По определению рутины - это нормальные и предсказуемые образцы поведения.
Рутины можно разделить на:
- Технологические, формирующие процесс взаимодействия человека и природы
- Отношенческие, складывающиеся в процессе взаимодействия между людьми
Технологические связанны в основном с выполнением однообразных операция в процессе работы и реализуются на основе «неявного знания» технологии и процессы как правило неосознаны.
«Чем меньше у людей знаний об окружающем мире, чем выше степень неопределенности и риска, тем более устойчивы рутины, т.к они становятся элементом страхования в условиях неопределенности и следовательно невозможности эффективной оптимизации поведения»
Отношенческие рутины выполняют также функцию координации.Еесли наши партнеры действуют руководствуясь стереотипами, то у нас возникают определенные ожидания относительно из будующих действий в соответствии с которыми мы можем определить стратегию своего поведения. Т.е рутины позволяют скоординировать и предсказывать развитие событий.
Таким образом рутины - это способ компактного хранения знаний и навыков, который требуется человеку для его деятельности. В тоже время выполнение рутин может быть связанно со значительными издержками. Для уменьшения издержек нужны специальные навыки, которые вырабатываются соответствующими упражнениями или регламентами.
Рутины могут иметь и отрицательный эффект, например медлительность процеса разработки и принятия управленческих решений в крупных компаниях.
На основе наших знаний формируются различные ментальные модели отношения людей в обществе. Выбор на основе ментальных моделей поведения можно представит следующим образом:
Предпочтения -> Ментальные модели -> Возможности
|--> Выбор -> Результат -> Полезность
На основе частных ментальных моделей формируются общие, которые опредляются рамками одинакового восприятия и интерпритацией окружающего мира (реальности) участниками отношений. Они служат основой любого совместного действия.
Общие ментальные модели складываются под воздействием следующих комаонентов:
- Биологического
- Социального
- Индивидуального
На основе преимуществ, которые позволяют получить ментальные модели их участникам (чем больше выйгрыш, тем больше количество участников) осуществляется отбор наиболее эффективных общих ментальных моделей поведения.