Цели семинара:
· Доказать, что правила (или их отсутствие), которые определяют права собственности, влияют на эффективность размещения ресурсов посредством формирования соответствующих стимулов экономических агентов.
· Рассмотреть проблему возникновения и интернализации внешних эффектов.
· Обосновать взаимосвязь трансакционных издержек и различных режимов использования ограниченных ресурсов. Через призму внешних эффектов изучить как условия возникновения исключительных прав собственности, так и обстоятельства, обуславливающие сохранение режима свободного доступа.
Вопросы для обсуждения:
1.Сущность собственности и уровни ее анализа.
2.Спецификация и размывание прав собственности.
3.Проблема внешних эффектов в институциональной теории. Альтернативные способы интернализации внешних эффектов.
4.Теорема Коуза и влияние спецификации прав собственности на эффективность экономической деятельности.
5.Альтернативные режимы собственности.
- Режим свободного доступа (общая собственность). Проблема сверхиспользования ресурсов. Варианты трансформации общей собственности.
|
|
- Режим группового доступа (коммунальная собственность). Проблема принятия решений. Оптимальный размер группы.
- Режим индивидуального доступа (частная собственность). Факторы, определяющие распространение частной собственности.
- Государственная собственность. Государственная собственность в тоталитарном и демократическом обществе.
Темы докладов:
1. Способы интернализации внешних эффектов, отличных от введения налога Пигу.
2. Отрицательные внешние эффекты, встречающиеся в повседневной практике потребителя. Характер общественных издержек для данных внешних эффектов.
3. Экономический смысл прав собственности. Критика и опровержения теоремы Р. Коуза.
4. Взаимосвязь трансакционных издержек и различных режимов использования ограниченных ресурсов.
Образовательные технологии
Семинар-диспут
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Обмен, как обмен пучками правомочий. Спецификация и размывание прав собственности.
2. Возникновение прав собственности. Наивная модель.
3. Российская приватизация в свете теоремы Р. Коуза.
Формы контроля самостоятельной работы студентов:
- Защита рефератов
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:
- Проведение контрольной работы
- Проведение тестирования