Преимущества | Недостатки |
1. Позволяет загрузить производственные мощности предприятий, обеспечивает их финансовыми средствами, в том числе для выплаты зарплаты | 1. Так как основная часть прибыли достается толлингеру, то переработчик не может сформировать свои собственные оборотные средства |
2. Снижает социальную напряженность (в регионе), обеспечивает налоговые поступления в бюджет | 2. Не способствует развитию денежных взаиморасчетов между предприятиями при использовании бартерных схем |
3. Расширяет рынки сбыта определенных товаров, способствует конкуренции | 3. Способствует уходу от выплат по долгам и налоговым платежам |
4. Уменьшает страховые запасы сырья у переработчика, высвобождает часть оборотных средств | 4. Льготный таможенный режим (для алюминиевой промышленности РФ) способствует вывозу капитала за рубеж |
5. Защищает юридически право собственности толлингера на сырье при аресте имущества переработчика за долги | 5. В долгосрочном плане использование толлинга как основной схемы приводит к изменению целей и стратегии предприятия, снижению конкурентоспособности продукции |
6. Позволяет толлингеру устанавливать цены на готовую продукцию, выработанную из его сырья |
В Российской Федерации толлинг широко распространился в алюминиевой промышленности, черной металлургии, легкой и пищевой (сахарной) отраслях, сельском хозяйстве (производство комбикормов, переработка молока, яиц и т.д.). Это обусловлено в значительной степени проблемой неплатежеспособности производителей, особенно выпускающих промежуточную продукцию. Однако в целом толлинг нужно рассматривать как одну из многообразных схем работы в бизнесе, особую форму институциональных соглашений.
|
|
Франчайзинг. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами возникают в результате применения системы франчайзинга. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений предусматривает приобретение франчайзи (как правило, относительно мелкой фирмой) права действовать, используя торговую марку крупной авторитетной фирмы – франчайзера. Обязанности франчайзи могут сводиться к реализации продукции франчайзера и поддержанию его торговой марки. Вертикальный контроль со стороны франчайзера может быть различным в зависимости от типа контракта. Франчайзер может устанавливать план продаж, стандарты производства и качества, форму отчетности, а также предусматривать полную регламентацию деятельности. Франчайзинг применяется в легкой промышленности, торговле, сфере обслуживания и т.д.
Плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей – фиксированной суммы (франшизы) и отчислений от выручки франчайзы (роялти). Изменяя величину этих параметров, франчайзинг может влиять на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. Чем ниже роялти и выше франшиза, тем больше заинтересованы франчайзи в увеличении объема продаж. Наоборот, высокий процент роялти приведет к снижению объема продаж франчайзи и повышению цены.
|
|
Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки (табл. 6.8).
Таблица 6.8