Маленький царь Петр на всю жизнь запомнил, как московские стрельцы штурмовали царский дворец и скидывали на копья близких ему людей. Многие из стрельцов крестились двумя перстами. С тех пор «старина» — «раскол» — «бунт» стали для Петра одинаковыми понятиями.
Раскол и впрямь был бунтом «старинной Московии» против разных заграничных новшеств. Самый знаменитый расколоучитель XVII в. протопоп Аввакум заявил об этом прямо: «Ох, бедная Русь! Что это тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступков?»
Сам Аввакум явился своеобразным зеркалом конца XVII в. Личность его настолько сильна, своеобразна, что нельзя не упомянуть о протопопе, рассказывая о бунташном веке.
Родился Аввакум, как и Никон, в нижегородской земле, в 1620 или в 1621 г. Отец его, житель села Григорова, ничего не внес в воспитание сына, ибо был постоянно «прилежаще пития хмельного». Но мать Аввакума, Марья, была женщиной неординарной: умна, грамотна, любила книги и отличалась благочестием, что ее дети и унаследовали.
|
|
Аввакум поражал односельчан «книжностью» и аскетичностью. Себя он желал посвятить служению богу. В 1641 г. он женился на религиозной не менее его односельчанке Настасье Марковне и был рукоположен в дьяконы, а в 1643 г. стал попом в селе Лопатицах.
Аввакум весь отдался делу. Ревностно проповедовал, учил селян «праведной жизни», обличал нехристианское поведение и грехи окружающих, не взирая на лица. Как у всякого яркого человека, у Аввакума образовался круг учеников, последователей. Однако многим из детей боярских «во все сующийся поп» был как кость в горле.
Аввакум поссорился с некими «начальниками». Те однажды его чуть «до смерти не задавили», потом стреляли в священника. Аввакум вынужден был бежать в Москву, где нашел добрый прием у земляка Ивана Неронова и царского духовника Стефана Вонифатьева. Эти духовные лица, близкие Алексею Михайловичу, помогли Аввакуму вернуться в Лопатицы победителем. Правда, он был вскоре изгнан вновь и с 1648 по 1652 гг. обретался в Москве, «трудясь» с прежними покровителями.
Патриарх Никон был когда-то близок «Вонифатьевскому кружку», но с началом своих реформ и «жестокостей» разошелся с духовником царя полностью. Аввакум вышел из народа и понимал православную веру по-народному, т.е. для него не существовало разницы между церковным обрядом и сущностью христианского учения. Аввакум увидел в мероприятиях Никона покушение на святая святых — на веру.
В 1652 г.Аввакум ненадолго покинул столицу. Его сделали протопопом г. Юрьевца. Но продержался он там лишь 8 недель. Местное население, раздраженное его проповедями, вынудило Аввакума бежать в Москву. Вот здесь и началось превращение навязчивого попа в боготворимого поклонниками защитника старой веры.
|
|
Аввакум и костромской протопоп Даниил пишут челобитную царю. Мягко они пытаются убедить Алексея в том, что реформы Никона «богомерзки». Аввакум выступает в храмах, на улицах, в боярских и купеческих палатах, хозяева которых противятся никонианству.
Уже в 1653 г. Аввакум попадает в темницу Андроньева монастыря, а потом отправляется в изгнание в Тобольск. В «сибирской столице» протопоп не унялся, и в 1655 г. его велели свезти еще дальше на р.Лену, а через год отправили в поход с Афанасием Пашковым в землю дауров. Были ли казаки Пашкова и сам Пашков равнодушны к старой вере или по иным причинам, но отношения Аввакума с первопроходцами не сложились. Как все, Аввакум терпел лишения, голод, но вдобавок «воевода-озорник» (по словам протопопа) часто срывал на нем гнев и однажды даже избил до потери сознания.
Московским друзьям Аввакума удалось исхлопотать ему прощение только в 1662 г. Аввакум поехал в Москву, а по дороге по городам и селам снова принялся проповедовать против «ереси Никона». Бояре-старообрядцы встретили протопопа в 1664 г. в столице «яко ангела». Милостиво принял и царь, поселил в Кремле на подворье Новодевичьего монастыря и, проходя мимо оконца аввакумовой кельи, всегда кланялся протопопу низко и просил благословить и помолиться за него.
Аввакум обнаружил в Москве перемены, которых, может, и не ждал. Он понял, что люди вонифатьевского кружка борются не с нововведениями Никона, а с самим Никоном. Лишь глава московских староверов — Иван Неронов, считает никонианство ересью, но борьба Неронова слабеет, ибо тот боится проклятия от вселенских православных патриархов. Несколько позже Неронов действительно отойдет от раскола.
Аввакум желает бороться не против Никона, а против никонианства. Начинается самая горячая пора в его жизни. Протопоп проповедует везде, пишет челобитные, сочиняет «беседы», наставляет староверов, сплачивает это социально разнообразное религиозное братство в общину, везде демонстративно крестится «не кукишем бесовским», а как испокон веков — двумя перстами, призывает на мученичество, непокорность и даже самосожжение во имя веры. Жена Аввакума, боярыня Морозова (Урусова), десятки безымянных юродивых раскольников, непокорных церкви попов и чернецов, Соловецкая обитель укрепляют раскол.
Царь и его окружение отшатываются от Аввакума. «Не любо им стало, как опять я стал говорить, — замечал протопоп. — Любо им, как молчу, да мне так не сошлось!»
В августе 1664 г. «огнеопального» протопопа повезли в ссылку в Пустозерск, но туда он не добрался, жил год в Мезине. Продолжал «говорить», и слова его слышала вся Россия. Многие простолюдины и люди знатные видели в нем уже живого святого мученика, и авторитет Аввакума рос.
В 1666 г. Аввакум и ряд других расколоучителей предстали на Священном Соборе в Москве. Их пытались образумить. Восточные патриархи обращались к Аввакуму: «Ты упрям, протопоп: вся наша Палестина, и сербы, и албанцы, и римляне, и ляхи — все тремя перстами крестятся; один ты стоишь на своем... так не подобает». «Вселенские учителя! — отвечал Аввакум, — Рим давно пал, и ляхи с ним же погибли, до конца остались врагами христиан; да и у вас православие пестро, от насилия турского Махмета немощны вы стали и впредь приезжайте к нам учиться; у нас божией Благодатью самодержавие и до Никона-отступника православие было чисто и непорочно!» И, явно издеваясь над вселенскими патриархами, Аввакум повалился у дверей палаты, заявив, что будет спать.
Аввакума расстригли и предали анафеме. Вместе со своими единомышленниками он через ледяные пустыни побрел в Пустозерск. Там он продолжал сочинять, докончил, в частности, свою автобиографию — «Житие протопопа Аввакума», произведение, написанное как житие святого и полемический памфлет одновременно, языком простым, грубым, но ярким и доходчивым до последнего нищего. Царя и Никона протопоп приравнивал уже к слугам антихриста, призывал не подчиняться властям, бежать в леса, горы, пустыни, сжигать себя с детьми и близкими, ибо близок конец света, грядет Страшный суд, а его надо встретить очищенным в пламени. Писал Аввакум и царям — Алексею, потом Федору, призывая вернуться к истинной вере. Так продолжалось до 1681 г.
|
|
14 апреля 1681 г. Аввакум, поп Лазарь, дьякон Федор, инок Епифаний как учителя раскола и «хулители царского дома» были сожжены на костре. Однако около 60 произведений Аввакума остались жить среди староверов и почитаются ими до сих пор.
§ 32. Народные восстания.
Справочный материал.
План.
I- Причины народного недовольства во II половине XVII в.
II. Городские восстания.
1. Городские восстания 1648—1650 гг. Соляной бунт в Москве.
2. Медный бунт в Москве.
Ш. Восстание Степана Разина.
1. Поход Василия Уса.
2. Поход «за зипунами» под предводительством Степана Разина (поход на Волгу и Яик, набег на Персию).
Царь Алексей щедро наградил стрельцов — в отличие от Соляного бунта, в бунте Медном ни один стрелец не участвовал, и подавляли стрельцы его с особым рвением.
Действия властей после бунта 1662 г. Медные деньги расстроили все торговое обращение страны. Выпутываясь из затруднений, казна усугубляла положение. Для получения иноземного серебра у купцов стали принудительно покупать вывозные товары: меха, поташ, пеньку, сало, мед. Платили им медяками. На остатки серебра купцы приобретали у иноземных гостей привозные товары (иноземцы отказывались брать медь), но русские покупатели могли предложить купцам за привозные товары лишь медные деньги. В итоге наше купечество оказалось и без реальных денег, и без товара. Все торговые люди оказались на грани разорения.
Казна, продавая экспортные товары, получила серебро. Царским указом запретили держать медные деньги. Монеты велели переплавить в вещи или обменять в казне. Меняли по курсу 5 серебряных копеек (а иногда и одна) за медный рубль.
|
|
Таким образом, русские подданные были обмануты правительством дважды: и при выпуске медных денег и при их запрещении.
Стоит ли удивляться, что век был «бунташным»?