Государство как «грабитель-гастролер» и как «оседлый бандит»

Нестационарные бандиты – бандиты-гастролеры любого масштаба.

Стационарные бандиты – оседлые, рассчитывают на долгосрочное обирание горожан.

В данной модели государства – некая структура, которая занимается поборами и рассчитывает заниматься ими как можно дольше.

Гастролеры и оседлые бандиты отличаются тактикой получения дохода:

1)бандит гастролер стремится максимизировать краткосрочный доход относительно территории страны и множества людей, которых он ограбил;

а)инвестирует в технологии перераспределения;

б)нет стимулов к созданию институтов АО обеспечению хозяйственной деятельности, т.к такие институты:

· блага длительного использования, и издержки по их созданию в КП окупить правитель не может,

· обладают территориальной специфичностью (эффективны только там где созданы);

2)стационарный бандит стремиться максимизировать свой доход в долгосрочном периоде.

Он должен сохранить у подданных:

- физические возможности для правительства,

- стимулы к производству.

У стационарного бандита другие стимулы:

· пересечение конкуренции со стороны других бендитов;

· сохранение монополии обирать своих подданных.

Часть налогов стационарный правитель тратит на поддержание порядка:

· создание системы ФП – регламентация отношений обмена между экономическими агентами (база для конкурентного поведения).

· обеспечение четкой интерпретации и соблюдение этих правил – создание:

- информационной среды, которая бы доносила правила до людей,

- специального механизма для выявления нарушителей и их наказания

- построили формальную модель поведения стационарного бандита,

- посчитали оптимальную ставку налогообложения, которая д.б не слишком маленькой и не слишком большой,

- оценили степень перераспреднлительности институтов, создаваемых стационарным бандитом: финансовые потоки перетекают не только от граждан к государству, но и от одних граждан к другим посредством государства.

Сравнение бандитов.

Параметры Тип бандита
гастролеры Стационарные
Целевая функция Максими зация Краткоср очного дохода Максими зации я долгос рочного дохода
Стимулы к инвест ициям Технологи и перерасп Ределения , военн ые технол огии Создание и нститу тов поде рживающих хоз.деят-ть
расходы - Поддержа ние пор ядка, пре сечение конкур енции
Изъятие д оходов полное С учетом возможн остей во спроизво дства и стимулов
Ожидан ия Невозможно сть по дстроиться Регулярно сть и фо Рмирован ие ожидания


Размеры государства ограничены его «правалами»:

· отсутствие обязательной устойчивости результатов коллективного выбора;

· информационная ассиметрия и рациональное неведение изберателей;

· как искусственное обеспечение благоприятных условий для определенной группы;

· интересы государственного аппарата, приводящие к расточительности;

· безответственность, бюрократизм, взяточниство как результат постоянной з/п, не зависящей от результатов деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: