Основные макроэкономические проблемы переходной экономики и ее структурной перестройки

Экономические реформы, проводимые с начала 90-х гг. XX в. в России и странах Восточной Европы, имеют своей конечной целью формирование современной конкурентной рыночной экономики. Однако последствия господства административно-командной системы не позволяют решить эту проблему в короткие сроки. Процесс формирования восточноевропейских экономик предполагает решение трех основных проблем: стабилизации, преобразования отношений собственности и структурной перестройки экономики. Первоочередным, начальным толчком, создающим условия и стимулы для дальнейшего реформирования, является стабилизация, цель которой -- ликвидация механизмов, воспроизводящих глобальный дефицит в экономике. Основные элементы стабилизационной политики в России и странах Восточной Европы сводились к следующему.

1. Ограничение спроса населения, которое достигалось:

а) либерализацией цен, приведшей к их повышению до уровня, балансирующего спрос и предложение (т.н. корректирующая инфляция);

б) в ряде стран вводились дополнительные ограничения на рост заработной платы, для того чтобы не допустить развертывания инфляционной спирали. В Польше, например, на прирост заработной платы сверх определенного уровня был установлен запретительный налог, в Югославии применялось прямое замораживание заработной платы. Причем ограничение роста заработной платы касалось работников государственных предприятий и учреждений, частные же предприятия не испытывали препятствий в ее росте.

2. Ограничение спроса предприятий также осуществлялось по различным направлениям:

а) установление высоких налоговых ставок и введение новых видов налогов. Одним их них стал налог на добавленную стоимость;

б) введение высоких процентных ставок, делающих дорогим кредит;

в) сокращение бюджетных расходов с целью уменьшения бюджетного дефицита (субсидий предприятиям, дотаций к ценам, госбюджетного финансирования капитального строительства, военных расходов).

Предполагалось, что предприятия постепенно обретут независимость от государства. Но на начальном этапе реформы это не удалось. Поэтому характерной его чертой является патернализм по отношению к государственным предприятиям. В большей степени патернализм проявился в России, Болгарии, Румынии. В Венгрии, Чехословакии проводилась более жесткая политика по отноше-нию к неперспективным предприятиям. Несмотря па проводимые меры, по причине спада производства в 1990-1992 гг. (в России -- на 60%, в Болгарии - почти вдвое, Румынии - на 1/3, Венгрии - на 1/4, Польше - на 1/5) и соответствующего сокращения налоговых поступлений дефицит государственного бюджета составлял 4-5% ВНП.

3. Введение внутренней конвертируемости национальной валюты, означающей свободную куплю и продажу иностранной валюты юридическими и физическими лицами. Внутренняя конвертируемость способствовала укреплению национальной денежной единицы, созданию основы для уменьшения государственного контроля над экспортом и импортом, привлечения в страну иностранного капитала. В некоторых странах элементом стабилизационой политики явилась денежная реформа (Россия, Югославия). Экономическая политика стабилизации, все элементы которой вводятся комплексно и синхронно с целью резкого изменения ситуации в экономике, получила название «шоковой терапии». В наиболее последовательном виде она проводилась в Польше и Югославии. В России итоги 10 месяцев «шоковой терапии» оказались крайне тяжелыми. Произведенный национальный доход сократился на 20% от уровня 1991 г., промышленное производство - на 19%, сельскохозяйственное -- на 8%. В 32 раза возросли цены на материальные ресурсы, цена кредитов увеличилась до 200% годовых. Уровень инфляции составил 2600% в год. По уровню благосостояния общество было отброшено на 30 лет назад. Полный крах потерпела инвестиционная политика. Страна вступила в «дикий рынок», который не только разрушил достигнутый ранее уровень благосостояния, но и нанес тяжелый удар по потенциалу развития -- науке, образованию, наукоемкому производству. В последующие годы спад производства продолжался, резко обострилась проблема источников инвестиций. Ожидаемых результатов реформа не принесла в первую очередь из-за ее слабой теоретической проработки. Попытка механического применения монетаристских подходов на неадекватной им социальной и психологической почве, закончилась неудачей. Концепция стратегического развития, базирующаяся на вывозе сырья и ввозе промышленных и продовольственных товаров, обеспечила свою бесперспективность.

Второй проблемой, которую пришлось решать в процессе реформ, является сокращение государственного сектора в экономике, проведение приватизации. Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации.

1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.

С финансовой точки зрения (т.е. возможности пополнения государственного бюджета) приватизация осуществлялась в следующих формах.

1. Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономики. Однако выкуп акции осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.

2. Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.

3. Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того, в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - возвращения собственности ее прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).

В середине 1990-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятие из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.

В настоящее время акцент делается на эффективном управлении государственной собственностью и отказе от рассмотрения процесса приватизации как средства пополнения государственного бюджета. Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых:

а) преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находятся в государственной и муниципальной собственности;

б) внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;

в) отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.

Следует иметь в виду, что процесс приватизации во всех странах протекал довольно болезненно и противоречиво. С одной стороны, приватизация в той или иной мере была сведена к передаче государственной собственности бюрократическим силам, все более укрепляющим свои позиции по мере протекания реформ. С другой стороны, недостаточный государственный контроль, как показал опыт, приводит к не менее отрицательным последствиям -- покупке собственности за бесценок,

Третьим звеном и одновременно проблемой (этапом) реформы является структурная перестройка экономики.

На начальном этапе реформы надежды в основном возлагались на действие рыночного механизма -- банкротство неэффективных предприятий, перелив капитала в наиболее прибыльные отрасли, а не на сознательную структурную политику. Основные усилия в области структурных преобразований направлялись поэтому не на изменение отраслевой структуры производства, а на изменение структуры рынка. В этой связи на первый план выступало проведение антимонопольной политики. Первые попытки антимонопольного регулирования были направлены на разделение крупных производств на несколько частей. Однако, как показал опыт, надежды на эффективность подобной демонополизации оправдались далеко не в полной мере. В настоящее время акцент переносится на меры общеэкономического характера, способствующие развитию конкуренции.

Известно, что мировая экономика к концу XX в. прошла пять технологических укладов. В развитых странах в настоящее время происходит вытеснение третьего (электротехнического и тяжелого машиностроения, проката стали, неорганической химии), постепенное сокращение четвертого (синтетических материалов, автомобилестроения, химии и нефтехимии) и завершение формирования пятого уклада (информационных и коммуникационных технологий), являющегося основой инновационной экономики. В России доминирует третий уклад, заканчивается формирование четвертого и только появляются ростки пятого.

В России ни третий, ни четвертый уклады до сих пор не исчерпали своего потенциала, в то время как в развитых странах пик их развития приходился на начало 1940-х и конец 1970-х гг. соответственно. Четвертый уклад в наибольшей степени развит в машиностроении и металлообработке, где на его долю приходится примерно 70% валового выпуска, а в наименьшей степени -- в АПК: 25-27%. На долю современного, пятого, технологического уклада, основанного на достижениях в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, электронных сетей и начавшего формироваться в России с середины 1980-х гг., в конце 1990-х гг., по некоторым оценкам, приходилось около 10% в самом развитом секторе - отраслях ВПК и производстве средств космической связи, а в среднем по народному хозяйству - 2% от ВНП. Более того, в машиностроении и металлообработке его доля за годы реформы снизилась на 12% в пользу третьего и четвертого укладов. В развитых же странах доля производства на базе пятого уклада только в гражданском секторе достигает 30-40%.

Особенностью структурно-инновационного процесса в России является крайне низкая скорость осуществления инноваций. Существующий значительный задел по-прежнему не востребован производством, инновационно активные предприятия составляют лишь 5% их общего числа, а наукоемкая продукция, выпускаемая ими, не превышает 2% от общего объема экспорта. Переломить ситуацию в ближайшее время чрезвычайно сложно в силу катастрофической нехватки инвестиционных ресурсов. Поэтому ключевым вопросом современного этапа реформирования экономики является создание предпосылок для улучшения инвестиционного климата, определения источников необходимых инвестиций, приоритетных направлений инвестирования, создания стимулов для него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: