ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование у студентов представлений об особенностях функционирования рынка труда на макро- и микроуровнях, его структуры, механизмов его институционального и само-регулирования. Определение спроса и предложения труда, уровня занятости и безработицы трудоспособного населения. Выработка методов управления рынком труда и его развития. В соответствии с поставленной целью основными задачами изучения данного курса являются:
- исследование сущности рынка труда, его видов, моделей, сегментов;
- изучение особенностей формирования спроса и предложения труда; теории и практики формирования издержек на труд; механизма взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;
- изучение мобильности рабочей силы как условия развития национального и мирового рынков труда;
- прогнозирование рынка труда (состояния спроса и предложения труда в будущем);
- рассмотрение проблем занятости и безработицы (сущности, видов, форм, структуры, причин, типов, последствий); теории и практики поиска работы; политики и институтов содействия занятости трудоспособности населения.
- познание закономерностей, определяющих формирование и функционирование рынка труда в конкретных социально-экономических условиях;
- выявление специфики функционирования рынка труда;
- освоение практических методов анализа и прогноза масштабов и структуры рынков труда;
- выработка практических рекомендаций по управлению процессами формирования и функционирования рынков труда.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ
Необходимые для изучения и освоения дисциплины «Рынок труда» знания и умения определяются компетенциями, формируемыми на основе курсов макро- и микроэкономики, статистики, социологии, права, психологии, менеджмента, маркетинга, управления персоналом.
Дисциплина «Рынок труда, его функционирование и развитие, структура, сегментация» имеет связь со следующими дисциплинами профессионального цикла основной образовательной программы: «Анализ и прогнозирование рынка труда», «Развитие трудового законодательства и его влияние на управление персоналом», «Статистика труда и персонала».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеет методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, связанной с функционированием рынка труда (ОК-17);
- способен разрабатывать и внедрять кадровую политика, осуществлять планирование, маркетинг и стратегию привлечения, подбора и отбора персонала (ПК-7), используя нормативно-правовую документацию (ОК-9) и аналитическую информацию о социально-значимых процессах на рынке труда (ОК-13);
- владеет навыками работы с внешними организациями (государственной инспекцией труда, Службами занятости населения), с профсоюзами по кадровым вопросам (ПК-39).
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: закономерности функционирования рынка труда, его структуру, инфраструктуру; модели и методы регулирования труда; особенности региональных и международных рынков труда; теорию и практику поиска работы; методы прогнозирования рынка труда.. В результате изучения курса студент должен иметь системное представление о процессах, протекающих на рынках труда в тесной взаимосвязи с деятельностью предприятий и организаций и государственным регулированием.
Уметь: применять основные законы рынка труда в профессиональной деятельности; ориентироваться в процессах на мировом рынке труда и региональных; ориентировать в системе законодательства и нормативно-правовых актах, регулирующих рынок труда.
Рассчитывать и анализировать показатели, характеризующие состояние рынка труда, занятости и безработицы.
Владеть: навыками самостоятельного поиска, сбора и анализа данных, необходимых для проведения экономических расчетов, характеризующих состояние рынка труда, занятости, безработицы, современной методикой определения спроса организации в рабочей силе.
3.3. Формы отчетности (контроля):
Итоговый контроль знаний студентов осуществляется посредством проведения зачета, во время проведения которого студенты показывают знание теоретических вопросов и умение применять их для решения конкретных задач.
Формы промежуточного контроля знаний –проверка вопросов-эссе, участие в практических занятиях, тестирование, контрольные работы.
Критерии оценивания:
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью накопительной системы формирования оценки. Критериями выставления итоговой оценки служат: работа на практических занятиях, решение задач, выполнение эссе отдельных тем, успешное написание тестов и контрольных работ в течение всего времени семинарских занятий. По данным критериям выставляются баллы.
Итоговый максимальный балл -100,
50-70 баллов соответствует оценке «Удовлетворительно»;
71-85 баллов –«Хорошо»;
86-100 баллов –«Отлично».