Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализации словаря по теме «Транспорт». Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов с различными приставками, простых предлогов). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Совершенствование навыка чтения слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие святой речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, дыхания, мышления, обшей моторики и координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, инициативности, доброжелательности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения, модуль с игрушками для дыхания, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки, плоскостные изображения паровозика и вагончиков, карточки с буквами, синие и красные магнитные кружки для звукового анализа, желтый магнитный квадрат, игра «Веселые гонки» (игровое поле и модели машинок), картинки для игры «Найди пару».
|
|
Предварительная работа. Разучивание песенки «Грузовик» с музыкальным руководителем. Изготовление бумажных самолетиков-оригами с воспитателем. Выполнение упражнения «Заведи мотор» на индивидуальных занятиях, с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. Пение песенки «Грузовик». [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле. Объявление темы занятия.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать в круг на ковре, включает магнитофон и вместе с ними поет песенку.
Логопед и дети.
Грузовик песок везет,
Удивляется народ:
«Вот так чудо-чудеса —
В нем песок под небеса».
2. Упражнение «Самолеты». [Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.]
Логопед раздает детям бумажные самолетики.
Логопед. А сейчас мы отправим вполет самолетики, которые вы сделали вместе с Любовью Ивановной. Положите самолетики на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.
Упражнение проводится 4—5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.
3. Игра «Помоги Пете». [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.]
Логопед приглашает детей занять места за столом и помещает на наборное полотно перед ними картинку (рис. 34)
|
|
Логопед. Посмотрите на картинку, расскажите и покажите нашему знакомому Пете, какой транспорт на ней изображен.
Дети па очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют изображенный на картинке транспорт. Логопед оценивает их работу.
4. Упражнение «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления.]
Логопед убирает картинку с наборного полотна.
Логопед. Теперь я хочу проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Я буду произносить названия транспорта, а вы — определять, какое из них лишнее. Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. Что лишнее? Объясните стой ответ.
Дети. Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолет, вертолет и космический корабль летают.
Логопед. Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? Объясните свой ответ.
Дети. Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка, катер и теплоход плавают по реке или по морю.
Логопед. Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее?
Дети. Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллейбус, такси и автобус — пассажирский,
Логопед. Молодцы. Вы дали очень хорошие объяснения. Похлопайте себе.
5. Упражнение «Заведи мотор» [Автоматизация изолированного произношения звука [р].]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками, раздает ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки.
6. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слов с буквой Ы, навыка звукового анализа слова из трек звуков.]
Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения паровозика и трех вагончиков
Логопед. Сегодня к нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте слово, которое привез поезд.
Дети. Дым.
Логопед. Сколько букв в этом слове?
Дети. Три буквы.
Логопед. А сколько звуков?
Дети. Три звука.
Логопед. Перечислите их по порядку.
Дети. [Д], [ы], [м]
Логопед. Давайте выложим схему этого слова.
Логопед ставит на стол контейнер с кружками.
Логопед. Каким кружком вы обозначите первый звук и почему?
Дети. Звук [д] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный.
Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под первый вагончик синий кружок.
Дети. Звук [ы] мы обозначим красным кружком, потому что он гласный.
Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под второй вагончик красный кружок.
Дети. Звук [м] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный.
Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под третий вагончик синий кружок.
Логопед. Сколько согласных звуков в слоне дым?
Дети. В этом слове два согласных звука,
Логопед. Сколько гласных звуков в слове дым?
Дети. Один гласный звук.
Логопед. Сколько слогов в слове дым?
Дети. В этом слове один слог.
Логопед помещает под схему слова один желтый квадрат.
Логопед. Запомните: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Затем логопед предлагает детям прочитать слова бык, дубы, коты, помещая буквы на вагончики поезда.
7. Упражнение «Теплоход». [Координация речи с движением.]
Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им образовать круг и сделать упражнение.
От зеленого причала Шаг вперед, руки опущены.
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два Два шага назад.
Он назад шагнул сначала.
А потом шагнул вперед. Два шага вперед.
Раз, два —
И поплыл, поплыл по речке. Руки вытянуты вперед и сомкнуты,
Набирая полный ход. движение по кругу мелкими шажками
В. Волина
8. Игра «Веселые гонки» (Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов с различными приставками, простых предлогов).]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними игровое поле — большой круг, на котором изображена трасса, раздает детям по одной модели легковых машин разных цветов.
|
|
Логопед. А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают самые разные действия.
Дети выполняют действия и комментируют их.
1-й ребенок. Моя красная машина выехала из гаража и по ехала по улице.
2-й ребенок. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину.
3-й ребенок. Моя зеленая машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста.
4-й ребенок. Моя желтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.
Логопед. Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах?
Дети. Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала.
Логопед. Правильно. И все эти слова образованы от слова ехать,
9. Игра «Найди пару». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.]
Логопед предлагает детям перейти за стол и помещает на магнитную доску восемь картинок: машина, колесо, паровоз, труба, самолет, крыло, вертолет, пропеллер.
Логопед. И последнее задание на сообразительность. Расставьте картинки парами и расскажите, почему вы так сделали. Составьте предложения со словами потому что.
1-й ребенок. Я взял машину и колесо, потому что у машины четыре колеса.
2-й ребенок. Я взяла паровоз и трубу, потому что у паровоза есть труба,
3-й ребенок. Я взяла самолет и крыло, потому что у самолета есть крылья,
4-й ребенок. А у меня вертолет и пропеллер, потому что пропеллер есть у вертолета.
Логопед. Вы отлично выполнили задание!
10. Окончание занятия [Оценка работы детей]
Логопед убирает картинки, предлагает детям перечислить понравившиеся игры и оценивает работу детей.