Финансового эффекта от использования лизинга

в инвестиционном проекте, ден, ед.

Показатель Источник финансирования проекта Отклонение (гр. 2-гр- I)
Кредит банка Лизинг
В 1 2 3
I. Прибыль от реализа-      
ции проекта      
2. Амортизация   -900
3. Итого     -800


Глава 6

Продолжение табл. 6.2



Показатель Источник финансирования проекта Отклонение (гр. 2—гр. 1)
Кредит банка Лизинг
Б 1 2 3
24 -900

4. Налог на прибыль по

ставке 24% 120

5. Плата за кредитные

ресурсы 900

6. Итоговый финансовый
эффект

(стр. 3 — стр. 4 - стр. 5) 380

Однако с учетом амортизации сравнительный эффект кредитного финансирования оказывается выше на 800 ден. ед., так как аморти­зация не означает расходования финансовых ресурсов. Но при этом кредитное финансирование требует реальной оплаты за кредитные ресурсы, что снижает эффект кредитного финансирования на 900 ден. ед. В результате прибыль от лизинга оказывается выше прибы­ли от использования кредитных ресурсов, что в свою очередь требу­ет выплаты налога на прибыль в большем размере на 24 ден. ед., чем при кредитном финансировании. Суммируя влияние всех пере­численных факторов, определяем сравнительный эффект 76 ден. ед., полученный от реализации лизингового инвестиционною про­екта взамен привлечения кредитов банка, а


Глава 7

ИННОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Совершенствование хозяйственных процессов, реструктуризация, инжиниринг и реинжинирин! бизнеса связаны с инновациями.

Инновация — нововведение, новая или усовершенствованная продукция или технология, полученная в результате инновационно­го процесса.

Под инновационной промышленной продукцией понимается про­дукция, которая в течение последних трех лет (включая отчетный период) подвергалась разного рода технологическим изменениям:

• продукция, подвергавшаяся значительным технологическим
изменениям или вновь внедренная (принципиально новая). Для та­
кой продукции область применения (использования), эксплуатаци­
онные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а
также состав применяемых материалов и компонентов яапяются но­
выми или в значительной степени отличающимися от ранее выпус­
кавшейся в мире продукции;

• продукция, подвергавшаяся усовершенствованию, т.е. уже
существующая продукция, параметры которой в значительной сте­
пени усовершенствованы или модифицированы (улучшены качест­
венные характеристики, экономическая эффективность и т.п.);

• прочая инновационная продукция, основанная на внедре­
нии новых или значительно улучшенных производственных мето­
дов, предполагающих применение нового производственного обо­
рудования, новых методов организации производства или их сово­
купности. Как правило, что относится к уже выпускаемой органи­
зацией или основанной на заимствованном передовом опыте про­
дукции.

К инновациям не относятся эстетические изменения в продук­тах (цвета, декора и т.п.), незначительные технические или внеш­ние изменения в продукте, оставляющие неизменными его конст­руктивное исполнение и не оказывающее достаточно заметного влияния на параметры (свойства, стоимость изделия, а также вхо­дящих в него материалов и компонентов); расширение номенклату-


146 Глава 7

ры продукции за счет освоения производства, не выпускавшейся ранее данной организацией, но уже достаточно известной на рынке продукции.

Инновационный процесс — научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологи чески е и экспериментальные работы, а также работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.

Инновации возможны не только в промышленных отраслях, но и в торговле, имеющей свои особенности. Важнейшая составляю­щая инноваций торговой оршнизации — совершенствование техно­логии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рацио­нальными способами в соответствии с конкретными хозяйственны­ми условиями. При подготовке новых технологических процессов учитывают такие условия: вид и тип организации торговли, вид торговой структуры, субъект торговли, материально-техническую базу, технологию торговли и торговое оборудование организации, технические средства, объект торговли, процессы купли-продажи и товародвижение, торговое обслуживание, состояние рынка, жиз­ненный цикл нововведения.

Основная задача нововведений и торговле — обеспечить высо­кое качество процессов купли-продажи и товародвижения, торгово­го обслуживания и торговой деятельности в целом, наиболее эф­фективно использовать здания, торговые плошали, торговое обору­дование, технические средства, программные продукты, заменять торговое оборудование и технические средства наиболее совершен­ными видами, совершенствовать организацию торговых процессов и управление ими, создавать необходимые условия для роста про­изводительности труда, снижения затрат и повышения эффектив­ности работы организации в целом.

Нововведения могут сопровождаться всесторонней перестрой­кой торгового процесса, изменением форм организации торговли, методов планирования, учета, управления, заменой торговых пло­щадей, оборудования, технических средств, созданием новых, заме­ной устаревших профаммных продуктов, информационных систем и технологий, формированием автоматизированной системы управ­ления и т.д.


Инновационный анализ 147

Анализ инновационной деятельности имеет много общего с анализом инвестиций, так как и в том и в другом случае требуются инвестиционные вложения. При оценке эффективности как инве­стиций, так и инноваций затраты и результаты приводятся к рас­четному году с помощью коэффициентов дисконтирования и нара­щения.

При наличии сходства в методах анапиза инвестиций и иннова­ций инновационная деятельность все же требует больше средств и времени, чем инвестиционная, так как при инновациях кроме соз­дания, внедрения и эксплуатации инвестиционного проекта прово­дятся научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проект-но-технологические, экспериментальные работы, работы по изго­товлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.

Конечная цель реализации нововведений — достижение лучших результатов в сравнении с альтернативой. Цепа на принципиально нопую продукцию должна найти признание у покупателя, в то вре­мя как цена на продукцию по обычному инвестиционному проекту уже получила свое подтверждение на рынке. Все это связывает ин­новационные процессы с большим риском, чем риск инвестицион­ной деятельности- Поэтому в анализе инноваций наиболее востре­бованы рассмотренные нами методы учета и анализа неопределен­ности и риска.

Инновационный анализ начинают с изучения процессов ново­введений, их количества, стоимости, удельного веса в общей стои­мости имущества. Уровень обновления сравнивают с планом, выяв­ляют отклонения.

В анализе эффективности инноваций изучают прирост произво­дительности труда, достигнутый в результате нововведений, сравни­вают доход, прибыль, полученные от инноваций, с походом, при­былью от альтернативных нововведению вариантов или прибылью без инноваций. С помощью таких сравнений выбирают наилучший проект с точки (рения его влияния на экономические показатели работы ор)анизации.

Эффективность инноваций характеризуется системой показате­лей, отражающих конечные результаты реализации инновационного


148 Глава 7

проекта, а также соотношением результатов и затрат, обусловлен­ных разработкой, производством и эксплуатацией нововведении.

Анализ результатов инноваций следует начинать с оценки изме­нений в выручке от продаж, полученных в результате нововведений:

ANP = Nf ~ Лгор,

где Nf — выручка от продаж, полученная за счет осуществления но­вовведений;

JV^ — выручка от продаж, полученная в базовом варианте без но­вовведения или в результате использования альтернативы нововведению.

Изменение выручки от продаж, обусловленное нововведением, в свою очередь, оказывает определенное воздействие на производи­тельность труда и на фондоотдачу.

Технологические, технические, организационные, нововведения могут изменить производительность и потребность в рабочей силе. Эффект достигается, если растет производительность и экономия численности работников. С учетом сказанного изменение произво­дительности в результате нововведений определяется выражением

где ANP изменение (+) выручки от продаж в результате нововведе­ний;

Ro — среднесписочная численность работников базового вариан­та без нововведения или при использовании альтернативы данному нововведению;

ДД — изменение (±) среднесписочной численности работников в результате нововведений.

В анализе также следует определить влияние нововведений на фондоотдачу. Изменение фондоотдачи в результате инноваций можно измерить с помощью выражения

^ 9L


Инновационный анализ 149

где Fq — средняя стоимость основных фондов базового варианта без нововведения или при использовании альтернативы дан­ному нововведению, рассчитывается как среднее арифме­тическое остатков основного капитала на начало и конец отчетного периода по данным бухгалтерского баланса (форма № I);

AF — изменение (±) средней стоимости основных фондов в ре­зультате нововведений.

Росл фондоотдачи в результате инноваций свидетельствует об их эффективности.

Валовая прибыль, полученная в результате инноваций, опреде­ляется выражением

где S] — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (в терминологии из формы № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках») в части расходов% исполь­зуемых при инновации.

Прирост валовой прибыли за период, полученный в результате инновации, в сравнении с альтернативой рассчитывается по фор­муле

Д0 = Z), - D(u

где Dq — доход, полученный в базовом варианте без нововведения или в результате использования альтернативы данному нововве­дению.

Удельный вес валовой прибыли от инноваций в общей массе валовой прибыли за период определяется по формуле

ъ=А.,оо.

где 1\ — общая сумма валовой прибыли организации (из бухгалтер­ского отчета о прибылях и убытках (форма № 2)).

Изменение доли валовой прибыли, полученной от новптоеде ния, в общей массе валовой прибыли отчетного периода в сравне­нии с альтернативой данной инновации исчисляют по формуле


150 Глава 7

AYD =£u.iOO-^-IOO.
OZ DK

При подготовке инноваций определяют затраты, необходимые для их осуществления Для этого затраты группируют по направле­ниям:

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

• проектно-технологические работы;

• экспериментальные работы;

• работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции,
новых технологических процессов и новых способов организации
производства, труда и управления.

Состав затрат определяется конкретными хозяйственными усло­виями, о которых сказано выше, и видами выполняемых работ. К факторам, определяющим затраты на инновации, относят: сте­пень новизны и сложность оцениваемых инновационных процес­сов, уровень технологичности (возможности включения в техноло­гию), организационно-технический уровень производства, структу­ру и сложность средств технологического обеспечения (оборудова­ние, технические средства, инструменты, материалы, программные продукты, информационные системы и технологии, используемые в технологическом процессе), уровень нормативной базы (качество планирования), структуру производственных плошадей организа­ции, объем продаж, обусловленный новонпедением.

Оценка влияния перечисленных групп факторов на планируе­мую сумму затрат по технологической подготовке осуществляется, как правило, метолом аналогии с использованием соответствующих поправочных коэффициентов, отражающих либо отличия нововве­дений от ранее осваиваемых процессов, либо изменение условий производства в сравнении с теми, при которых проводилась подго­товка баювого производственного процесса. Характер различий и способы учета их влияния необходимо рассматривать по каждому виду работ и затрат, связанных с их выполнением.

В процессе нововведений рассматривают возможности привязки имеющихся производственных площадей и оборудования, средств технологического обеспечения (техники, инструментов, материалов, программных продуктов, информационных систем и технологий) к инновациям. Поэтому инновационные затраты зависят прежде все-


Инновационный анализ 151

го от номенклатуры оборудования, средств технического оснаще­ния, технологического обеспечения, привлекаемых к вновь вводи­мому производственному процессу.

Используя метод аналогий, за базовую сумму затрат организа­ционно-технической, технологической подготовки можно принять расходы по ранее проводимым аналогичным работам при освоении предыдущих производственных процессов. Изменение условий и объемов проведения инновационных работ можно учесть с помо­щью коэффициента К, отражающего различия между базовым объ­ектом и нововведениями. Его исчисляют как отношение количества площадей, оборудования, технических и технологических средств, привлекаемых к инновации, к количеству аналогичных активов ба­зовой модели или альтернативы данному нововведению. Если в расчете А применяют показатели в денежном выражении, то в ус­ловиях инфляции их приводят к сопоставимым (базисным) ценам делением текущих значений на индекс инфляции, исчисленный к базисному периоду.

Таким образом, плановую сумму затрат на проведение иннова­ционных работ можно обосновать с помощью произведения

(7н1=С7н0 К,

где СУио — плановые (нормативные) затраты без использования но­вовведения;

К — поправочный коэффициент, учитывающий изменение номенклатуры активов для инновационных работ в сравнении с базовым или альтернативным вариантом.

Экономия снижения производственных затрат за счет реализа­ции нововведения за период рассчитывается по формуле

Эи - \ - с тн0 - ссИ1 = сснр() - ССм, Ло

где CC^q и ГГн1 — плановые (нормативные) производственные *атра-ты без внедрения нововведений и с применением ноповвелений соответственно, ден. ед.; рассчиты вдются по нормам или планам, установленным до и после реализации нововведения;


152 Глава 7

С^нро ~~ производственные затраты, рассчитанные с услови-

ем применения нововведения, но по нормам, ус­тановленным для базового варианта, т.е. без вне­дрения нововведения (расчетные издержки).

Инновации также оказывают влияние на издержкоемкость про­даж, которая равна отношению производственных затрат к выручке от продаж. К производственным затратам относятся расходы, свя­занные с производством и реализацией в соответствии со ст. 253 ч. II НК РФ, или «Расходы по обычным видам деятельности», пре­дусмотренные п. 7. ПБУ I0/99. В терминологии отчета о прибылях и убытках (форма № 2 бухгалтерской отчетности) в них включают: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, ком­мерческие расходы, управленческие расходы. Издержкоемкость продаж еще называют уровнем издержек в отношении к выручке. Изменение издержкоемкости продаж в результате нововведений можно рассчитать по формуле

СС0+АСС СС0 Ng+AN* Лгор

где CCq — производственные затраты базового варианта без нововве­дения или от использования альтернативы данному ново­введению;

АСС — изменение производстпенных затрат в результате ново­введений.

Изменение средней издержкоемкости продаж за счет нововве­дений по организации в целом, если нововведения осуществляют взамен деятельности без инноваций, рассчитывают по формуле

ДУ({7 = ^сс ' d\ ~ ^сс ' d$ + ^cc^do ~ ^j) * где У^ — уровень издержек к выручке от пропаж при использовании

инноваций;

Ycc - уровень издержек к выручке от продаж при деятельно­сти, заменяемой нововведениями;

Усе ~ Уровень издержек к выручке от продаж по остальным видам деятельности, кроме нововведений и видов дея­тельности, заменяемых нововведением.


Инновационный анализ 153

(/| ис/(, — удельный вес выручки, полученной за счет нововведе­нии и полученной в базовом варианте без нововведения или в результате использования альтернативы нововве­дению.

Конечный результат в оценке эффективности нововведений — прибыль. Прибыль от продаж, полученную за счет осуществления инноваций, определяют по формуле

ц «Nf - cq,

где СС\ — производственные затраты с использованием нововведе­ний.

Прирост прибыли (эффект) за счет реализации нововведений в сравнении с альтернативой за период определяется разностью

АР = Л - fl>,

где /*( и Ра — прибыль, полученная за счет нововведений и без ново­введений соответственно.

Чистая прибыль, полученная от реализации нововведения, оп­ределяется выражением

Р- = «Г - СС, * V? - £,° ♦ У* - £,™ - £,",

где Л^ — выручка (нетто) от продаж на основе нововведений (за ми­нусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных плате­жей) в терминологии бухгалтерского отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

И)° — операционные доходы, относящиеся к инновациям:

£|° — операционные расходы, относящиеся к инновациям;

К,вн внереализационные доходы, относящиеся к инновациям;

£]" — внереализационные расходы, относящиеся к инновациям;

/Г" — общая сумма налогов, уплаченных в части, относящейся к созданной на основе применения нововведения продукции за период.

Прирост чистой прибыли, полученной от реализации нововве­дения, в сравнении с альтернативой равен разности


154

АР*=РЧч,

тернативы данному нововведению либо от использования имущества без инновационных активов.

На основе показателя прибыли определяют рентабельность про­даж от инноваций:

n4

Рентабельность инновационных активов (стоимости вновь во­димого имущества) по показателю чистой прибыли определяется отношением

„'-f.oo.

где В\ — общая стоимость активов, составляющих нововведение.

Рентабельность капитальных вложений, направленных на соз­дание и осуществление нововведений, равна отношению

*-'■ с/,

где С/] — стоимость капитальных вложений, направленных на созда­ние и осуществление инновации.

Прирост рентабельности продаж в результате нововведений ра­вен разности

Лг ^___

Прирост рентабельности инновационных активов, исчисленной по показателю чистой прибыли, рассчитывается по формуле

— общая стоимость имущества, составляющего альтернативу нововведению, либо имущества без инновационных активов.


Инновационный анализ 155

Прирост рентабельности капитальных вложений в инновацию по сравнению с рентабельностью капитальных вложений в альтер­нативу данной инновации равен

а с/, с/о

где С/о — стоимость капитальных вложений, направленных на созда­ние и осуществление альтернативы данной инновации.

Срок окупаемости капитальных вложений на инновации рас­считывают с помощью выражения

т

где Pi — прибыль за весь периол эксплуатации инновации;

Тп - срок полезного использования (расчетный период или жиз­ненный цикл) инновации, лет.

Интегральный (общий) бюджетный эффект за весь срок приме­нения нововведения (Эб) рассчитывают по формуле

где FV — годовая сумма всех поступлений (доходов) от осуществления

инновации; PV — годовая сумма всех расходов, направленных на создание и

осуществление инновации; i — порядковый номер года; я — число лет, за которые рассчитывается эффект.


Резюме

Совокупность рассмотренных в этом пособии положений и ме­тодик позволяет определять, рассчитывать, обосновывать, разраба­тывать и выбирать наиболее верные с точки зрения максимально достижимого эффекта и минимального риска инвестиционные стратегии. Для инвестирования при отсутствии неопределенности предусмотрены методики оценки эффективности и окупаемости, выбора и разработки ИП наиболее простыми и доступными мето­дами. Для условий инфляции предназначены методики, позволяю­щие получать аналитические расчеты и выводы без ущерба в их точности на основе методов, учитывающих, корректирующих пока­затели, поддающиеся инфляционному воздействию. Для проектов с неопределенностью пред!агается методика с рекомендациями по разработке возможных сценариев проекта с учетов вероятности их рсапизации. Расчеты сценарного анализа moot сопоставляться с расчетами по базовому (безальтернатииному) сценарию, который рассматривается для достаточно стабильных условий на рынке без предположения о возможности других исходов. Сценарный подход позволяет предвидеть возможные изменения и направления, вы­званные меняющимися нестабильными условиями рыночной сре­ды.

Выбор одного проекта может вопреки прогнозам не окупить се­бя. В этих случаях рекомендуется проводить инвестирование по не­скольким наилучшим проектам, чтобы, если один из проектов при­несет убытки, прибыль по другим проектам покрыла отрицатель­ный результат как следствие риска. В связи с этим рассмотрены методы, которые позволяю! не только делать выводы, разработки и расчеты по возможным сценариям развития одного проекта, но и выбирать оптимальный набор проектов инвестиционного портфеля из множества вероятных в условиях неопределенности, управлять рисками этих проектов по различным критериям или их сочетанию и таким образом выбирать наиболее надежное и эффективное соче­тание инвестиционных проектов.

Большое практическое значение на рынке имеет также оценка возможных альтернатив инвестирования проекта с привлечением кредитов для инвестирования с точки фения вероятных сроков по­гашения кредитов и их окупаемости. Рассмотренная методика по-


157

зволяет определить срок, на который следует взять кредит в банке с точки зрения оптимальной окупаемости и наиболее вероятного дос­тижения максимального эффекта от его использования.

С помощью методики анализа лизинговых операций осуществ­ляется расчет сравнительного эффекта от использования лизинга с альтернативными способами финансирования бизнеса. Таким обра­зом выявляется наилучший способ финансирования.

Методика анализа управления лизинговыми операциями позво­ляет оценить целесообразность применения лизинга, возможности других источников финансирования, рассчитать эффект по каждому из альтернатив и выбрать наилучший вариант инвестирования ка­питальных вложений.

В анализе лизинговой деятельности приводится сравнение ре­зультатов использования лизинга (увеличение выручки, дохода и прибыли, снижение затрат) с результатами привлечения финансо­вых ресурсов другими способами, рассчитывается дополнительный эффект от использования лизинга в сравнении с альтернативными источниками финансирования инвестиционного проекта, например с кредитными ресурсами банка.

Инновационный анализ отражает целесообразность нововведе­ний с точки зрения эффекта от их использования.


Оглавление


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: