[Совершенствование навыка осознанного чтения слов с буквой Хх.]
Логопед встречает детей у дверей кабинета, здоровается с ними, приглашает пройти к магнитной доске, на которой закреплено изображение елочки. На елочке висят разноцветные шары. На каждом шарике написан слог (му, ха, Хом, ка, ха, та, тах, та).
Логопед. Подойдите к елочке. Снимите с нее по два слога. Садитесь за стол.
Дети выполняют задание.
Логопед. Теперь положите шарики на стол и выберите по два слога, из которых можно составить слово. Первый слог вашего слова должен быть написан на красном шарике, а второй — на синем.
Дети составляют, читают и объясняют слова: муха, Хомка, хата, тахта.
Логопед. Отлично! Вы очень хорошо справились с первым заданием. Сегодня мы продолжим разговор про новогодний праздник, будем играть и читать.
Логопед убирает плоскостные изображения шариков.
2. Игра «Украсим елки». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).1
|
|
Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображение еще одной елочки.
Логопед. Посмотрите на елки и сравните их.
Дети. Одна елка большая, а другая маленькая.
Логопед. Расскажите, какие эти елки. Каждый из вас должен составить одно предложение. Например: «Большая елка зеленая, а маленькая елочка зелененькая».
1-й ребенок. Большая елка пушистая, а маленькая елочка пушистенькая.
2-й ребенок. Большая елка колючая, а маленькая елочка колюченькая.
3-й ребенок. Большая елка душистая, а маленькая елочка душистенькая.
4-й ребенок. Большая елка мохнатая, а маленькая елочка мохнатенькая.
Логопед ставит на стол контейнер с плоскостными изображениями игрушек для большой и маленькой елок. Вешает большой красный шар на большую елку, а маленький красненький шарик на маленькую елочку.
Логопед. А теперь давайте украсим елку и елочку. Вы будете вешать большую игрушку на большую елку и маленькую игрушечку на маленькую елочку и составлять предложение. Например: «Я повесил на большую елку красный шар, а на маленькую елочку красненький шарик».
1-й ребенок. Я украсил большую елку большой голубой сосулькой, а маленькую елочку — маленькой голубенькой сосулечкой.
Аналогично составляют предложения остальные дети. Логопед оценивает работу детей.
3. Отгадывание загадки. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. Совершенствование навыка слогового анализаслов. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).]
Логопед убирает контейнер с плоскостными изображениями игрушек и маленькую елочку, а большую елку оставляет на доске.
|
|
Логопед. Эта елка поможет вам выполнить следующее задание — отгадать мою загадку.
Что это будет?
Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Подарки. Мерцанье цветных огоньков.
Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.
Пляски и песни. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему? В. Данько
Дети. Елка.
Логопед. Как вы догадались?
Дети дают подробное объяснение.
Логопед, А запомнили ли вы, о каких украшениях говорится в загадке? Перечислите их.
Дети. Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, огоньки, звезды, снежинки, флажки.
Логопед. Давайте разделим эти слова на слоги прохлопыванием. Сильный, ударный слог мы будем еще и протопывать.
Дети вместе с логопедом выполняют задание.
Логопед. Чудесно! А было ли среди названий украшений название, содержащее звук [х]?
Дети. Было. Это слово хлопушка.
Логопед. На каком месте в этом слове стоит звук [х]?
Дети. Звук [х] стоит в начале слова.
Логопед. Какие вы молодцы! Похлопайте себе.
Логопед убирает изображение елочки с магнитной доски.
4.Пальчиковая гимнастика «На елке». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Новогодний праздник».)]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Новогодний праздник».)]
Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже знакомые им упражнения. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.
6. Игра «Что везет лошадка?» [Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях.]
Логопед приглашает детей пройти на коврик и сесть по-турецки. Он помещает на коврограф, стоящий перед детьми, плоскостное изображение лошадки с тележкой, рассыпает на ковре предметные картинки.
Логопед. Давайте погрузим в тележку предметы, в названиях которых есть звук [ж], и составим об этом предложения. Я надеюсь, вы будете правильно произносить звук [ж].
Дети прикрепляют в тележку предметные картинки на «липучках» и комментируют свои действия.
1-й ребенок. Я погружу в тележку пружину.
2-й ребенок. Ая положу в тележку этажерку. (И т.п.)
Логопед оценивает работу детей и убирает игру с коврографа.
7. Упражнение «Помоги Хрюше». [Развитие навыков звукового анализа (определение места звука на фоне слова).]
Логопед раздает детям открытые буквари.
Логопед. Вы правильно определили место звука [х] в слове хлопушка. Посмотрите на правую страницу. Давайте поможем Хрюше увидеть предметы, в названиях которых есть этот звук, и определим его место в словах.
Дети находят на картинке и называют мухомор, хлеб, халат, петуха, муху, хлопушку, а потом определяют место звука [х] в словах.
8. Упражнение «Дорисуй картинку». [Развитие тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия.]
Логопед приглашает детей за стол, раздает недорисованные картинки (рис.27), ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на рисунок. Что хотел нарисовать художник?
Дети. Художник хотел нарисовать елку.
Логопед. Возьмите простые карандаши и дорисуйте вторую половину елки.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь цветными карандашами раскрасьте сначала игрушки, а потом и елку.
Эту часть задания дети могут доделать в вечерний отрезок времени. После завершения работы логопед предлагает детям оценить работу друг друга и выдает им наклейки за старание.
9. Пение песенки «Синий шар»1. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.
|
|
Логопед убирает картинки и контейнер с карандашами и предлагает детям пройти на коврик.
1 Гавришева Л. Б., Нцщева Н. В. Логопедические распевки.— СПб..ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1005.
Логопед. На прошлом занятии вы очень хорошо спели песенку про елочку. Давайте сегодня споем песенку «Синий шар». Старайтесь правильно произносить звуки, четко проговаривать слова, петь выразительно.
Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.
Синий шар купили Светке,
Вот какой красивый.
Он теперь висит на ветке
И похож на сливу.
Н. Нищева
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, рассказать о том, что им было особенно интересно делать. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.