Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». Совершенствование грамматическою строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, употребление существительных с предлогами). Совершенствование навыков чтения, звукового и слогового анализа слов. Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым слогом: полка, кровать, диван).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактильной чувствительности, координации речи е движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование. Наборное полото, магнитная доска, предметные картинки с изображениями мебели, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки, картинки «Помоги Пете» по числу детей, контейнер с карандашами, тетрадь № 2 по числу детей, игра «Разложи вещи».
|
|
Предварительная работа. Коллективное составление плана рассказа-описания мебели.
Ход занятия
1. Организационный момент. [(Развитие фонематических представлений (определение места звука в слове)]
Логопед приглашает детей в кабинетк столу и организует приветствие,
Логопед. Посмотрите на предметные картинки, которые лежат перед вами. Что на них изображено?
Дети. Мебель.
Логопед. Пусть сядут те дети, на картинках у которых мебель, название которой начинается со звука [к].
Садятся те дети, у которых на картинках нарисованы комод, кровать,
Логопед. Теперь сядут те дети, у которых звук [к] находится в середине названия мебели.
Садятся те дета, у которых на картинках нарисованы шкаф и полка.
Логопед. Молодцы!
2. Слоговое лото «Мебель». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Логопед отодвигает картинки на середину стола и добавляет к ним еще несколько картинок с изображениями мебели: дивана, буфета, кресла, тахты, стула, стола, пуфа, кушетки, качалки, табурета. Он предлагает детям назвать картинки, а потом раздает игровые поля для игры в лото (рас, 29).
Логопед. Выберите картинки с мебелью, в названии которой по сколько слогов, сколько точек нарисовано вкаждом квадрате вашего игрового поля. Закройте квадраты соответствующими картинками. Победит тот, кто первым выполнит задание.
Логопед следит за тем, как дети выполняют задание, и останавливает игру, если допущена ошибка. Играющий сам исправляет ошибку. Если он затрудняется, ему помогают другие дети. Логопед определяет победителя и награждает его наклейкой.
|
|
3. Игра «Помоги Пете», [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым
слогом: полка, кровать, диван),]
Логопед убирает лото и помещает на магнитную доску картинку.
Логопед. Расскажите, какая мебель стоит в Петиной комнате, Обязательно отметьте, что где стоит.
1-й ребенок. У окна стоит стол.
2-й ребенок. Возле стола стоит шкаф.
3-й ребенок. Перед шкафом стоит стул.
4-й ребенок. На шкафу стоит табурет.
1-й ребенок. За столом стоит кровать.
2-й ребенок. Посреди комнаты стоит кресло.
3-й ребенок. У стены стоит диван.
4-й ребенок. Над диваном висит полка.
Логопед. Великолепно! Это было очень трудное задание.
4. Упражнение «Раскрась картинку», [Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).)
Логопед раздает детям ксерокопии картинки «Помоги Пете» (рис.30),ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. А теперь возьмите простой карандаш и обведите на картинке любой из предметов мебели, а потом раскрасьте его.
Дети выполняют задание,
Логопед. Расскажите, какая мебель у вас получилась. Сначала подберите для ее характеристики слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Рассказывайте по плану, который вы составили с Ниной Николаевной.
1-й ребенок. Я раскрасила диван. Он новый, мягкий, удобный, полосатый. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На нем лежат подушки. На диване можно посидеть и почитать книгу.
Аналогично рассказы составляют все дети. Логопед предлагает определить лучшего рассказчика и награждает его наклейкой.
5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» [Развитие тонкой моторики, координации речи сдвижением, (Повторение, См. Занятие 1. Тема «Мебель».)]
Логопед приглашает детей выйти на коврик и предлагает им сделать пальчиковуюгимнастику.
6. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного произношения звука [р],]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике».
7. Упражнение «Повтори за мной». (Автоматизация правильного произношения звука (ж) в словах и предложениях с ним.]
Логопед предлагает детям вспомнить, как произносится звук [ж], и произнести вслед за ним предложения («Будем говорить правильно», стр. 36—37).
8. Упражнение «Разложи вещи». (Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [к] – [г] - [х]).]
Логопед вновь приглашает детей пройти на коврик и сесть по-турецки. Он помещает на коврограф плоскостные изображения шкафа для игрушек, полки и буфета, а на ковре рассыпает картинки с изображениями игрушечных гантелей, погремушки, гармошки, кувшина, стакана, чашки, хлеба и халвы.
Логопед. Посмотрите па картинки и назовите их.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь расположите вещи таким обратом: в шкаф — все предметы, в названиях которых есть звук [г], на полку — все предметы, в названиях которых есть звук [к], в буфет все предметы, в названиях которых есть звук [х].
Дети выполняют задание и комментируют свои действия. Логопед оценивает их работу.
9. Работа в тетради № 2. [Развитие навыка звуковою анализа слов.]
Логопед. Откройте Логопед приглашает детей за стол, раздает тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
|
|
Логопед. Откройте тетрадь. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в верхнем левом углу?
Дети. Это кастрюля и тарелка с ухой.
Логопед. Раскрасьте их.
Дети выполняют и это задание.
Логопед. Прочитайте слово рядом с картинкой.
Дети. Уха.
Логопед. Посмотрите на кружки, нарисованные под словом. Мы должны раскрасить их, нарисовать схему слова. Что обозначает первый кружок? Каким он будет?
Дети. Первый кружок обозначает звук [у]. Мы раскрасим его красным карандашом, потому что звук [у] — гласный.
Дети раскрашивают кружок.
Логопед. Что обозначает второй кружок? Каким он будет?
Дети. Второй кружок обозначает звук [х]. Мы раскрасим его синим карандашом, потому что звук [х] — согласный.
Дети раскрашивают кружок.
Логопед. Что обозначает третий кружок? Каким он будет?
Дети. Третий кружок обозначает звук [а]. Мы раскрасим его красным карандашом, потому что звук [а] — гласный.
Дети раскрашивают кружок.
Логопед. Молодцы Вы правильно нарисовали схему. Сколько звуков в слове уха?
Д е т и. В этом слове три звука.
Логопед. Сколько гласных в этом слове?
Дети. Два гласных.
Логопед. Сколько согласных в этом слове?
Дети. Один согласный.
Логопед. Отлично. Закройте тетради.
Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям рассказать о том, что им интересно было делать на занятии. Он положительно оценивает работу детей.