Выводы и предложения

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики. [19,С.9].

В ближайшее время для реализации задачи, поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах для ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму не нефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а не нефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП[19,С.14].

По прогнозу Министерства финансов РФ доходы федерального бюджета России от нефтегазового сектора уменьшатся почти втрое к 2023 году, нефтегазовые доходы бюджетной системы уменьшатся с 8,8 процента от ВВП в 2007 году до 3,1 процента от ВВП в 2023 году. Это будет происходить в основном из-за массового вывода старых месторождений из эксплуатации.

По оценке Минфина, на уменьшение доходов бюджета будут влиять не цены на нефть, а падение доли нефтегазового сектора в ВВП. Как ожидается, эта тенденция не изменится, даже если цены на нефть будут держаться в пределе от 120 до 150 долларов за баррель. При этом в целом, по расчетам Минфина, доходы федерального бюджета снизятся с 23,6 процента от ВВП в 2007 году до 12,9 процента от ВВП в 2023 году. [19,С.9 ].

На сокращение нефтегазовых доходов также будет влиять увеличение необлагаемого минимума при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. С 2009 года необлагаемый НДПИ минимум будет увеличен с 9 до 15 долларов за баррель нефти. Кроме того, возможность применения понижающего коэффициента при добыче нефти на месторождениях с высокой степенью выработанности, а также расширение списка территорий, добыча на которых подпадает под налоговые каникулы, также отрицательно скажется на нефтегазовых доходах бюджета. [19,С.10].

Большую озабоченность вызывают национальные фонды. Те доходы, которые мы, возможно, получим от увеличения цены на энергоресурсы, будут пущены на снижение дефицита.

Дополнительные доходы, если такие появятся в текущем и следующем годах, позволят нам меньше, чем сейчас запланировано, потратить существующие резервы. С чем мы пришли к началу года? Объем Резервного фонда - 4,6 трлн, рублей. Объем Фонда национального благосостояния - 2,8 трлн, рублей. За 2009 год при существующем объеме дефицита бюджета от Резервного фонда осталось около 1,8 трлн рублей, а в 2010 году его остатки полностью направляются на дефицит. Более того, в 2010 году впервые "распечатан" Фонд национального благосостояния. По прогнозу, из этого фонда в 2010 году будет использовано 380 млрд, и в принципе такими темпами этого фонда за 3-4 года может не стать. Поэтому речь идет не о направлении дополнительных доходов в резерв, а о том, что они помогли бы нам так быстро не тратить резервы.[19,с.11]

В законе "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов" федеральный бюджет в течение всех последующих трех лет планируется с дефицитом, при этом обе финансовые "подушки" в это время будут неуклонно сдуваться. Резервный фонд в 2010 году планируется в размере 1 трлн 789,2 млрд рублей, в 2011 году - 48,8 млрд рублей, в 2012 году - 48,8 млрд рублей. Фонд национального благосостояния составит в 2010 году 2 трлн 812,9 млрд рублей, в 2011 году - 2 трлн 564,2 млрд рублей, в 2012 году - 1 трлн 815,8 млрд рублей. [4,С.94].

Между тем, предполагалось, что при благоприятном развитии макроэкономической ситуации Резервный фонд с 2011 года начнет восстанавливаться.

Сейчас стало очевидно, что правительство на это совершенно не рассчитывает - Резервному фонду неоткуда ждать поступлений как минимум до 2013 года. Но если конъюнктура рынка чудесным образом облагодетельствует бюджет, для того, чтобы возобновить пополнение суверенных фондов ранее 2013 года, придется вновь пересматривать законодательство.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 2009. - 21 января.

2. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. - Ст. 3823.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. - Ст. 3824.

4. Федеральный закон РФ от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - №31. - Ст. 3721.

5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. -№31. - Ст. 2461

6. Российская Бизнес-газета № 68 от 12 октября 2007 г. Тезисы доклада министра финансов РФ А. Кудрина// «Социально-экономическое развитие России: новые рубежи».

II. Специальная литература:

7. Акперов И.Г. Казначейская система исполнение бюджета в РФ. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-213с.
8. Александров И.М. Финансовая система РФ.- М.: Финансы и статистика,2006-.М.:Юрайт,186с.
9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.- М, «Дашко и Ко»,252с.

10. Бункина М.К., Семенов АМ. И В.А. Макроэкономика, 3-е изд.,2009. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,512с.

11. Врублевская О.В Бюджетная система Российской Федерации: Учебник// 2-е изд.- М.: Юрайт, 2007,-315с.;

12. Вышегородцев М.И. Управление бюджетом. – М.: «Дело и Сервис»,2009.- 218с.

13.Гришин, В.И. О федеральных целевых программах регионального развития //- М.-Финансы. - 2008. - №4. – С.212.

14. Галаева Е.В., Корсакова А.А., Назаров Е.В. Макроэкономика. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права,-М, 2008. -267с.

15.Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашко и Ко», 2004.-275с.

16. Романовский М.В., проф. О.В. Врублевская, проф. Б.М.Сабанти. Финансы.-2-е издю, перераб. и доп.-М.: Юрайт-Издат,2009.-462с.

17. Токарев И.Н Государственный бюджет: его структура и основные принципы построения., М.: «Дашко и Ко»,,2007.- 325с.

18. Стратегия развития государства на период до 2010 года // Российский экономический журнал. - 2009 - №1. – С.42-47.

19) www1.minfin.ru;

20) www.nalog.ru;

21) www.eeg.ru;

22) www.budgetrf.ru;

23) www.bujet.ru;

24) www.gks.ru;

25) www.roskazna.ru.


Приложение 1

Рис.4. Порядок формирования и использования нефтегазовых доходов

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: