Эволюция понятия сущности государства

Понятие сущности государство претерпело множество изменений со времен Древней Греции и Рима, где наука о государстве достигла наивысшего расцвета в Древнем мире.

Выдающийся мыслитель античности Платон в своих произведениях «Государство» и «Законы» разработал знаменитую модель идеального государства. Формой правления в таком государстве была аристократия – «справедливая власть меньшинства». Всеобщность государственный принцип - свобода государства в отношении к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение[27]. В основу возникновения государства была положена идея разделения труда.

Взгляды Аристотеля на государство изложены в трактате «Политика». Он считал, что государство берёт свое начало от семьи, поскольку всякий человек стремится к совместному жительству. Все формы государства он разделял на правильные и неправильные. Правильными он считал те государства, истинная цель которых состоит в общем благе, а к неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Политический идеал Аристотеля – государство, в котором только закон есть сила. Целью такого является объединение и выражение интересов, как богатых, так и бедных слоев общества.

Взгляды древнеримского мыслителя Марка Туллия Цицерона отражены в работах «О государстве» и «Законы». Согласно Цицерону, каждый человек имеет природную приверженность к общению, именно это является причиной образования государства, так как люди стремятся упорядочить это общение, взаимодействуя через государство.

«Итак, государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Первой причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе. Ибо человек не склонен к обособленному существованию и уединенному скитанию, но создан для того, чтобы даже при изобилии всего необходимого не удаляться от подобных себе <…>»[28].

Лучшей формой государства он считал монархию: «Но если бы понадобилось выбирать какой-нибудь один строй в чистом виде, то я бы одобрил царскую власть [и поставил бы ее на первое место]. [Если говорить о видах власти], названных здесь, то имя царя напоминает мне как бы имя отца, заботящегося о согражданах, как о своих детях, и охраняющий их <...>.»[29]

В средние века учение об общественном и государственном устройстве развивали Августин Аврелий и Фома Аквинский.

В наиболее общем определении, данным Августином Аврелием «государство выступает в виде согласного множества людей, связанных общностью единых законов, а сущность государства раскрывается через наличие политического, т. е. властно-принудительного, управления обществом. Необходимость такого управления Августин обосновывает заповедью любви к ближнему»[30].

Под назначением государства Августин понимает не только деятельность, обеспечивающую материальные аспекты человеческого существования, но и обязанность государства гарантировать духовное благополучие сообщества. Именно на этом учении основывается идея о господстве духовной власти над светской, церкви над государством.

Согласно учению Фомы Аквинского, Бог – создатель и правитель государства, а само оно есть «некая часть универсального порядка»[31]. Главная цель государства состоит в том, чтобы обеспечить условия для достойной жизни граждан, дать основу для морального и умственного развития.

Никколо Макиавелли сыграл значительную роль в развитии науки о государстве в эпоху Возрождения. Сочинения Макиавелли положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. Он рассматривал государство как некое отношение между государством и подданными, которое опирается на страх и любовь последних. Основной задачей государства он считал обеспечение безопасности личности и незыблемости собственности. Макиавелли отдает предпочтение смешанной форме государства, в которой бы сочетались элементы нескольких форма правления, взаимно дополняя друг друга.

В новое время философия права и государства обязана своим развитием плеяде таких мыслителей, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М.Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.

Англичанин Томас Гоббс является основоположником идеи общественного договора. Политика и её носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путём договорённости между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Роль государства – обеспечение мира и защиты своих граждан. Главная причина возникновения государства – это потребность людей в мирном сожительстве.

Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Иммануила Канта является родоначальником классической немецкой философии, он внёс огромный вклад в развитие теории права. Кант трактовал государство как политическую общность, объединение или союз людей. Он считал, что государство – это «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой».

Гегелевское понимание государства основывается на его обшей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает»[32].

В XX веке огромный вклад в развитие науки о государстве и праве внесли Карл Маркс и В.И. Ленин. Они определяли государство с точки зрения неизменной классовой природы. Государство в их понимании – это машина для угнетения одного класса другим, возникшая в результате раскола общества на противоположные, непримиримые классы, причем государство поддерживает интересы экономически господствующего класса и, тем самым, этот класс получает ещё и политическое господство, а также приобретает новые средства и возможности угнетения эксплуатируемых классов.

Сегодня же классы как социальные группировки человечества во многих случаях постепенно начинают утрачивать свои всепроникающие, детерминирующие государственную власть способности[33]. Прежде всего это касается развитых стран Запада, применимо к ним марксистский подход к сущности государства требует глубокого переосмысления.

Можно рассматривать сущность государства с разных сторон - философской, социологической, исторической и др., выделяя лишь некоторые аспекты государства, но невозможно сформулировать универсального и полного определения сущности государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: