В той или иной степени обнаружение отсталости, существенно изменяющее характер обучения и жизни ребенка, может иметь место и при решении первых двух диагностических задач.
К сожалению, само понятие «умственная отсталость» однозначно не определено. Так, Н. Grossman (цит. по 2, с. 213) включает в него «...функционирование интеллекта на уровне значительно ниже среднего, сопровождающееся недостаточностью адаптивного поведения и проявляющееся в течение всего периода развития». По нашему мнению, умственно отсталым можно признать только такого ребенка, у которого «...стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга» [18, с. 12]. Причем, для этого необходим весь набор признаков, перечисленных в кавычках. Создавать внешнее впечатление отсталых могут дети с дефектом слуха, дети, ограниченные по болезни в общении и деятельной активности, живущие в иноязычной среде, педагогически запущенные дети. Таким образом, внешне наблюдаемое (и в том числе - регистрируемое интеллектуальными тестами) отставание в умственном развитии может иметь качественно различные причины.
|
|
Рис. 1. Структура психологических причин школьной неуспеваемости
Собственно умственная отсталость, обусловленная органическими поражениями мозга, требует клинико-психологических и медицинских средств диагностики. Временное отставание, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития в основном здорового ребенка, - объект диагностики и коррекционной работы школьного психолога [17, с. 43].
Перечисляя трудности в решении трех названных выше психодиагоностических задач, авторы Руководства отнюдь не собираются принижать возможности теста WISC. Более того, мы считаем, что сведение к минимуму элементов субъективизма со стороны экспериментатора, повышение надежности и достоверности результатов тестирования особенно важны при работе с детьми [14, с. 1538]. Тест WISC в достаточной мере отвечает этим требованиям. Однако, вместе с тем, специалист-диагност должен предельно отчетливо сознавать психологически сложный характер тех феноменов, которые он берется исследовать, знать границы применимости конкретных тестов и выносить суждения о результатах тестирования и умственном развитии ребенка и с подобающей корректностью, и строго в границах своей профессиональной компетенции.