Состояние здоровья современных детей и подростков. Понятие о здоровьесберегающих технологиях в работе ОУ

Анализ состояния здоровья современных детей и подростков, который был проведен на основе многолетних наблюдений, говорит об увеличении в последнее время количества детей с различными заболеваниями и об увеличении количества заболеваний в период школьного обучения. На состояние здоровья влияют социально- экономические и экологические факторы, но от 20% до 40% негативных влияний на состояние здоровья, по мнению исследователей, связано именно со школой, в которой ребенок проводит до 70% времени бодрствования в течение 11 лет.

В конце 90-х г.г., по данным разных исследований, здоровыми оказались 5-25% школьников. В 1998 г. Минздрав России опубликовал следующие данные: в начальной школе учится 11-12% здоровых детей, в основной школе – 8%, в средней школе – 5%. Основными хроническими заболеваниями в 1 классе являются: ЛОР-заболевания, кариес, нарушения опорно-двигательного аппарата; в 10 классе - ЛОР-заболевания, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата. С 1 по 10 класс в 2 раза увеличивается количество сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЖКТ, зрения и слуха; в 5 раз – количество эндокринных заболеваний.

По данным Института возрастной физиологии РАО, количество заболеваний зрения и слуха увеличивается за годы школьного обучения в 5 раз, пищеварения – в 3 раза, психоневрологические отклонения – в 4 раза. При этом 79% детей школьного возраста имеют пограничные нарушения психического здоровья (неврозы и невротические реакции). В 1 класс приходит 20% детей с подобными нарушениями психического здоровья, а к концу первого класса таких детей – 70%.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН число здоровых дошкольников в последние годы уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Более 70% дошкольников и младших школьников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, пищеварение, аллергия), 50% страдают хроническими заболеваниями (опорно-двигательный аппарат, нервная система, дыхательная система, пищеварительная система, мочеполовая система, аллергия), 60% имеют физиологическую незрелость, 20% - дефицит массы тела; каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения, 60-70% - кариес.

При этом школьная документация не регистрирует реальную картину заболеваемости. Чем старше школьники, тем менее достоверные данные, т.к. дети не обращаются к врачу. В связи с большими школьными нагрузками переходят на образ жизни взрослых, копируя их пренебрежительное отношение к собственному здоровью: сбил температуру и пошел в школу, пришел больной, т.к. сегодня контрольная работа и т.д. И учителя, и родители, и дети знают, что здоровье надо беречь, но знание не переходит в убеждение. Забота о здоровье лишь декларируется. К людям, заботящимся о своем здоровье, часто негативно относятся в коллективе: думает только о себе, плохой работник, т.к. много болеет и т.д.

Данные приведенных выше исследований, заставили задуматься о здоровьесберегающих технологиях (ЗСТ) обучения. В России о них активно заговорили с начала века. ЗСТ – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая учитывает важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Основные направления ЗСТ:

1. рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями (новые санитарные нормы и правила обучения зарегистрированы в Минюсте и приняли силу закона с 01.09.03 г.);

2. рациональная организация двигательной активности учащихся (уроки физкультуры, динамические паузы в режиме школы, спортивно-массовая работа и т.д.)

3. рациональное питание учащихся;

4. система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (гигиеническое воспитание и обучение, бережное отношение к здоровью людей, учитель – пример отношения к здоровью);

Рекомендуемая литература

1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.

3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.

4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

Дополнительная литература:

1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.1178-02.-М.: МЗ РФ, 2003 г.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО,2002 г.

3. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. – Библиотечка журнала «Вестник образования России», М.: ПРО-ПРЕСС, 2003, №9 - 72с.


Тема 2: ПОНЯТИЕ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА

План:

  1. Понятие о росте и развитии организма.
  2. Закономерности роста и развития организма.
  3. Возрастная периодизация.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: