Обнаружение умственной отсталости ребенка

В той или иной степени обнаружение отсталости, существенно изменяющее характер обучения и жизни ребенка, может иметь место и при решении первых двух диагностических задач.

К сожалению, само понятие «умственная отсталость» одно­значно не определено. Так, Н. Grossman (цит. по 2, с. 213) вклю­чает в него «...функционирование интеллекта на уровне значительно ниже среднего, сопровождающееся недостаточностью адаптив­ного поведения и проявляющееся в течение всего периода раз­вития». По нашему мнению, умственно отсталым можно признать только такого ребенка, у которого «...стойко нарушена познава­тельная деятельность вследствие органического поражения го­ловного мозга» [18, с. 12]. Причем, для этого необходим весь набор признаков, перечисленных в кавычках. Создавать внешнее впечатление отсталых могут дети с дефектом слуха, дети, огра­ниченные по болезни в общении и деятельной активности, живу­щие в иноязычной среде, педагогически запущенные дети. Та­ким образом, внешне наблюдаемое (и в том числе - регистрируемое интеллектуальными тестами) отставание в умственном раз­витии может иметь качественно различные причины.

 
 


Рис. 1. Структура психологических причин школьной неуспеваемости

Собствен­но умственная отсталость, обусловленная органическими пора­жениями мозга, требует клинико-психологических и медицинс­ких средств диагностики. Временное отставание, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями разви­тия в основном здорового ребенка, - объект диагностики и коррекционной работы школьного психолога [17, с. 43].

Перечисляя трудности в решении трех названных выше психодиагоностических задач, авторы Руководства отнюдь не соби­раются принижать возможности теста WISC. Более того, мы счи­таем, что сведение к минимуму элементов субъективизма со сто­роны экспериментатора, повышение надежности и достоверно­сти результатов тестирования особенно важны при работе с детьми [14, с. 1538]. Тест WISC в достаточной мере отвечает этим тре­бованиям. Однако, вместе с тем, специалист-диагност должен предельно отчетливо сознавать психологически сложный харак­тер тех феноменов, которые он берется исследовать, знать гра­ницы применимости конкретных тестов и выносить суждения о результатах тестирования и умственном развитии ребенка и с подобающей корректностью, и строго в границах своей профес­сиональной компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: