Причины возникновения неврозов и основные методы вскрытия подсознания

Тема 3: Классические психоаналитические подходы в психологическом консультировании

Психоанализ — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом в конце XIX века, — развился из метода изучения и лечения ис­терических неврозов. В дальнейшем Фрейд создал общепсихо­логическую теорию, ставящую в центр внимания движущие си­лы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы.

Фрейд разрабо­тал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосре­дования отношения бессознательного с другими уровнями слу­жит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает об­ратный прорыв в сознание вытесненного содержания.

Но бессоз­нательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчаст­ных случаях, неврозах.

Осознание этого в процессе психоанали­тической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Развитие теории носило настолько инновацион­ный характер, что Фрейд долгое время был обречен на одино­чество в научных кругах. От появившихся впоследствии учени­ков он требовал безоговорочного следования собственной теории, вследствие чего произошел разрыв как научных, так и лич­ных контактов с такими его выдающимися учениками и со­трудниками, как Альфред Адлер и Карл-Густав Юнг.

Неоспоримым является тот факт, что именно в рамках пси­хоанализа сформировалась психотерапия как отдельный вид профессиональной деятельности.

Термин «психоанализ» сегодня относят (вслед за Фрейдом) и к теории развития личности, и к методу исследования, и к те­рапевтической процедуре.

Причины возникновения неврозов и основные методы вскрытия подсознания

Первоначально развитие невроза Фрейд представлял следую­щим образом.

Некоторые события человек воспринимает как психическую травму и из-за их болезненности не может пе­режить во всей полноте. Поэтому раздражение задерживается, и происходит «вщемление аффекта».

Для объяснения этого фе­номена Фрейд использовал понятие энергии. Задержанная энер­гия «вщемленных аффектов» не находит выхода, а попадает в те­ло, нарушая его функционирование. За счет этой энергии проис­ходит формирование симптомов в телесной области.

Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бессознательное, их место занимает симптом.

Симптом ино­гда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает пере­живание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявле­ния. При восстановлении событий прошлого высвобождаются вытесненные мысли и чувства, «вщемленные аффекты» разря­жаются и симптомы исчезают.

Невроз развивается, если в жизни взрослого появляется трав­мирующее событие. Причину травматизации Фрейд видел в том, что реальность, как ее представляет человек, не позволяет разря­дить накопленную энергию.

Следует отдать должное тому факту, что основы психоанали­тической техники, которые заложил Фрейд в своих работах более чем 100 лет тому назад, до сих пор являются основой психоанали­тической практики. Ничего принципиально нового в технику психоанализа за этот период времени, несмотря на огромное ко­личество работ, внесено не было.

Хотя в последние годы границы психоаналитических иссле­дований расширяются в области психологии, социологии и да­же истории, тем не менее теория и техника психоанализа бази­руются преимущественно на клинических данных, полученных при изучении неврозов. Поэтому, чтобы понять технику психо­анализа, необходимо ориентироваться в психоанали­тической теории неврозов.

Психоанализ утверждает, что причиной невроза является невротический конфликт между Ид и Эго.

Основной целью аналитической психотерапии является раз­решение невротического конфликта, то есть воссоединение бессознательного с сознательной частью Эго.

Пациента просят, сообразуясь с его способностями, постарать­ся вызывать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и по­рядка высказывать их врачу. Пациенту объясняют, что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными, неожиданными и т. п. Такой процесс свободной ас­социации облегчает выявление составляющих бессознательного. За­дача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти мысли и довести их истинный смысл до пациента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: