Становление государства на Крите

Университетская система подготовки журналистов

Структура ВКИЖ

Развитие ВКИЖ

Идеологизация образования в 1930-е годы.

В связи с задачами индустриализации и коллективизации в 30-е гг. требовалось укрепить вертикаль власти и охватить идеологическим влиянием все структуры. Печать от классового принципа дифференциации изданий для рабочих, крестьян и др.соц.групп перешла территориально-отраслевому. Потребность в газетах как важнейшем атрибуте политики и идеологии резко возросла.

1930г -спец.постановление ЦК ВКП(б) «О кадрах газетных работников» - система подготовки кадров:

1) Курсы марксизма ЛИЯ Комакадемии готовили работников центральных, республиканских, краевых и областных газет

2) Газетное отделение Высшей школы профдвижения при ВЦСПС готовили работников профпечати

3) Отделения работников печати местных комвузов и вечерние институты журналистики готовили редакторов районных, фабрично-заводских, совхозных и колхозных газет

4) Литфаки, институты, техникумы и газетучи обучали литературные и технические кадры.

1930г - Гос.институт журналистики переименован в Коммунистический институт журналистики. Основными дисциплинами стали не профессиональные, а идеологич. партийная подготовка, выработка «классового чутья», умение точно следовать за партийными директивами. Обучение в вузах сопровождалось идеологич. чистками кадров, изгнанием «чуждых социализму элементов», «уклонистов от генеральной линии партии».

1931г- получил статус всесоюзного и был переименоват в ВКИЖ.

· трехгодичное отделение для подготовки редакторов районных и политотдельных газет и работников краевых и областных газет.

· трехмесячные курсы для подготовки руководителей краевых и областных газет.

· одногодичные курсы подготовки руководителей комсомольских изданий

· сектор заочной подготовки для руководителей районных и политотдельских газет с полуторагодичным сроком обучения

Многоуровневая система подготовки и переподготовки газетных работников, идеологических кадров для печати существовала до самой войны, до 1941г. В 1938г-закрыт ВКИЖ. В годы войны подготовка военных корреспондентов велась на спец.курсах.

Дата Университет Факультет
  Уральский гос.университет На правах ф-та вошел институт журналистики в Свердловске
1940-е Азербайджанский, Вильнюсский, Казахский, Киевский, Львовский и Харьковский филологический
1954г Львовский журналистики
60е гг. Воронежский, Дальневосточный, Иркутский, Казанский, Кишиневский, Ростовский Отделения и ф-ты журналистики
Середина 60х гг. МГУ и др.крупные университеты Журналистики(подготовка ж.для радио и телевидения)

Идеологическая подготовка в ущерб профессиональной не способствовала проф.качественному росту работников печати. Глубокую и широкую подготовку давали именно университеты.

Открытие отделений журналистики в рамках филфаков позволило улучшить языковую подготовку журналистов. Началась демократизация журналистского образования, ктр.выразилась в переносе центра обучения журналистов в менее политизированные по сравнению с партшколами и институтами университеты.

Предусматривалось открытие специального отделения для работников редакций, специалистов разных областей народного хозяйства, имеющих высшее образование и проявивших литературные способности, со сроками обучения по дневной форме до 2 и на вечерней до 3 лет. Такие отделения открылись в 1976 г. на факультетах журналистики МГУ, ЛГУ и УрГУ. В эти же вузы стали переводить студентов из университетов национальных республик, тех которые проучились три курса на филфаке на родном языке.

На факультетах журналистики были расширены подготовительные отделения для рабочей и сельской молодежи.

В это же время было открыто международное отделение на факультете журналистики МГУ. В отличие от МГИМО здесь поставлена задача готовить журналистов, пишущих на международные темы для нашей аудитории. На отделения принимались только юноши,москвичи, по представлениям характеристик райкома ВЛКСМ,

С 1976/77 учебного года введен творческий конкурс для абитуриентов факультетов журналистики.

В 80-е годы усиленное внимание уделялось практической подготовке журналистов. Появился курс «Журналистское мастерство»,развивались формы индивидуальной работы студентов. Совершенствовалась система учебной и производственной практики, сложилась система базовых редакций, были разработаны четкие программы практики, дневники и формы отзыва редакции о ее прохождении. Итоги подводились на «Днях практики».

В учебных планах появился новый курс «Технология журналистского творчества», в рамках которого велось обучение методам журналистской работы. Стали активно использоваться новые методики,действенные формы обучения, деловые игры, моделирование профессиональных ситуаций, упражнения и т.д.

В начале перестройки подготовка велась в 23 университетах страны.

В 90е гг.отмена цензура. Многократно увеличилось число изданий и программ. Расширилась тематика и специализация изданий. Оживилась репортерская и расследовательская журналистика. Пресса стала на коммерческие рельсы. Появились многочисленные специализированные рекламные издания, соответствующие службы в редакциях. Газеты и журналы перешли на компьютерный набор и цвет. Резко увеличилась потребность в журналистских кадрах. Стали востребованы новые профессии, рекламиста и газетного менеджера, продюсера, компьютерного дизайнера, а также журналисты разных специализаций, в том числе для сетевых СМИ.

Быстро стали возникать новые отделения и факультеты журналистики в университетах, пединститутах и других вузах. Появились факультеты журналистики и рекламы в коммерческих учебных заведениях.

Сейчас в России более сотни государственных и коммерческих вузов готовят журналистов разных профилей, работников рекламы и паблик рилейшнз, дизайнеров, менеджеров и маркетологов и области журналистики и рекламы. Возродилась форма среднего специального образования в рамках журналистских колледжей и лицеев. Открылись коммерческие формы подготовки и в государственных вузах.

В 90-е годы появились Государственные стандарты по направлению и специальности «Журналистика», в которых помимо существующих прежде дисциплин предусмотрены курсы по правовым основам журналистики, социологии журналистики, психологии журналистики, этике профессии, экономике СМИ, по рекламе и паблик рилейшнз. Усилился блок дисциплин по зарубежным средствам массовой информации, появились курсы «Введение в мировую журналистику», «Зарубежные СМИ», «Международное гуманитарное право».

В 2010 г. разработан новый Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Журналистика» для бакалавров и магистров, предоставляющий дополнит.возможности для академической мобильности студентов. Расширяются и углубляются связи с зарубежными вузами. Вводится система тренингового обучения студентов, выпуска газет в режиме редакционных условий с использованием компьютерных технологий в учебных студиях, обучение их оперативному поиску и подготовке информации к публикации. В учеб.планах появился цикл естественно-научных дисциплин.

Крит - колыбель европейской цивилизации. Плодородные почвы, обилие рек, густая растительность, расположение острова на морских путях, соединявших различные районы Средиземноморья, хорошие бухты - все способствовало раннему переходу от родового общества к цивилизации. Здесь жили разные народы - минойцы (этеокритяне, или истинные критяне, автохтонное население, появившееся на Крите в неолитическое время и прибывшее, вероятнее всего, с юго-западного побережья Малой Азии), пеласги (т. е. фракийцы, пришлые с юга Балканского п-ва), анатолийцы (выходцы из Малой Азии). Но преобладали минойцы-неиндоевропейцы, создатели древнейшей письменности.

Минойскую цивилизацию делят на три периода.

Раннеминойский (РМ) – XXX - XXIII вв. - время, когда население острова увеличилось за счет прибытия новых поселенцев; развивалось мореплавание, ремесло отделилось от земледелия, появились первые поселения городского типа, начали обмениваться товарами с другими островами, малоазийскими областями, Египтом и даже далекой Месопотамией. Хоронили в больших родовых или общинных склепах. В конце периода происходят существенные изменения в жизни общества - начинается процесс имущественного расслоения, в отдельных центрах выделяются правители - бывшие вожди племен.

Среднеминойский (СМ) – XXII - XVIII вв. - время возникновения первых государственных объединений. На рубеже III - II тыс. на Крите появились дворцовые постройки - в Кноссе, Маллии, Фесте, Като, Закро. Их называют старыми дворцами и считают, что они были центрами четырех небольших царств. Дворцы с окружавшими их поселениями были протогородами. Основная часть жителей государств обитала в периферийных поселениях и занималась в основном земледелием и рыболовством. Дворцы обнесены мощными стенами, что свидетельствует об обстановке немирного времени. К концу XVIII в. борьба между царствами за первенство завершилась победой Кносса и объединением вокруг него всего острова. Сохранилась легенда о борьбе между сыновьями Европы Миносом и Сарпедоном, в которой победителем вышел Минос. Около 1700 г. старые дворцы погибли в результате какой-то катастрофы, возможно, землетрясения. Именно этим временем датируют греческие исследователи гибель небольшого храма в 7 км от Кносского дворца. Все говорят о том, что здание погибло в пожаре, последовавшем за разрушениями, вызванными мощными подземными толчками.

Позднеминойский (ПМ) - время новых дворцов - приходится на XVII - XII вв. В XVII - cередине XV в. существует единое Критское царство, господствующее в водах Эгейского моря. На острове нет оборонительных стен - в них не стало нужды, власть правителя достаточно сильна, чтобы предотвратить любые неповиновения. Минос считался сыном верховного божества, а его супруга - дочерью божества. О Миносе сохранилась память как о самовластнейшем из царей, опорой которого был сильный военно-морской флот. Древние авторы упоминали о талассократии, т. е. господстве на море, Крита. Минос держал в своих руках морские побережья, активно и успешно боролся с пиратами. Помощниками царя были военачальники, чиновники - чаще всего его родственники. С Миносом связывают введение мудрого законодательства. Есть мнение, что имя “Минос”- нарицательное и обозначает не конкретного правителя, а царский титул, настоящим же устроителем Критского государства мог быть Радамант - брат Миноса, сын Зевса и Европы, как рассказывают мифы. Он был мудр и справедлив, после смерти стал судьей мертвых в райском элизиуме или в аиде. Со всего острова налоги в виде продуктов сельского хозяйства и ремесла поступали в царские закрома, платили Миносу дань подвластные народы. Критяне торговали со многими странами, их изделия встречаются в Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Египте. Кносский дворец играл роль не только политического и административного центра, но и центра экономического, культурного. Его греки называли лабиринтом - так он был велик, имел множество помещений, лестниц, переходов. В центре дворца - открытый двор, окруженный со всех сторон колоннами. Вокруг дворца разные помещения, включая парадные комнаты с царским троном. Вызывают восхищение росписи на стенах - растения, животные, сцены богослужения, игры с быками, праздничные сцены. Критские художники изображали природу и мирную жизнь, пренебрегая обычными для других народов сценами войны, охоты. Во дворце много хозяйственных помещений, кладовых, в которых скапливались огромные запасы продуктов, ремесленных изделий. Находки археологов свидетельствуют о высоком мастерстве гончаров, ювелиров, специалистов по обработке металлов, строителей, скульпторов. Мифы рассказывают о знаменитом мастере Дедале - возможно, критяне почитали его как божество. О социальных отношениях в Критском государстве мы знаем немногое. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в сельские общины. Были разные категории зависимых людей. В хозяйствах царей и знати использовался рабский труд. Рабами становились военнопленные. Резкой границы между свободой и рабством не существовало, рабство было патриархальным, слабо развитым, рабов было немного.

Важную роль в жизни играла религия. Почитали великую богиню-владычицу, ее изображения сохранили статуэтки, печати. С быком связывали разрушительные силы природы, в первую очередь землетрясения. Легенда о Минотавре отражает почитание быка. С ним связывали также земное плодородие, считали, что он оплодотворяет великую богиню. Игры с быками (критская “коррида”) - религиозный обряд. На фресках изображены смелые женщины, не побоявшиеся вступить в схватку с грозным животным. Вообще о критском обществе говорят, что оно было феминистским, женщины в нем чувствовали себя в привилегированном положении. На фресках изображались чаще всего именно они, красиво одетые, оживленно беседующие, в свободных позах. Мужчины всегда играют второстепенные роли. И это - результат почитания Великой богини, трепет перед ней переносился на матерей, сестер, жен - хранительниц домашнего очага, “полномочных представительниц” Великой богини. Как пишет Ю.В. Андреев, “именно женщины, оставаясь все время на месте - у своих очагов, держали в своих руках... контакты с потусторонним миром и с населяющими его бесчисленными божествами и духами... они были тем неподвижным центром, вокруг которого вращался и к которому неизменно тяготел весь микрокосмос минойского общества”.

В середине XV в. положение на Крите резко меняется. Начинается его быстрый упадок. Не без основания считают, что одна из причин кроется в разразившейся катастрофе, разрушившей дворцы, поселения. Греческий археолог С.Маринатос после раскопок на о. Фера (Санторин) в 1967 - 1974 гг., где он обнаружил что-то вроде “Помпей бронзового века”, предложил гипотезу трех мощных извержений вулкана на этом острове (ок. 1580, ок.1520, ок.1460 гг.), которые принесли бедствия и Криту.

Три катастрофы на Фере (после второй жизнь на острове не возродилась) слились для греков в единое воспоминание, родилась легенда о Девкалионовом потопе, после которого возродилась жизнь на Земле. Дата его, если перевести на наше летосчисление, - ок. 1530 г. Эту гипотезу разделяют далеко не все ученые. Особенно критикуется мысль об исчезновении критской цивилизации в результате единичной природной катастрофы, тем более, что Крит не так пострадал, как Фера. Видимо, нужно говорить и о других факторах, приведших к гибели минойский мир: экономических, социальных, политических. Известно, что греки-ахейцы примерно в это время прибыли на Крит (миф о Тесее, смелом сыне афинского царя Эгея, победившем жуткого Минотавра и освободившем родину от дани, сохранил воспоминание об этом событии), многие там осели и остров превратился в рядовой периферийный центр эллинского мира. Нельзя также не упомянуть о гипотезе А.Галанопулоса и Э.Бэкона, видевших в Крите знаменитую Атлантиду, рассказ о которой содержится в диалогах Платона “Тимей” и “Критий”. Впрочем, она тоже не поддержана основной массой специалистов, многие видят в легенде утопию, “научный” миф, порожденный кризисом греческого полиса в IV в. и фантазией самого Платона. Интересно наблюдение Ю.В. Андреева: минойская цивилизация развивалась как бы на “ничейной земле”, на территории, разделявшей Европу и Азию, она оторвалась от европейского берега и не пристала к азиатскому. Крит долго балансировал между двумя мирами, был ареной противоборства и взаимопроникновения разнородных культур. Минойская цивилизация развивалась удивительно динамично, была открыта для внешних влияний, в ней огромную роль играли мореплавание, торговля, критяне были жизнерадостны, любили окружающий мир природы, умели им любоваться и отражать в своем искусстве, даже религия должна была приносить радость и наслаждение жизнью (религиозные обряды скорее напоминали веселые праздники и служили средством проведения досуга). Все это близко к установкам, которыми руководствовались граждане будущих полисов Эллады. И в этом смысле Крит - Европа. В то же время минойская цивилизация очень напоминает нам дворцово-храмовые цивилизации Передней Азии. И в этом смысле Крит - еще Восток.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В БАЛКАНСКОЙ ГРЕЦИИ

Цивилизацию материковой Греции III - II тыс. называют Элладской и делят на три периода.

Раннеэлладский (РЭ) датируется XXX - XXI вв. Это период меди и бронзы. Его изучение в основном базируется на данных раскопок в Аттике и Арголиде. Поселения располагались на возвышенностях, недалеко от моря, дома строили из необработанного камня, иногда каменными были только фундаменты, стены - из сырцового кирпича. Кое-где найдены следы укреплений. Во второй половине III тыс. появляются поселения, которые можно назвать протогородами. К концу РЭ периода складываются протогосударства в виде небольших царств. Лучше других нам известно то, которое образовалось в Лерне, на западном берегу Арголидского залива. Вероятно, Лерна с дворцом, вокруг которого располагались селения, была хозяйственным и административным центром. Процесс становления цивилизации был прерван появлением на рубеже III - II тыс. индоевропейских племен - эллинов, принесших разрушения, пожары, впрочем, не везде. Процесс проникновения греков в Пеласгию растянулся на длительный срок. Ассимиляция шла довольно быстрыми темпами, ибо пришельцы по уровню развития были близки местным жителям.

Среднеэлладский (СЭ) период – XX - XVII вв. - характеризуется широким использованием бронзы, распространением новой, т.н. минийской керамики, ростом количества населенных пунктов, появлением связей с более отдаленными районами (островами Эгейского моря, Кипром, Сирией, Египтом, Южной Италией). К XVII в. завершается процесс складывания государства. По могильникам можно проследить возрастание власти правителей племен и превращения их в царьков, рост благосостояния части общества - родовой знати, появление невольников-рабов. Царства были небольшими и, наверное, их было много, но среди них выделялись Микены, Тиринф, Аргос, Пилос, между которыми шла борьба за гегемонию. Объединения в единое политическое целое на материке, в отличие от Крита, не произошло.

Грецию III тыс. принято называть ахейской, по имени наиболее значительной группы племен - греков-ахейцев.

Позднеэлладский период (ПЭ), приходящийся на XVI - XII вв., еще называют микенским из-за важности Микенского царства. Это было время наивысшего расцвета Балканской Греции, расселения греков на Эгейских островах, восприятия ими высокой минойской культуры. Для данной эпохи сохранилось немало письменных источников - табличек линейного письма Б. Благодаря им наука располагает большими сведениями об этом времени, чем о времени расцвета Крита. Основу экономики составляло сельское хозяйство - хлебопашество, огородничество, садоводство, виноградарство, скотоводство. Пахали с помощью примитивного плуга-рала с металлическим лемехом. Быки, мулы, ослы служили рабочим скотом. Лошадь использовалась как транспортное средство при охоте и на войне. В ахейских государствах земля делилась на две части. Земля дворца, или государственная, состояла из собственно царской земли, которую раздавали на правах условного владения за службу сановникам, знати военной и жреческой. Общинная земля называлась “полученной от народа”, “арендованной у народа” и раздавалась участками как представителям знати, так и рядовым общинникам. Самые мелкие держатели назывались “божьими рабами” и “божьими рабынями”, их участки составляли 10 - 11 мер зерна (для сравнения: правитель получал “от народа” участок в 1800 мер, военачальник - в 600, жрицы и колесничий - по 300). Эти самые мелкие арендаторы общинной земли, видимо, не были рабами в полном смысле слова, возможно, они имели связь с храмом. Центральная власть следила за обработкой земли, ее арендой и была явно заинтересована в укреплении своих прав на землю, что вело к ограничению развития частной собственности.

Высокого уровня развития достигло ремесло. В табличках упоминаются мастера разных профилей - кузнецы, каменщики, плотники, лесорубы, столяры, оружейники, ножевщики, резчики, горшечники, кожевники, прядильщики, ткачи, врачи, повара, золотых дел мастера и т. д. Особенно процветали металлургия, камнетесное, керамическое, строительное, ювелирное дело. Государство старалось монополизировать важнейшие виды ремесла, в частности кузнечное. Кузнецы могли работать на дому и поставлять свои изделия во дворец. Дворцы-цитадели, царские усыпальницы-толосы (купольные гробницы), циклопические стены - все это свидетельствует о высоком мастерстве строителей.

Продукция сельского хозяйства и ремесел продавалась на рынке. Функцию денег выполняли разные товары - быки, металлические сосуды, ткани, пользовались и медными слитками, которые назывались талантами, их делали в форме бычьих или бараньих шкур. Торговали с разными странами - Кипром, Египтом, Сирией, Финикией, народами Малой Азии, с соседями на севере, жившими на территории Македонии, Фракии, Иллирии, с Сицилией, Южной Италией, Сардинией. Создавали торговые фактории на юго-западном побережье Малой Азии, Кипре. В хеттских письменных памятниках упоминается страна Ахийява, расположенная к западу от Малой Азии, и имя одного из правителей, напоминающее имя микенского царя Атрея, основателя династии Атридов, отца Агамемнона и Менелая, известных нам по гомеровскому эпосу.

Общество было социально неоднородным. Его верхушку составляла знать, получавшая условные земельные владения за службу при царе и арендовавшая землю “у народа”. Основная масса населения - крестьяне-общинники (сельские жители), ремесленники и торговцы (горожане). Крестьяне и ремесленники платили налоги, поставляя во дворец свои продукты. Могли быть и общественные повинности. Наверняка существовала община, ведь именно из общинных земель сельчане получали участки. Община называлась “дамо” (отсюда греческое существительное демос - народ). Рабство было патриархальным, слабо развитым, рабским трудом пользовались лишь представители верхних общественных слоев, знать. Источником рабства служили войны, пиратские набеги. В хозяйствах царей и знати невольников было довольно много. Таблички из Пилоса говорят, что каждый округ государства поставлял определенное количество рабов, труд которых использовался в храмах, хозяйствах царей, знати. Это сотни организованных по отрядам рабынь и их детей.

Таблички из пилосского дворца позволяют представить организацию микенских государств. Пилосское царство делилось на 16 податных округов во главе с наместниками. Им подчинялись басилеи и иные чиновники. Есть упоминания о совете старейшин (герусии). Среди храмовых должностных лиц заметная роль принадлежала женщинам. Правитель государства звался ванакой. Второе лицо в царстве - военачальник- лавагет. В их распоряжении было много разных должностных лиц, функции коих, видимо, не очень разнились, все они служили при дворе и выполняли царские поручения, в том числе собирали налоги, отвечали за выполнение повинностей, вели учет дворцового добра. В микенских царствах, как и на Крите, дворец был экономическим, административным, политическим и культурным центром. Его можно назвать крупным административно-хозяйственным комплексом. О богатстве микенских дворцов читаем в «Одиссее» Гомера:

Зевс лишь один на Олимпе имеет такую обитель;

Что за богатство! Как много всего!..

И археология свидетельствует о богатстве дворцов, известных нам в Микенах, Пилосе, Тиринфе.

Небольшие царства располагались недалеко друг от друга, были тесно связаны между собой, нередко их ванаки состояли в родстве (вспомним братьев Агамемнона и Менелая - правителей Микен и Спарты). Конечно, было соперничество, на первенство претендовали Микены, наверное, не обходилось без вооруженных конфликтов. И все же общего было больше, так что ахейские правители объединялись при необходимости, совершали совместные внешние экспедиции военно-грабительского характера. Таблички линейного письма Б часто упоминают об оружии, колесницах, флоте. Видимо, хорошо организованным был поход микенских ванак на Крит, в результате которого пал Кносс и остров стал греческим. Привлекали богатые области западного побережья Малой Азии. Здесь главной силой было Троянское царство, возможно, еще и конкурентом ахейцев. Поход в Трою стал главным событием гомеровского эпоса. Осада Трои изображена в “Илиаде”, возвращение одного из ахейских героев на родину после победоносной войны - в “Одиссее”. У Гомера война длилась 10 лет, но это невозможно, реальнее считать, что осада Трои длилась несколько месяцев. Сильно преувеличены и силы сторон: ахейцев, получается, было ок. 100 тыс. человек на 1186 кораблях. Слишком большие цифры, нереальные. Немало в эпосе противоречий, неясностей. Считают, что в нем произошло слияние нескольких версий легенды о походе (или походах) ахейцев в Малую Азию и другие места. Полагают, что Гиссарлык скрывает под собой не Трою, а Илион, и предлагают искать Трою в другом месте. Так или иначе, а за рассказом Гомера нельзя не видеть некую реальность. И даже не так уж важно, был ли это один грандиозный поход или растянувшиеся на длительный период времени отдельные столкновения. Главное то, что в эпосе отражены мир и эпоха эллиннов. Не замкнутое в прошлом героическое сказание (как поход аргонавтов, поход семерых против Фив), а, по мнению Л.А. Гиндина и В.Л. Цымбурского, многочисленные сюжеты, в которых отразились судьбы различных греческих племен в переломную эпоху после начала заката ахейских царств в конце XIII - начале XII в.; за троянским походом предстает великий поход - прощание Эллады со своим микенским прошлым, героическим веком. Авторы поддерживают уже ранее выдвигавшееся предположение, что Троянская война могла произойти уже после разрушения Пелопоннеса северными племенами, она - звено в цепи великих миграций, преобразовавших облик Передней Азии и Восточного Средиземноморья; начало этим миграциям положили движения с севера Балканского п-ва племен, среди которых могли быть предки иллирийцев, носители раннефракийских и раннефригийских диалектов, дорийские группы северо-западных греков. Они дестабилизировали ахейский мир, способствовали началу передвижения части ахейцев на восток, отсюда и Троянская война, которая разыгралась не в конкретной Трое, а на просторах от Геллеспонта до Нила. Таким образом, события рубежа XIII - XII вв. следует истолковывать в более широком историческом контексте “великого переселения народов”, охватившего Восточное Средиземноморье. Вторжение дорийцев на юг Балкан - завершающее звено этого движения.

Гибель микенских царств - результат не только варварского вторжения, но и внутренних проблем. Микенская цивилизация часто называется дворцовой. И это верно, ибо только во дворце и его ближайшей округе развивались более сложные, чем в общинно-родовом строе, отношения, в “глубинке” же микенских государств, в поселках общинники жили примитивным бытом, в их среде едва пробивались ростки раннеклассовых отношений, они были связаны с дворцом лишь налогами и повинностями. То есть можно говорить об узости социальной базы микенских царств. Это была цивилизация элиты, верхушки. Такая цивилизация для избранных не могла отличаться прочностью, она должна была погибнуть, что и произошло в период “великого переселения народов”. Оно ускорило гибель микенского мира. И все-таки не вся микенская Эллада погибла, а только центры государственности, дворцы. Часть ахейцев переселилась в Аттику, на острова, Малую Азию. По словам Ю.В. Андреева, эгейская цивилизация “была отброшена историей в сторону как ненужный черновик, неудачная проба пера и заменена совершенно иным типом цивилизации”.

Глава II. ЭЛЛАДА в XI - IX вв. (ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД)

Эллада XI - IX вв. до Р. Х. - это Эллада уже после переселения дорийцев, родовое общество на этапе его разложения. Греция вернулась назад, на некогда уже пройденную ступень. Этот период хуже освещен в источниках, чем предыдущий. Данных археологии немного, сведения, содержащиеся в трудах более поздних авторов, скудны. Главный источник - поэмы Гомера. Они сложились, вероятнее всего, в VIII в., создавались на протяжении длительного времени и, видимо, наиболее рациональная концепция в гомероведении - концепция “перерастания” в творчестве Гомера традиционного эпоса как фольклорного жанра в авторский эпос. Собственно гомеровская эпоха, особенно конец X-IX вв., автору гораздо лучше известна, чем микенская.

Гомеровская Эллада - Эллада регресса. Масштабы катастрофы, принесенной пришельцами, внушительны: в Арголиде число поселений накануне прихода дорийцев - более сорока, после - около двадцати, в Мессении - сорок с небольшим, после - около десятка, в Лаконике - три десятка, после - около десяти, в Беотии - около трех десятков, после - пяток. Некоторые области обезлюдели. Несомненен упадок ремесла, торговли. Скуден инвентарь захоронений. И все-таки говорить о полном, абсолютном регрессе не приходится. Не были забыты навыки обработки земли, не претерпела особого ущерба сельскохозяйственная техника, жилые постройки возводились так же, как и раньше (дворцов, конечно, уже не строили), делали простую посуду (не стало ремесленников высокого класса, обслуживающих дворцы), орудия труда и оружие. Очень важно, что теперь стали использовать железо для изготовления орудия труда и оружия. Железо - великий катализатор исторического развития, оно дешевле меди и бронзы, шире распространено в природе, изделия из него тверже, прочнее, острее. Повысилась производительность труда, вырос экономический потенциал отдельной семьи, которая теперь могла бы без помощи коллектива (общины, племени, рода) обеспечить свое существование. Кроме того, гомеровский период - это время, когда вся Эллада, а не только наиболее благоприятные для жизни и деятельности человека ее части, вступила на путь цивилизации. Так что гомеровское общество - это история масс, а не элиты, как это было раньше.

Историю Греции XI - IX вв. принято делить на три периода (по наименованию господствующих типов керамики).

Субмикенский - конец XII - XI вв. Приход первой волны дорийцев, время регресса, упадка. Культура этого периода чем-то напоминает культуру среднеэлладского времени (XX - XVII вв.).

Протогеометрический - конец XI - X вв. Железо распространилось шире, очень бедных могил немного, появляются относительно богатые. Протогеометрическая керамика изготовляется на гончарном круге. Почти отсутствуют связи с другими районами, да и внутригреческие связи очень слабы. Первый и второй периоды - “темные века”, переходное время.

Геометрический период - конец X - IX вв. - время прихода новой волны дорийцев, интенсивного развития экономики, широкого использования железа, появления украшений, произведений искусства, восстановления связей со странами Востока (Сирией, Малой Азией). Керамические изделия украшены разнообразными геометрическими фигурами, целыми орнаментальными поясами. Геометрический стиль иногда называют дипилонским (по древнему некрополю в северо-западной части Афин, у Дипилон - “Двойных ворот”; здесь обнаружено особенно много сосудов данного стиля, их часто помещали над могилой и они служили своего рода надгробиями или алтарями). Усиливается имущественное неравенство, растет значение верхушки общин - родовой знати. Судя по погребениям, лишенным всякого инвентаря, существует рабство - примитивное и патриархальное, рабов совсем немного, выгодность использования чужого труда еще слабо осознавалась верхушкой общества.

Благодаря гомеровским поэмам мы знаем, что в это время главной социальной единицей была территориальная община - демос. Она занимала очень небольшую территорию - горную долину, островок. Жила обособленно, редко контактировала даже с соседними такими же общинами. Состояла из семей - ойкосов. Каждая семья производила все необходимое - продукты земледелия, скотоводства, одежду, утварь, орудия труда и оружие. Получала от общины в пользование участок - клер (“жребий”). Сначала участки распределялись с помощью жребия, но после этот обычай ушел в прошлое и участки закрепились за отдельными семьями, передавались по наследству. Началась борьба за землю, не все семьи могли прокормиться со своих участков, кроме того, клеры дробились, когда передавались от отца к сыновьям. Община выделяла лучшие участки- темены для “лучших мужей” за особые заслуги. В эпосе теменами владеют герои, правители-военачальники. В жизни это были вожди племен, верхушка общин. Со временем темены превращались в собственность отдельных семей. Иными словами, шел неуклонный процесс развития частной собственности на землю, формально считавшейся общей. Ремесло развито слабо, ремесленники ходили по селам и предлагали свои услуги. Торговля в основном была в руках финикийцев, греки ею занимались редко и неохотно, для них большее значение имели грабеж, пиратство. Знать, правда, желала приобрести заграничные товары, тем более, она имела возможность обменять на них продукты своего производства, но и представители знати предпочитали пиратствовать, а не вести честный торг. Вспоминается высказывание И.В.Гете: “Война, торговля и пиратство - три вида сущности одной”. За пределы Эгейского моря не выходили, а дальние страны в своем воображении заселяли всякими чудищами, страшилищами, о которых так часто рассказывал Одиссей. Связи греков с Востоком осуществлялись через финикийцев, о которых говорили: “хитрые гости морей”. Они привозили в Грецию заморские товары, сбывали их втридорога.Хотели даже осесть кое-где в Элладе, начали разрабатывать рудники, построили свои святилища, но быстрое развитие греческой экономики приостановило этот процесс; вскоре среди греков появились свои торговцы, и они завязали напрямую связи с отдаленными районами Восточного Средиземноморья. Но это случилось позже, в эпоху архаики.

Эллада жила в условиях родового строя. Объединения родов назывались фратриями, объединения фратрий - филами (племенами). По фратриям и филам собирали ополчение, сходились на народные собрания. Все эти союзы не отличались прочностью, довольно часто роды, племена враждовали между собой. Объединяться приходилось тогда, когда грозила общая опасность извне. Существовал обычай кровной мести, из-за которого немало людей вынуждено было покидать родные места и искать прибежище на чужбине. Мы уже говорили, что в общинах начался процесс развития имущественного неравенства. Отдельные роды богатеют, другие беднеют, внутри родов появляются бедные родственники. У Гомера есть “многонадельные” мужи (те, кто имеет не по одному земельному наделу-клеру) и “безнадельные”. Последние становились наемными работниками, батраками- фетами. Родовая знать называла себя “лучшими” (“аристой”), возводила свою родословную к богам, гордилась происхождением, богатствами, военными подвигами. Естественно, аристократы претендовали на управление в общинах. На народных собраниях говорили они, народ безмолвствовал. Достаточно вспомнить как грубо Одиссей прервал выступление рядового воина. Да и народное собрание теряло свою значимость (на Итаке оно не собиралось в течение 20 лет, пока отсутствовал Одиссей, а когда его сын Телемах задумал собрать народ, все удивились, для чего он это делает. Реально правили “женихи” Пенелопы, а это и были представители местной знати). Басилеями назывались вожди племен. Их власть не была еще царской, сильна она на войне, в мирной жизни невелика. Они зависели от знати, совета старейшин и утверждались народом. Власть их уже передавалась по наследству, но с согласия народа, видимо, зачастую формального (Телемах в “Одиссее” не уверен в том, что к нему перейдет власть отца, но считает, что так должно быть).

Жили гомеровские общины в родовых поселках (протополисах), обычно располагавшихся на возвышенностях, укрепленных и имеющих компактную застройку. Их жители в основном крестьяне, общинники. Такими протополисами можно считать описанные у Гомера Трою и город феаков. Последний похож на открытый археологами протогород в Смирне. В общем, Эллада была разделена на множество мелких изолированных самоуправляющихся общин (родовых и территориальных), объединявшихся только по случаю, после окончания военных действий объединения распадались и на первый план выходила вражда. Должно было пройти немало времени, пока такие объединения не стали крепкими и распад их не стал для кого-либо выгодным. Из таких объединений соседних общин в эпоху архаики стал формироваться полис. Гомеровский период - предгосударственный период в истории Эллады.

ГЛАВА III. АРХАИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Архаическая эпоха – VIII – VI вв. – время становления государства-полиса в Элладе. Экономический подъем был связан с широким распространением железа, бурным развитием ремесла и торговли, формированием города. Металл добывали из руды сыродутным способом. Росписи ваз часто представляют кузнечные мастерские. В начале VII в. изобретена сварка железа, немного позже - художественное литье. Из бронзы отливали статуи по восковой модели. Украшения изготовляли из золота, серебра, электра. Красивы изделия гончаров - вазы ориентализирующего (восточного) и чернофигурного стилей. Лучшие образцы шли на экспорт. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, зародилось товарное производство. Место финикийских купцов заняли греки. Появляются рынки. Отдельные центры специализируются на производстве тех или иных товаров, так, металлическими изделиями славились Халкида, Коринф, Аргос, Хиос, Самос, тканями - Милет, Мегары, гончарными изделиями - Афины, Коринф. Совершенствуются торговые и военные корабли, появляется современного вида якорь. Греки переходят к новым мерам веса и объема. Уже в VII в. кое-где появляется металлическая монета, в VI в. - почти повсюду. Деньги становятся в центре внимания общества, что осуждается в архаической литературе. Эллинские товары проникают на Восток, более того, на восточносредиземноморском побережье появляются эллинские фактории - в Сирии, Палестине, Египте. Огромным стимулом для развития торговли стала колонизация. Греки часто упоминаются в восточных текстах - египетских, вавилонских, ассирийских, библейских. Греческие вещи находят во время археологических раскопок на Востоке. В Элладе появляются восточные переселенцы и делают предметы из металла, глины, слоновой кости. Греки всему полезному учатся у народов Востока, жадно впитывают опыт высоких цивилизаций - научные достижения, приемы кораблестроения, градостроительства, обработки различных материалов, особенно камня, бронзы, заимствуют у финикийцев алфавитное письмо. Это было творческое заимствование, что отметил еще Платон: “Что бы греки ни переняли у чужеземцев, они преобразуют это так, чтобы сделать лучше”.

Экономические успехи влияли на общественную жизнь. Поэма Гесиода “Труды и дни” свидетельствуют о бурном развитии частной собственности, купле-продаже земли, распространении ростовщичества и долговой кабалы. Началось расслоение в среде родовой знати. Об этом красочно повествует поэт-лирик Феогнид, который стал жертвой этого расслоения, потерял имущество, много скитался в чужих краях, а когда вернулся на родину, понял, что его никто не слушает, ибо он беден, хотя и умен, образован. Знатность уступает место богатству. Постепенно растет численно и крепнет экономически торгово-ремесленный слой населения рождающихся государств. Ремесленниками и торговцами становились бывшие крестьяне, но и некоторые представители родовой знати не гнушались занятиями простонародья, особенно разорившиеся, потерявшие землю. Увеличивается и рабское население. По-прежнему источниками рабства были войны, пиратство, но теперь появляется новый - долговая кабала. Не смогший выплатить долг заимодавцу должник отдавал в рабство членов своей семьи и шел в рабство сам. Труд должников использовался в основном в хозяйствах знати. А вот новоиспеченные богатенькие ремесленники и торговцы предпочитали рабов покупать, такими рабами оказывались рабы-чужеземцы. То есть ремесленники и торговцы шли по более прогрессивному пути, по тому, по которому пошли греческие полисы позже. Архаическое рабство еще не было классическим. Гесиод в понятие “домочадцы” вкладывает широкий смысл - это и рабы, и члены семьи хозяина. Рост рабства стимулировала колонизация.

Государство возникало постепенно. Родовые органы управления перестраивались в новых условиях, теряли прежние функции, приобретали другие. Зарождались и новые органы власти. Роль народного собрания в общинах снижается. Совет старейшин окончательно превращается в совет знати. Вожди- басилеи так и не стали истинными монархами, не успели. Дело в том, что становление государства шло по линии объединения родовых и сельских общин в более крупные территориальные образования. Такое объединение нескольких соседних поселков греки называли синойкизмом (“совместным поселением”). Но в каждой общине был свой басилей. Когда общины объединялись, басилеи превращались в правящую элиту, видимо, образовывали какой-то коллегиальный орган власти. Коллегии басилеев значатся в законах Драконта, Солона в Аттике, в законах Хиоса. Не исключено, что коллегия архонтов в Аттике выросла из коллегии басилеев четырех аттических племен. Важным органом зарождающегося государства был суд, всецело находившийся в руках родовой знати. “Где сила, там будет и право”, - вздыхает Гесиод. Итак, в VIII в. рождающиеся полисы представляли собой примитивные аристократические республики. Политические права, участие в управлении зависели от знатности, происхождения. Но нужно сказать, что аристократия в Элладе не была такой уж сильной, она не успела консолидироваться, среди аристократических родов не было единства, напротив, шла борьба за первенство, влияние. Бурный рост ремесла и торговли вскоре создал ей серьезного конкурента в лице торгово-ремесленных слоев. Да и крестьяне до известного времени молчали и подчинялись, однако малоземелье, долговая кабала заставили их начать говорить со знатью на повышенных тонах, предъявить серьезные требования и добиться их полного или частичного выполнения. Архаика - эпоха борьбы демоса (крестьян, ремесленников, торговцев) против засилья аристократии. Крестьяне требовали передела земли и отмены долговой кабалы, верхушка ремесленников и торговцев - политических прав, участия в управлении, все вместе ратовали за издание писаных законов, укрепление вооруженных сил формирующихся государств. Железное оружие стало доступно многим из-за дешевизны, армия представляла собой ополчение, в котором главная роль принадлежала фаланге тяжеловооруженных воинов- гоплитов. В роли гоплитов выступали прежде всего земледельцы. Разоряя крестьян, знать подрывала военную силу рождающихся государств. Между тем войны были обычным делом, а знать не справлялась сама с защитой своих территорий от посягательства соседей. Борьба демоса с аристократией принимала различные формы - и мирные, и немирные, все зависело от соотношения противоборствующих сил в разных полисах. Но повсюду она сопровождалась стремлением к разумному решению конфликтов, и причина такого поворота дел крылась в том, что у демоса были хорошие руководители. Это, как правило, выходцы из родовой знати, люди, потерявшие имущество, вынужденные заниматься тем, что было присуще больше демосу, или это были люди, обиженные представителями своего клана. Образованные, социально активные, они вставали на сторону демоса и умело руководили его борьбой (например, Солон в Афинах), стремились решать споры посредством законодательных реформ. Благодаря таким реформам отменялось долговое рабство соотечественников, политические права и военные обязанности предоставлялись на основании имущественного ценза, вводились новые коллегиальные органы власти. Не обходилось, однако, и без вооруженной борьбы, знать не желала расставаться с привилегиями или делить их с кем бы то ни было. Тогда на политической арене возникла фигура знатного честолюбца, претендовавшего на высшую власть и обещавшего демосу выполнить все его требования, прежде всего, укротить аристократов. Почти повсеместно в рождающихся полисах на время правление переходило в руки одного человека - тирана. Тирания, действительно, активно боролась со знатью, лишала многих ее представителей имущества, раздавала отнятое беднейшим, помогала крестьянам поднять хозяйство, создавала благоприятные условия для деятельности ремесленников и торговцев. Когда она выполнила свои задачи, ей пришлось уйти и уступить место у руля правления гражданской общине и ее представителям. Смута, кодификация права, отмена долгового рабства, введение новых органов управления, цензовой конституции, тирания и ее ликвидация - вот обычный путь, который проходили рождающиеся полисы в архаическую эпоху. Приведем два конкретных примера того, как возник полис, в одном случае - полис демократический, в другом - олигархический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: