Назначение и социальная ценность государства

Многими мыслителями на протяжении всей истории предпринимались попытки определить социальное назначение государства.

Так, например, Платон и Аристотель полагали, что назначение государства заключается в утверждении нравственности. Позже этого взгляда на социальное назначение государства придерживался и Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека.

Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.)[34].

Таким образом, можно заключить, что в разные периоды времени приоритетное значение занимают те или иные цели и задачи государства: «с эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства»[35].

Взгляды на социальное назначение государства зависят и от объективных причин, характерных для определенного этапа в развитии общества. С изменением уровня развития общества меняются и воззрения на предназначение государства.

Также большое влияние на содержание деятельности государства оказывают и субъективные факторы, такие как: «истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства»[36].

Примером может послужить марксистско-ленинская теория, которая не прошла проверку практикой – её истинность и верность была доказана лишь на ограниченный исторический период. Она не смогла приспособиться к изменившимся условиям общественной жизни, поэтому была обречена.

Назначение и социальная ценность государства напрямую зависят от его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы задачи и цели, которые оно ставит перед собой. Социальное назначение государства проявляется через основные направления его деятельности по решению стоящих перед государством конкретных целей и задач, то есть через функции государства.

Общесоциальное содержание функции государства, сохранявшееся на протяжении всей истории государственности, придавало большую ценность государственной организации общества. Общесоциальные функции формируются из основных социальных, политических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества. Именно эти функции обеспечивают необходимый порядок, координацию, благополучие, а также существование самой цивилизации, её спасение и воспроизводство.

Здесь же важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства, что, кстати, умалялось, а порой и вообще игнорировалось на предыдущем, марксистско-ленинском этапе отечественной теории государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению[37].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: