате нововведений.
В анализе также следует определить влияние нововведений на фондоотдачу. Изменение фондоотдачи в результате инноваций можно измерить с помощью выражения
^ 9L
Инновационный анализ 149
где Fq — средняя стоимость основных фондов базового варианта без нововведения или при использовании альтернативы данному нововведению, рассчитывается как среднее арифметическое остатков основного капитала на начало и конец отчетного периода по данным бухгалтерского баланса (форма № I);
AF — изменение (±) средней стоимости основных фондов в результате нововведений.
Росл фондоотдачи в результате инноваций свидетельствует об их эффективности.
Валовая прибыль, полученная в результате инноваций, определяется выражением
где S] — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (в терминологии из формы № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках») в части расходов% используемых при инновации.
Прирост валовой прибыли за период, полученный в результате инновации, в сравнении с альтернативой рассчитывается по формуле
Д0 = Z), - D(u
где Dq — доход, полученный в базовом варианте без нововведения или в результате использования альтернативы данному нововведению.
Удельный вес валовой прибыли от инноваций в общей массе валовой прибыли за период определяется по формуле
ъ=А.,оо.
где 1\ — общая сумма валовой прибыли организации (из бухгалтерского отчета о прибылях и убытках (форма № 2)).
Изменение доли валовой прибыли, полученной от новптоеде ния, в общей массе валовой прибыли отчетного периода в сравнении с альтернативой данной инновации исчисляют по формуле
150 Глава 7
AYD =£u.iOO-^-IOO.
OZ DK
При подготовке инноваций определяют затраты, необходимые для их осуществления Для этого затраты группируют по направлениям:
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
• проектно-технологические работы;
• экспериментальные работы;
• работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции,
новых технологических процессов и новых способов организации
производства, труда и управления.
Состав затрат определяется конкретными хозяйственными условиями, о которых сказано выше, и видами выполняемых работ. К факторам, определяющим затраты на инновации, относят: степень новизны и сложность оцениваемых инновационных процессов, уровень технологичности (возможности включения в технологию), организационно-технический уровень производства, структуру и сложность средств технологического обеспечения (оборудование, технические средства, инструменты, материалы, программные продукты, информационные системы и технологии, используемые в технологическом процессе), уровень нормативной базы (качество планирования), структуру производственных плошадей организации, объем продаж, обусловленный новонпедением.
Оценка влияния перечисленных групп факторов на планируемую сумму затрат по технологической подготовке осуществляется, как правило, метолом аналогии с использованием соответствующих поправочных коэффициентов, отражающих либо отличия нововведений от ранее осваиваемых процессов, либо изменение условий производства в сравнении с теми, при которых проводилась подготовка баювого производственного процесса. Характер различий и способы учета их влияния необходимо рассматривать по каждому виду работ и затрат, связанных с их выполнением.
В процессе нововведений рассматривают возможности привязки имеющихся производственных площадей и оборудования, средств технологического обеспечения (техники, инструментов, материалов, программных продуктов, информационных систем и технологий) к инновациям. Поэтому инновационные затраты зависят прежде все-
Инновационный анализ 151
го от номенклатуры оборудования, средств технического оснащения, технологического обеспечения, привлекаемых к вновь вводимому производственному процессу.
Используя метод аналогий, за базовую сумму затрат организационно-технической, технологической подготовки можно принять расходы по ранее проводимым аналогичным работам при освоении предыдущих производственных процессов. Изменение условий и объемов проведения инновационных работ можно учесть с помощью коэффициента К, отражающего различия между базовым объектом и нововведениями. Его исчисляют как отношение количества площадей, оборудования, технических и технологических средств, привлекаемых к инновации, к количеству аналогичных активов базовой модели или альтернативы данному нововведению. Если в расчете А применяют показатели в денежном выражении, то в условиях инфляции их приводят к сопоставимым (базисным) ценам делением текущих значений на индекс инфляции, исчисленный к базисному периоду.
Таким образом, плановую сумму затрат на проведение инновационных работ можно обосновать с помощью произведения
(7н1=С7н0 К,
где СУио — плановые (нормативные) затраты без использования нововведения;
К — поправочный коэффициент, учитывающий изменение номенклатуры активов для инновационных работ в сравнении с базовым или альтернативным вариантом.
Экономия снижения производственных затрат за счет реализации нововведения за период рассчитывается по формуле
Эи - \ - с тн0 - ссИ1 = сснр() - ССм, Ло
где CC^q и ГГн1 — плановые (нормативные) производственные *атра-ты без внедрения нововведений и с применением ноповвелений соответственно, ден. ед.; рассчиты вдются по нормам или планам, установленным до и после реализации нововведения;
152 Глава 7
С^нро ~~ производственные затраты, рассчитанные с услови-
ем применения нововведения, но по нормам, установленным для базового варианта, т.е. без внедрения нововведения (расчетные издержки).
Инновации также оказывают влияние на издержкоемкость продаж, которая равна отношению производственных затрат к выручке от продаж. К производственным затратам относятся расходы, связанные с производством и реализацией в соответствии со ст. 253 ч. II НК РФ, или «Расходы по обычным видам деятельности», предусмотренные п. 7. ПБУ I0/99. В терминологии отчета о прибылях и убытках (форма № 2 бухгалтерской отчетности) в них включают: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы. Издержкоемкость продаж еще называют уровнем издержек в отношении к выручке. Изменение издержкоемкости продаж в результате нововведений можно рассчитать по формуле
СС0+АСС СС0 Ng+AN* Лгор
где CCq — производственные затраты базового варианта без нововведения или от использования альтернативы данному нововведению;
АСС — изменение производстпенных затрат в результате нововведений.
Изменение средней издержкоемкости продаж за счет нововведений по организации в целом, если нововведения осуществляют взамен деятельности без инноваций, рассчитывают по формуле
ДУ({7 = ^сс ' d\ ~ ^сс ' d$ + ^cc^do ~ ^j) * где У^ — уровень издержек к выручке от пропаж при использовании
инноваций;
Ycc - уровень издержек к выручке от продаж при деятельности, заменяемой нововведениями;
Усе ~ Уровень издержек к выручке от продаж по остальным видам деятельности, кроме нововведений и видов деятельности, заменяемых нововведением.
Инновационный анализ 153
(/| ис/(, — удельный вес выручки, полученной за счет нововведении и полученной в базовом варианте без нововведения или в результате использования альтернативы нововведению.
Конечный результат в оценке эффективности нововведений — прибыль. Прибыль от продаж, полученную за счет осуществления инноваций, определяют по формуле
ц «Nf - cq,
где СС\ — производственные затраты с использованием нововведений.
Прирост прибыли (эффект) за счет реализации нововведений в сравнении с альтернативой за период определяется разностью
АР = Л - fl>,
где /*( и Ра — прибыль, полученная за счет нововведений и без нововведений соответственно.
Чистая прибыль, полученная от реализации нововведения, определяется выражением
Р- = «Г - СС, * V? - £,° ♦ У* - £,™ - £,",
где Л^ — выручка (нетто) от продаж на основе нововведений (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в терминологии бухгалтерского отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
И)° — операционные доходы, относящиеся к инновациям:
£|° — операционные расходы, относящиеся к инновациям;
К,вн внереализационные доходы, относящиеся к инновациям;
£]" — внереализационные расходы, относящиеся к инновациям;
/Г" — общая сумма налогов, уплаченных в части, относящейся к созданной на основе применения нововведения продукции за период.
Прирост чистой прибыли, полученной от реализации нововведения, в сравнении с альтернативой равен разности
154
АР*=РЧ -Рч,
тернативы данному нововведению либо от использования имущества без инновационных активов.
На основе показателя прибыли определяют рентабельность продаж от инноваций:
n4
Рентабельность инновационных активов (стоимости вновь водимого имущества) по показателю чистой прибыли определяется отношением
„'-f.oo.
где В\ — общая стоимость активов, составляющих нововведение.
Рентабельность капитальных вложений, направленных на создание и осуществление нововведений, равна отношению
*-'■ с/,
где С/] — стоимость капитальных вложений, направленных на создание и осуществление инновации.
Прирост рентабельности продаж в результате нововведений равен разности
Лг ^___
Прирост рентабельности инновационных активов, исчисленной по показателю чистой прибыли, рассчитывается по формуле
— общая стоимость имущества, составляющего альтернативу нововведению, либо имущества без инновационных активов.
Инновационный анализ 155
Прирост рентабельности капитальных вложений в инновацию по сравнению с рентабельностью капитальных вложений в альтернативу данной инновации равен
а с/, с/о
где С/о — стоимость капитальных вложений, направленных на создание и осуществление альтернативы данной инновации.
Срок окупаемости капитальных вложений на инновации рассчитывают с помощью выражения
т
где Pi — прибыль за весь периол эксплуатации инновации;
Тп - срок полезного использования (расчетный период или жизненный цикл) инновации, лет.
Интегральный (общий) бюджетный эффект за весь срок применения нововведения (Эб) рассчитывают по формуле
где FV — годовая сумма всех поступлений (доходов) от осуществления
инновации; PV — годовая сумма всех расходов, направленных на создание и
осуществление инновации; i — порядковый номер года; я — число лет, за которые рассчитывается эффект.
Резюме
Совокупность рассмотренных в этом пособии положений и методик позволяет определять, рассчитывать, обосновывать, разрабатывать и выбирать наиболее верные с точки зрения максимально достижимого эффекта и минимального риска инвестиционные стратегии. Для инвестирования при отсутствии неопределенности предусмотрены методики оценки эффективности и окупаемости, выбора и разработки ИП наиболее простыми и доступными методами. Для условий инфляции предназначены методики, позволяющие получать аналитические расчеты и выводы без ущерба в их точности на основе методов, учитывающих, корректирующих показатели, поддающиеся инфляционному воздействию. Для проектов с неопределенностью пред!агается методика с рекомендациями по разработке возможных сценариев проекта с учетов вероятности их рсапизации. Расчеты сценарного анализа moot сопоставляться с расчетами по базовому (безальтернатииному) сценарию, который рассматривается для достаточно стабильных условий на рынке без предположения о возможности других исходов. Сценарный подход позволяет предвидеть возможные изменения и направления, вызванные меняющимися нестабильными условиями рыночной среды.
Выбор одного проекта может вопреки прогнозам не окупить себя. В этих случаях рекомендуется проводить инвестирование по нескольким наилучшим проектам, чтобы, если один из проектов принесет убытки, прибыль по другим проектам покрыла отрицательный результат как следствие риска. В связи с этим рассмотрены методы, которые позволяю! не только делать выводы, разработки и расчеты по возможным сценариям развития одного проекта, но и выбирать оптимальный набор проектов инвестиционного портфеля из множества вероятных в условиях неопределенности, управлять рисками этих проектов по различным критериям или их сочетанию и таким образом выбирать наиболее надежное и эффективное сочетание инвестиционных проектов.
Большое практическое значение на рынке имеет также оценка возможных альтернатив инвестирования проекта с привлечением кредитов для инвестирования с точки фения вероятных сроков погашения кредитов и их окупаемости. Рассмотренная методика по-
157
зволяет определить срок, на который следует взять кредит в банке с точки зрения оптимальной окупаемости и наиболее вероятного достижения максимального эффекта от его использования.
С помощью методики анализа лизинговых операций осуществляется расчет сравнительного эффекта от использования лизинга с альтернативными способами финансирования бизнеса. Таким образом выявляется наилучший способ финансирования.
Методика анализа управления лизинговыми операциями позволяет оценить целесообразность применения лизинга, возможности других источников финансирования, рассчитать эффект по каждому из альтернатив и выбрать наилучший вариант инвестирования капитальных вложений.
В анализе лизинговой деятельности приводится сравнение результатов использования лизинга (увеличение выручки, дохода и прибыли, снижение затрат) с результатами привлечения финансовых ресурсов другими способами, рассчитывается дополнительный эффект от использования лизинга в сравнении с альтернативными источниками финансирования инвестиционного проекта, например с кредитными ресурсами банка.
Инновационный анализ отражает целесообразность нововведений с точки зрения эффекта от их использования.
Оглавление