Логопед приглашает детей в кабинет и предлагает сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом.
Логопед. Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Корова с телятами и бык» и составим рассказ по ней. Но сначала послушайте рассказ Евгения Чарушина «Корова».
2. Чтение логопедом рассказа Е. Чарушина «Корова» и беседа по тексту. [Создание эмоционально положительного фона восприятия картины. Развитие диалогической речи.]
Логопед выразительно читает рассказ.
Логопед. Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.
— А что тебе, Пеструха, повкуснее жевать — простую зеленую траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку, а может, иван-да-марью? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
Логопед. О ком я прочитала рассказ?
Дети. Вы прочитали рассказ о корове.
Логопед. Как описывает корову автор рассказа? Какие у нее рога, бока, вымя? Что она делает?
1-й ребенок. У коровы крутые рога.
2-й ребенок. Толстые бока.
3-й ребенок. Вымя с молоком.
4-й ребенок. Она помахивает хвостом, мух отгоняет.
Логопед. Я думаю, вы хорошо представили, как Пеструха стоит на лугу и жует зеленую травку. А почему автор назвал ее Пеструхой?
Дети. Наверное, она пестрая, пятнистая.
3. Загадывание детьми загадок о домашних животных. [Развитие памяти, речевого слуха, мышления.]
Логопед достает и помещает на мольберт несколько картинок с изображениями домашних животных (корова, бык, теленок, лошадь, кот, собака).
Логопед. А теперь Настя и Ваня загадают нам загадки о домашних животных, которые они выучили дома, а вы эти загадки отгадаете. Картинки помогут вам отгадать загадки.
1-й ребенок.
Голодна — мычит.
Сыта — жует.
Малым деткам
Молока дает.
Дети. Это корова.
Логопед. Как вы догадались?
Д е т и. В загадке говорится, что она мычит и детям молока дает.
2-й ребенок.
Этот маленький ребенок
Спит без простынь и пеленок.
Под коричневые ушки
Не кладут ему подушки.
У него четыре ножки.
Он гуляет без пальто.
Он галошки и сапожки
Не наденет ни за что.
Он сказать не может: «Мама,
Есть хочу!» А потому
Целый день мычит упрямо:
«Му-у-у!»
Это вовсе не ребенок.
Это маленький... В. Бахревский
Дети. Теленок.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Он мычит упрямо, у него коричневые ушки, он маленький.
Логопед. Молодцы. Вы не только отгадали загадки, но и объяснили, как это сделали.
4. Рассматривание картины и беседа по ней. Составление описательных рассказов о животных и их детенышах по образцу. [Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания. Совершенствование умения задавать вопросы.]
Логопед помещает на мольберт картину и дает детям несколько минут для ее свободного рассматривания, а потом начинает беседу.
Логопед. Кого вы видите на картине?
Дети. Мы видим корову, телят и быка.
Логопед. Посмотрите на корову и послушайте мой рассказ о ней, а потом расскажите о телятах и быке. Слева на картине изображена черно-белая пятнистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.
Вы послушали мой рассказ. Сначала я сказала, какого цвета и размера корова, потом рассказала о некоторых частях тела коровы, затем — о том, что она делает. Расскажите по такому же плану о быке и телятах.
1-й ребенок. Рядом с коровой стоит маленький пятнистый теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.
2-й ребенок. Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки.
3-й ребенок. Справа на картине стоит большой коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует зеленую траву.
Логопед. Мне понравилось, как вы рассказали о телятах и быке. Теперь давайте расскажем о природе, которая окружает животных. Какой день изображен на картине? Какое время года? Каким кажется лес вдалеке? Какие небо и вода в озере? Какая трава на лугу?
4-й ребенок. Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо светлое, и вода в озере тоже светлая.
Логопед. Что еще вы видите на заднем плане картины?
1-й ребенок. Слева на берегу мы видим стога сена. А справа на заднем плане — коровник и изгородь вокруг него.
2-й ребенок. Там живут корова, телята и бык. А зимой их выпускают гулять в загон возле коровника.
Логопед. Вы рассмотрели картину и ответили на мои вопросы. Может быть, есть вопросы, которые вы сами хотите задать по картине?
3-й ребенок. Как вы думаете, на кого похож большой теленок?
Д е т и. Он похож на быка. У него даже есть белое пятно на лбу, как у его папы.
4-й ребенок. Мы видим на картине стога. А вы знаете, для чего нужно сено?
Дети. Это корм для коровы, быка и телят на зиму.
Логопед. Молодцы. Ваши вопросы были интересными, и вы правильно ответили на них. А теперь давайте отдохнем.
5. Физкультурная пауза «Я, младешенька, Буренушку пасу». [Координация речи с движением, развитие общей моторики.]
Логопед приглашает детей на коврик, предлагает им встать в круг и выполнить знакомое упражнение.
Я, младешенька, Буренушку пасу. Идут в хороводе.
Я с Буренушкой до вечера в лесу.
Я медведя повстречать боюсь, Меняют направление движения.
Я медведю низко в пояс Останавливаются лицом в круг.
поклонюсь:
Дедушко, Медведушко, Три раза низко кланяются.
Не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
Народная песенка
6. Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]
Логопед берет в руки мяч и предлагает детям поиграть в уже знакомую игру.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Чей, чья, чьё, чьи?» Я бросаю вам мяч и называю часть тела животного, вы ловите мяч и говорите, чья это часть тела. Хвост быка.
1-й ребенок. Бычий хвост.
Логопед. Голова лошади.
2-й ребенок. Лошадиная голова.
Логопед. Вымя коровы.
3-й ребенок. Коровье вымя.
Логопед. Рога барана.
4-й ребенок. Бараньи рога.
Аналогично образуются словосочетания: собачий язык, овечья шкура, козье вымя, кошачьи усы.
7. Коллективное составление плана рассказа по картине. [Развитие диалогической речи, мышления.]
Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту.
Логопед. Подумайте, с чего вы начнете рассказ: с описания животных или с описания природы, которая их окружает?
Дети. Лучше начать рассказ с описания природы.
Логопед. О ком вы расскажете потом?
Дети. Потом мы опишем корову, телят и быка, расскажем о том, что они делают.
Логопед. Чем можно закончить рассказ?
Дети. В конце можно рассказать о том, что понравилось на картине.
8. Рассказ по картине по частям несколькими детьми, потом — обобщающий рассказ одним ребенком. [Развитие связной речи. Совершенствование навыка составления рассказа по картине.]
Логопед дает детям одну-две минуты для подготовки к рассказыванию.
Логопед. Теперь давайте составим рассказ по картине. Сначала вы будете рассказывать по частям. Один из вас расскажет о природе, другой — о корове и телятах, третий — о быке, а четвертый повторит все целиком.
Трое детей составляют рассказ по частям, последний ребенок повторяет все целиком.