Статистические методы анализа показателей государственного бюджета

Классификация и показатели государственного долга.

Классификация и показатели финансирования государственного бюджета.

Классификация и показатели расходов государственного бюджета.

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально но­вый подход применен в отечественной статистике при разработ­ке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования госу­дарственных средств министерствами и ведомствами, но и увя­зать эти расходы с выполнением программных задач государ­ства и степенью ответственности в этом каждого ведомства. В предшествующей бюджетной классификации такой подход от­сутствовал.

Расходы государственного бюджета включают все невозврат­ные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюд­жета.

Показатель чистого кредитования (кредитование минус пога­шение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (пре­доставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выпла­ченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата соб­ственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) — заимствование с целью финансирования дефицита.

В действующей классификации предусмотрена группировка рас­ходов бюджета по трем признакам:

• функциональному назначению;

• экономическому назначению;

• ведомственному назначению.

Бюджетная классификация — важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятель­ности, вытекающие из основных функций государства. Эту зада­чу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельно­сти государства и посредством бюджетного финансирования обес­печить достижение поставленных целей.

В Российской Федерации действует следующая функциональная классификация государственного бюджета:

• государственное управление;

• судебная власть;

• межгосударственная деятельность;

• национальная оборона;

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техни­ческому прогрессу;

• промышленность, энергетика и строительная индустрия;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометео­рология, картография, геодезия, стандартизация и метрология;

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;

• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

• образование;

• культура и искусство;

• средства массовой информации;

• здравоохранение и физическая культура;

• социальная политика;

• обслуживание и погашение государственного долга;

• пополнение государственных запасов и резервов;

• региональное развитие;

• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;

• прочие расходы.

Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри кото­рых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от сто­ящих проблем развития той или иной области экономики. Неко­торые функциональные разделы имеют временный характер (на­пример, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.

В соответствии с функциональной классификацией, введен­ной в 1995 г., статистика государственного бюджета исчисляет расширенную систему показателей расходов государственного бюджета.

Обобщающий показатель объема расходов государственного бюджета включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитование за минусом погашения.

К расходам на государственное управление относятся расхо­ды, связанные с управленческой сферой деятельности государства, обусловленные выполнением государством хозяйственно-органи­зационной функции; расходы, направленные на функционирова­ние системы законодательной и исполнительной государственной власти; расходы, связанные с деятельностью финансовых и фис­кальных органов; расходы на управление государственной соб­ственностью; расходы на статистическую службу и прочие госу­дарственные расходы.

Важной функцией государства является осуществление между­народной деятельности. Расходы на международную деятельность связаны с развитием международного сотрудничества, реализацией международных договоров, осуществлением международных куль­турных, научных и общественных связей.

Расходы государственного бюджета на национальную оборо­ну вытекают из функции государства, заключающейся в обеспе­чении обороноспособности страны. К ним относятся расходы на функционирование армии и флота, выплату пенсий военнослу­жащим, сохранение мобилизационных мощностей, помощь ино­странным государствам и др.

Расходы на правоохранительные органы и обеспечение безопас­ности связаны с необходимостью поддержания внутренней и внеш­ней безопасности государства. Они включают: расходы на функци­онирование органов внутренних дел; расходы на обеспечение внут­ренних войск; расходы на содержание уголовно-исправительной системы; расходы на содержание органов налоговой полиции; рас­ходы на органы государственной безопасности; расходы на погра­ничные войска.

Расходы бюджета на промышленность, энергетику, строитель­ство связаны с государственной поддержкой базовых отраслей промышленности, воспроизводством минерально-сырьевой базы, функционированием машиностроительного комплекса, осуществ­лением конверсии оборонной промышленности и др.

Важным показателем являются расходы бюджета на сельское хозяйство. Они связаны с финансированием сельскохозяйствен­ного производства, поддержанием и освоением земельных ресур­сов, необходимостью осуществления заготовки и хранения сель­скохозяйственной продукции, функционированием рыболовного хозяйства и других мероприятий в области сельского хозяйства.

В связи с угрозой экологической катастрофы особую значи­мость приобретает показатель расходов на охрану окружающей среды и природных ресурсов. Данный показатель включает рас­ходы на водные и лесные ресурсы, расходы на охрану окружаю­щей среды, расходы на гидрометеорологию, картографию и гео­дезию.

Расходы на транспорт, дорожное хозяйство и информатику включают государственную финансовую поддержку автомобиль­ного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также расходы на дорожное хозяйство, связь и информатику.

Новым показателем расходов являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, включающие государственную под­держку малого бизнеса и предпринимательства.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство связаны с фи­нансированием жилищного, коммунального хозяйства и других его структур.

Впервые в нашей статистике введен показатель расходов на предупреждение и ликвидацию стихийных бедствий и чрезвычай­ных происшествий. Он включает расходы по финансированию государственных программ по ликвидации последствий аварий и других катастроф; расходы по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций; расходы на мобилизационную и гражданс­кую подготовку.

Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с раз­витием и совершенствованием системы народного образования, финансированием науки и культуры, удовлетворением потребно­стей населения в медицинском обслуживании, осуществлением социального обеспечения населения и проведением социальной политики, необходимостью проведения государственной молодеж­ной политики и финансовой поддержки средств массовой инфор­мации.

Совокупность расходов на народное образование включает финансирование дошкольного образования, начального и общего среднего образования, профессионально-технического образо­вания, среднего специального образования, профессиональной подготовки кадров, высшего образования. Расходы на образова­ние являются главной составляющей статьи расходов на социаль­но-культурные мероприятия.

Расходы на культуру и искусство должны обеспечивать управ­ление, эксплуатацию, финансовую поддержку и обеспечение объек­тов, предназначенных для целей культурного развития: библио­тек, музеев, художественных галерей, театров, выставочных залов и т.п. Финансирование культуры происходит в нашей стране по остаточному принципу, поэтому средства, выделяемые на культуру и искусство, весьма незначительны.

Расходы на средства массовой информации предназначены для финансирования периодической печати и издательств, теле­видения и радиовещания.

Расходы на здравоохранение включают затраты на содержа­ние лечебно-профилактических учреждений, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, приобретение и производ­ство продукции, используемой в медицинской практике (медика­ментов, протезов, медицинского оборудования и инструментов), финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок в области здравоохранения и медицинского обслужи­вания и т.д. Расходы на здравоохранение имеют высокую соци­альную значимость. В связи с тяжелым экономическим положением России финансирование здравоохранения является крайне недостаточным.

Особое значение имеют расходы на науку и государственные научно-технические программы, предназначенные для поддерж­ки фундаментальных исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, а также для финансирования архивных учреждений.

Расходы на целевые программы связаны с финансированием целевых региональных программ по развитию народного хозяй­ства.

Новой расходной статьей является «Обслуживание государ­ственного долга», которая включает обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долгов.

Впервые вводится показатель расходов на пополнение государ­ственных запасов и резервов. Данный вид расходов должен обес­печить финансирование пополнения государственных запасов дра­гоценных металлов и камней, государственных материальных стра­тегических резервов и прочих государственных запасов и резервов.

Показатель прочих расходов включает расходы на резервные фонды, проведение выборов и референдумов, оказание финансо­вой помощи другим уровням власти, предоставление бюджетных ссуд и т.п.

Рассмотренные показатели доходов и расходов государствен­ного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.

Впервые новая бюджетная классификация включает группиров­ку расходов бюджета по экономическому признаку. Основа дан­ной группировки — сведение расходов в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров и услуг) и безвозмездными.

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансфер­ты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхо­да ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета. Эко­номическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет произ­водить международные сопоставления бюджетных показателей.

Текущие расходы — это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, выз­ванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.

Капитальные расходы включают возмездные платежи, исполь­зуемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью при­обретения капитальных активов, компенсации убытков из-за раз­рушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кре­дитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель чистого кредитования вклю­чает операции органов государственного управления, осуществ­ляемые в целях государственной политики, а также предоставле­ние ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кре­дитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Для того чтобы придать адресный характер процессу распре­деления финансовых ресурсов государственного бюджета, стати­стика предусматривает группировку расходов бюджета по ведом­ственному признаку. Она дает возможность отразить распределе­ние средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) — федеральным министерствам и ведомствам.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвяза­ны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от од­ной структуры государственных расходов к другой.

Новый блок бюджетной классификации «Финансирование бюджета» отражает привлечение Правительством заемных средств для финансирования расходов бюджета.

Общий объем финансирования равен величине дефицита или профицита с противоположным знаком. Финансирование дефи­цита государственного бюджета включает изменение объема обя­зательств органов государственного управления (заимствование минус погашение) и изменение остатков ликвидных финансовых средств органов государственного управления.

Заимствование согласно международным стандартам статис­тики государственных финансов не относится к доходам государ­ственного бюджета, а рассматривается как источник финансиро­вания дефицита. Итак, с точки зрения финансирования дефицит можно определить по формуле

Заимствование - Погашение долга + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств = Дефицит.

Дефицит можно определить так же, как сумму доходов и полу­ченных официально трансфертов, минус сумма расходов и креди­тование минус погашение.

Результатом финансирования расходов бюджета являются из­менение обязательств по кредитам и изменение суммы долга. По источникам финансирования оно бывает внешним и внутренним.

Формами финансирования государственного бюджета являют­ся: выпуск и размещение государственных казначейских обяза­тельств (ГКО), займы у банков и международных финансовых организаций, займы, полученные от других уровней власти или от государственных внебюджетных фондов, займы от иностранных правительств.

Изменение остатков средств на счетах бюджета и изменение запасов золотовалютных резервов правительства, управление которыми осуществляет Минфин РФ, являются специфическими формами финансирования.

Общий объем финансирования складывается из суммы показа­телей внутреннего и внешнего финансирования. Показатель внут­реннего финансирования включает займы ЦБ РФ, займы других банков, займы государственных внебюджетных фондов, займы дру­гих уровней власти, выпуск и размещение государственных казна­чейских обязательств и других государственных ценных бумаг, из­менение остатков средств на счетах бюджета, изменение золотова­лютных резервов. Внешнее финансирование складывается за счет займов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм.

В случае превышения доходов бюджета над его расходами (профицита бюджета) имеет место отрицательная сумма финансиро­вания, что находит свое выражение в приросте остатков средств на счетах бюджета и в приросте золотовалютных резервов и умень­шении государственного долга. В противном случае при дефици­те государственного бюджета сумма финансирования положитель­ная, наблюдается уменьшение остатков средств на счетах бюдже­та и золотовалютных резервов, государственный долг растет.

Внутреннее финансирование отражает все операции по финан­сированию государственного бюджета со стороны учреждений государственного управления и резидентов данной страны (пред­приятий, учреждений управления, частных лиц и т.д.). К внутрен­нему финансированию относятся: изменение резервов националь­ной валюты; депозитов, хранящихся в финансовых учреждениях — резидентах данной страны; выпуск ценных бумаг резидентами дан­ной страны (используемых учреждениями управления с целью уп­равления ликвидностью).

К внешнему финансированию относятся все операции, осуще­ствляемые нерезидентами данной экономики, в том числе торгов­ля государственными ценными бумагами (между резидентами и нерезидентами). Здесь же отражаются все изменения в государ­ственных валютных резервах, а также в объеме депозитов финан­совых учреждений-нерезидентов и в резервах ценных бумаг (об­разуемых в результате финансовых сделок), эмитентами кото­рых являются организации-нерезиденты.

Кроме того, в международной статистике государственных финансов операции финансирования государственного бюджета классифицируются по типу долгового обязательства, что позво­ляет получить информацию о способах финансирования дефици­та государственного бюджета либо распределения образовавшихся финансовых ресурсов при превышении доходов над расходами. В этом случае во внутреннем и внешнем финансировании, составля­ющих общее финансирование, выделены следующие позиции: дол­госрочные облигации (свыше года); краткосрочные облигации и векселя (до года); долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям; краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к дру­гим категориям; прочие обязательства; изменения в объемах на­личных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназ­наченных для управления ликвидностью.

Совокупные долговые обязательства государства показывают­ся в разделе «Государственный долг». Государственный долг — это неоплаченная сумма официально признанных прямых обяза­тельств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и «остальным миром», возникшая в резуль­тате их операций в предыдущие периоды. Обязательства должны быть погашены посредством операций учреждений государствен­ного управления в будущем или переоформлены в бессрочный долг.

Обслуживание государственного долга происходит посред­ством выплаты процентов и/или погашения основной суммы дол­га. В составе государственного долга должны быть отражены бессрочные обязательства, по которым выплачиваются только проценты, а также любые беспроцентные обязательства, если дей­ствует требование о выплате основной суммы долга.

Государственный долг разделяется на внутренний и внешний. Классификация государственного долга по типу держателей дол­говых обязательств представлена на рис.

Рис. Классификация государственного долга по типу держателей долговых обязательств

В качестве дополнительных могут выступать классификации непогашенного долга по секторам и подсекторам экономики, типу долгового обязательства.

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих де­фицит государственного бюджета; анализ источников финансиро­вания государственного бюджета и т.д.

Временной анализ показателей государственного бюджета пред­полагает построение динамических рядов. При этом принципиаль­ным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюд­жетных показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку бюд­жетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпе­вает более или менее существенные изменения. Сопоставимость уров­ней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и рас­ходов государственного бюджета за предшествующие годы соглас­но действующей в данный момент классификации (т.е. той, на основе которой осуществлена группировка данных за последний год, вклю­ченных в рассматриваемый ряд динамики). Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики бюджетных показате­лей в последнее время являются также меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопостави­мость данных можно либо путем замены абсолютных показателей государственного бюджета относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каж­дого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюд­жета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о струк­турных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.

Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета. Показатели дефицита государственного бюджета характеризу­ют результаты финансовой деятельности государства. Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с пока­зателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является ха­рактеристикой финансового положения страны. Если отношение бюджетного дефицита к показателю ВВП не превышает 3%, финан­совое положение страны считается нормальным.

В целях характеристики масштабов перераспределительных про­цессов в стране посредством государственного вмешательства рассчи­тывают отношение доходов государственного бюджета к уровню ВВП.

Статистические данные о государственном бюджете позволя­ют анализировать величину задолженности по налоговым плате­жам, а также недоимки по отдельным видам налогов.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относитель­ных величин динамики), позволяющих сделать вывод об интен­сивности изменения показателей во времени. Кроме того, исчис­ляются темпы прироста показателей.

В отдельных случаях возникает необходимость установить тен­денцию изменения отдельных показателей государственного бюд­жета во времени. В этом случае прибегают к аналитическому вы­равниванию ряда динамики бюджетных показателей.

Важной задачей статистики государственного бюджета явля­ются изучение и анализ закономерностей формирования и расхо­дования средств государственного бюджета на всех уровнях бюд­жетной системы.

К факторам, влияющим на уровень доходов государственного бюджета, можно отнести следующие важнейшие макроэкономи­ческие показатели:

• объем валового внутреннего продукта;

• объем использованного национального дохода;

• объем налоговых поступлений в государственный бюджет и т.д. К числу факторов, существенно влияющих на изменение объе­ма налоговых доходов государственного бюджета, относится из­менение налоговых ставок и величины налоговой базы.

Таким образом, абсолютное изменение объема налоговых от­числений по одному виду налога в отчетном периоде по сравне­нию с базисным за счет двух факторов (изменения объема нало­говой базы и изменения налоговой ставки) может быть исчисле­но по формуле:

DНО=НО1-НО0 = DНОНС+DНОНБ,

где DНО — абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным;

НО0 и HO1 — объем налоговых отчислений в базисном и отчетном периодах;

DНОНС — абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой ставки;

DНОНБ — абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой базы.

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений за счет изменения величины налоговой ставки исчисляется по формуле:

DHOНС = (HC1-HC0)×HБ1.

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений за счет изменения величины объема налоговой базы:

DНОНБ=(НБ1-НБ0)×НС0,

Доля дополнительных отчислений в бюджет определяется по формулам:

а) за счет изменения налоговой ставки

б) за счет изменения объема налоговой базы

Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансиро­вания и определение роли каждого источника в покрытии дефи­цита государственного бюджета. В 1997 г. внутреннее финансиро­вание составило 46,2% уровня общего финансирования, а внеш­нее финансирование — 56,4%. Подавляющая часть внутреннего финансирования осуществлялась за счет государственных казна­чейских обязательств. Кредиты международных финансовых орга­низаций составили 26,8%, а кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм — 30,6%.

Система показателей, характеризующих развитие экономики, включает результаты деятельности на всех уровнях производства. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения и других хозяйствующих субъектов, а также в разрезе секторов отраслей и экономики в целом.

Система статистических показателей необходима для достовер­ной оценки результатов функционирования и прогнозирования дальнейшего развития экономики страны.

Показатели результатов функционирования экономики в целом на макроуровне принято называть макроэкономическими показате­лями. Они определяются на основе системы национальных счетов (СНС) и характеризуют различные стадии экономической деятель­ности: производство товаров и услуг, образование и распределение доходов и их конечное использование.

Стадия производства характеризуется следующими показателями: валовой выпуск (ВВ), промежуточное потребление (ПП), валовая добавленная стоимость (ВДС) и валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой выпуск — это суммарная стоимость всех произведен­ных товаров и услуг за год в экономике, имеющих рыночный и не­рыночный характер.

Товары и услуги оцениваются по основным ценам, т.е. ценам, по которым они продаются, поэтому валовой выпуск в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.

Промежуточное потребление определяется как стоимость това­ров и рыночных услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (аморти­зация) не входит в промежуточное потребление.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) исчисляется на уровне от­раслей экономики как разность между валовым выпуском товаров, услуг и промежуточным потреблением. Термин «валовая» означает то, что показатель включает потребленную в процессе производст­ва стоимость основного капитала.

В системе национальных счетов валовая добавленная стоимость оценивается в основных ценах, т.е. в ценах, включающих субсидии на продукты, но не включающих налоги на продукты.

Налоги на продукты включают платежи, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг:

налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и др. На­логи на импорт — это налоги на импортируемые товары и услуги.

Термин «чистые» налоги на продукты и импорт (ЧНП) и (ЧНИ) в данном случае означает, что налоги показаны за вычетом соот­ветствующих субсидий.

Субсидии (С) — текущие некомпенсируемые выплаты из феде­рального бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида продукции или услуг.

ВДС (в основных ценах) = (ВВ - ПП) - косвенно измеряемые услуги финансового посредничества.

ВДС (в рыночных ценах) = ВДС (в основных ценах) + ЧНП + ЧНИ,

ЧНП=НП-С,

ЧНИ = НИ-С,

где ЧНП, ЧНИ — чистые налоги на продукты и импорт,

НП и НИ — налоги на продукты и импорт,

С — субсидии.

Валовой внутренний продукт (ВВП) является основным эконо­мическим индикатором в зарубежной и отечественной статистике. ВВП — показатель стоимости товаров и услуг, созданной в резуль­тате производственной деятельности институциональных единиц на экономической территории данной страны, как правило, за год.

Существуют три способа расчета ВВП, характеризующие каждую из трех фаз процесса производства:

производственный ВВП (на стадии производства);

распределительный (ВВП на стадии образования первичных доходов);

по элементам конечного использования (ВВП на стадии конечного использования).

Основными способами выступают производственный и по элементам конечного использования. Распределительный метод определения ВВП получил наименьшее распространение в статистической практике из-за особенностей своего расчета.

ВВП на стадии производства рассчитывается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей и секторов экономики в ры­ночных ценах (включая налоги на продукты и импорт без НДС), или как разность между валовым выпуском товаров и услуг (ВВ) в целом по стране, с одной стороны, и промежуточным потреблением (ПП) – с другой стороны:

ВВП = ВВ – ПП

ВВП в основных ценах = S ВДС в основных ценах.

При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. в ценах, не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты (ЧНП) и импорт (ЧПИ):

ВВП = S ВДС + ЧНП + ЧНИ.

Производственный метод расчета ВВП имеет важное значение в анализе результатов функционирования экономики в целом и ее отдельных секторов. Он позволяет оценить вклад каждой отрасли, сектора экономики в создание конечного продукта, отразить отраслевую структуру и характер развития экономики.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный по элементам конечного использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление (КП), валового накопления (ВН) и чистого экспорта (ЧЭ):

ВВП = КП + ВН + ЧЭ.

Конечное потребление продуктов и услуг складывается из рас­ходов на конечное потребление домашних хозяйств, государствен­ных учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих до­машние хозяйства.

Валовое накопление рассчитывается как сумма валового накоп­ления основного капитала, изменения запасов материальных обо­ротных средств и чистого приобретения ценностей. Прирост основ­ного капитала приравнивается к общему объему капитальных вло­жений за счет всех источников финансирования.

Чистый экспорт товаров и услуг рассчитывается во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом и включает в себя оборот российской торговли со странами как дальнего, так и ближ­него зарубежья.

Данный метод расчета ВВП отражает структуру его использования, роль ВВП в удовлетворении потребностей конечных потребителей и в увеличении национального богатства страны.

Для оценки качества расчетов, проводимых в СНС, используют специфический показатель — статистическое расхождение между произведенным и использованным ВВП. Он показывает расхождение между объемами ВВП, рассчитанными различными способами: на стадии производства и на стадии использования. Расхождение может возникнуть из-за многих объективных и субъективных причин. К основным причинам возникновения статистического расхождения относятся: недостаток необходимой информации, определенные ме­тодологические неточности, связанные с переходным характером со­временной российской экономики и общей незавершенностью сис­темы национальных счетов. В международной практике принято счи­тать допустимым уровнем погрешности статистическое расхождение, составляющее не более 5% ВВП.

Метод формирования ВВП по источникам доходов (распределительный метод) является одним из трех методов исчисления ВВП, применяемых Госкомстатом России в рамках расчетов по СНС. Однако он не является основным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, ряд показателей (в частности, валовые смешанные доходы) исчисляется балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

Данный метод используется Госкомстатом России только для анализа стоимостной структуры ВВП по доходам, а не для определения его номинального объема и динамики.

Стадия образования доходов в СНС характеризуется следующи­ми показателями:

• оплата труда наемных работников (ОТ);

• налоги на производство и импорт (включая налоги на продук­ты) (НП);

• другие налоги на производство (ДНП);

• субсидии на производство и импорт;

• валовая прибыль экономики / валовой смешанный доход (ВПЭ / ВСД).

Таким образом, ВВП на стадии образования доходов равен сумме:

ВВП = ОТ + ЧНП + ЧНИ + ДНП + ВПЭ / ВСД.

Валовая прибыль экономики (ВПЭ) — макроэкономический по­казатель, характеризующий превышение доходов над расходами, которые предприятия имеют в результате производства до вычета явных или скрытых процентных издержек, арендной платы или других доходов от собственности.

Показатель ВПЭ рассчитывается балансовым путем и определя­ется как валовая добавленная стоимость (ВДС) за вычетом оплаты труда наемных работников (ОТ) и других чистых налогов на производство (ДЧНП):

впэ = вдс – от - дчнп.

Чистая прибыль экономики (ЧПЭ) — это показатель макроэко­номической прибыли в СНС, который рассчитывается путем вычитания потребления основного капитала (ПОК) из валовой прибыли экономики:

ЧПЭ = ВПЭ - ПОК.

Индекс-дефлятор ВВП — отношение ВВП измеренного в текущих ценах к объему ВВП, исчисленного в постоянных ценах базисного периода. Индекс-дефлятор ВВП рассчитывается по структуре веса отчетного периода, характеризует среднее изменение цен на добав­ленную стоимость, созданную во всех отраслях экономики (включая рыночные и нерыночные услуги), и чистых налогов на продукты и импорт.

Для обобщающей характеристики экономики региона рассчиты­вается показатель валовой региональный продукт (ВРП). Расчеты ВРП осуществляются производственным методом как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной на территории региона за определенный период.

Валовой национальный доход (ВНД) равен сумме ВВП в рыноч­ных ценах плюс доходы от собственности, полученные от «осталь­ного мира», минус соответствующие им потоки, переданные «осталь­ному миру».

Чистый национальный доход (ЧНД) в рыночных ценах получа­ется в результате вычитания потребления основного капитала (ПОК) из валового национального дохода:

ЧНД = ВНД - ПОК.

Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в ре­зультате его физического и морального износа, случайных повреж­дений.

Располагаемый доход образуется в результате распределения и перераспределения доходов и предназначен для конечного потреб­ления и сбережения.

Располагаемый национальный доход (РНД) в рыночных ценах представляет собой ЧНД плюс чистые текущие трансферты из-за гра­ницы (т.е. дарения, пожертвования, гуманитарная помощь, а также аналогичные перераспределительные поступления из-за границы за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за границу).

Валовой располагаемый доход (ВРД) равен ВНД в рыночных ценах плюс (минус) текущие трансферты, полученные от «остального мира» и переданные «остальному миру».

Чистый располагаемый доход (ЧРД) представляет собой разность между ВРД и потреблением основного капитала (ПОК):

ЧРД = ВРД - ПОК.

Сбережение — часть ВРД, которая не входит в конечное потреб­ление товаров и услуг. В экономическом смысле она соответствует сложившемуся в отечественной практике показателю «Накопление». Сбережение определяется как разность между суммой текущих до­ходов и расходов.

Валовое сбережение (ВС) — сбережение до вычета потребления основного капитала, равное сумме валовых сбережений всех секто­ров экономики.

Валовое накопление в целом по экономике включает валовое на­копление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: