Тема: «Звук и буква Ч»

Цель: 1. Закрепление произношения звука [Ч], знакомство с буквой Ч.

2. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных.

3. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов.

4. Словообразование отчеств мужского рода.

5. Закрепление навыков печатания, чтения.

6. Правописание ча, чу.

Оборудование: предметные картинки (врач, грач, мяч, бочка, кирпич, обруч, чай,

Чайник, чайка, чашка, пчёлы, качели, печенье, чулок, мальчик, сито,

девочка, лётчик, песочница, учитель, спички, часы, черёмуха, тень),

демонстрационные картинки из серии «Большой-маленький», наборы

для соcтавления схем, тетради, ручки, разрезные азбуки.

Ход занятия

1. Оргмомент (вспомнить свистящие, шипящие звуки и слова с ними).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой - отгадывание загадок:

Что это у Галочки? Ниточка на палочке.

Палочка в руке. Ниточка в реке. (Удочка).

Его пинают, он не плачет, его бросают – назад скачет.

Упадёт – поскачет, ударят – не плачет. (Мяч).

4. Произнесение, характеристика звука [Ч]: согласный, шипящий, всегда мягкий,

знакомство с буквой Ч.

5. Воспроизведение слоговых рядов:

Ач-оч-уч-ич

Ча-чо-чу-чи

Чня-чне-чню-чни и т.д.

6. Выделение звука [Ч]:

а) в слогах: чо, тя, ач, ти, ать, ся, чи, ись, си, ти, ить…;

б) в словах: ситец, чаша, гречиха, петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь,

щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо…;

в) в словах по картинкам на панно: проговаривание слов, отбор картинок на Ч с

одновременным определением слогового состава и выделением ударного слога.

г) в рассказе «Очки»:

Дедушка надел очки. Он начал читать книжку. Внучек Вовочка подошел к

дедушке и сказал: «Дедушка купи мне очки: я тоже хочу научиться читать

книжки».Чтение, усвоение скрытого смысла в процессе беседы:

Для чего нужны очки дедушке?

Почему он читает в очках?

Можно ли читать в очках, не зная букв?

Что нужно чтобы научиться читать – надеть очки, или выучить буквы?

Пересказ детьми.

7. Упражнение в образовании и употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов

существительных:

а) заучивание потешки «Бычок».

Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

И лизнув его в бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

- В рот не суй, что попадётся!

Выделение из неё слов со звуком [Ч]: бочок-бычок-язычок…. Чем похожи эти слова?

б) игра «Большой-маленький» или «Назови ласково» по картинкам и без них:

Мяч-мячик белка- чайник-

Ключ- замок- рукавица-

Чашка- ручей- огурец-

Пенёк- ложка- нож-

Носок- пуговица- вилка-

Блюдце- стакан- огонь-

Собака- кувшин- зверь-

Физкультминутка.

9. Словообразование отчеств мужского рода – упражнение «Назови отчество сына»:

У Глеба сын Глебович.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: