Занятие 3 2. Упражнение «Самолеты»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа­ции словаря по теме «Транспорт». Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов с различными пристав­ками, простых предлогов). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Совершенствование навыка чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие святой речи, ре­чевого слуха, зрительного внимания и восприятия, дыхания, мышления, обшей моторики и координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, инициативности, доброжелательности, навыков со­трудничества.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, магнито­фон, кассета с записью музыкального сопровождения, модуль с игрушками для дыхания, контейнер с ватными палочками, кон­тейнер для использованных инструментов, влажные гигиениче­ские салфетки, плоскостные изображения паровозика и вагончи­ков, карточки с буквами, синие и красные магнитные кружки для звукового анализа, желтый магнитный квадрат, игра «Веселые гонки» (игровое поле и модели машинок), картинки для игры «Найди пару».

Предварительная работа. Разучивание песенки «Грузовик» с музыкальным руководителем. Изготовление бумажных самолетиков-оригами с воспитателем. Выполнение упражнения «Заведи мотор» на индивидуальных занятиях, с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. Пение песенки «Грузовик». [Со­вершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле. Объявление темы за­нятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать в круг на ковре, включает магнитофон и вместе с ними поет песенку.

Логопед и дети.

Грузовик песок везет,

Удивляется народ:

«Вот так чудо-чудеса —

В нем песок под небеса».

2. Упражнение «Самолеты». [Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Логопед раздает детям бумажные самолетики.

Логопед. А сейчас мы отправим вполет самолетики, кото­рые вы сделали вместе с Любовью Ивановной. Положите самолетики на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы тру­бочкой, не надувая щек.

Упражнение проводится 4—5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.

3. Игра «Помоги Пете». [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед приглашает детей занять места за столом и помещает на наборное полотно перед ними картинку (рис. 34)

Логопед. Посмотрите на картинку, расскажите и покажите нашему знакомому Пете, какой транспорт на ней изображен.

Дети па очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют изображенный на картинке транспорт. Логопед оценива­ет их работу.

4. Упражнение «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мыш­ления.]

Логопед убирает картинку с наборного полотна.

Логопед. Теперь я хочу проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Я буду произносить названия транспорта, а вы — определять, какое из них лишнее. Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. Что лишнее? Объясните стой ответ.

Дети. Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолет, вертолет и космический корабль летают.

Логопед. Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? Объясните свой ответ.

Дети. Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка, катер и теплоход плавают по реке или по морю.

Логопед. Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лиш­нее?

Дети. Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллей­бус, такси и автобус — пассажирский,

Логопед. Молодцы. Вы дали очень хорошие объяснения. Похлопайте себе.

5. Упражнение «Заведи мотор» [Автоматизация изолированно­го произношения звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками, раздает ватные па­лочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним ка­санием палочки.

6. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слов с буквой Ы, навыка звукового анализа слова из трек звуков.]

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображе­ния паровозика и трех вагончиков

Логопед. Сегодня к нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте слово, которое привез поезд.

Дети. Дым.

Логопед. Сколько букв в этом слове?

Дети. Три буквы.

Логопед. А сколько звуков?

Дети. Три звука.

Логопед. Перечислите их по порядку.

Дети. [Д], [ы], [м]

Логопед. Давайте выложим схему этого слова.

Логопед ставит на стол контейнер с кружками.

Логопед. Каким кружком вы обозначите первый звук и по­чему?

Дети. Звук [д] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный.

Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под пер­вый вагончик синий кружок.

Дети. Звук [ы] мы обозначим красным кружком, потому что он гласный.

Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под вто­рой вагончик красный кружок.

Дети. Звук [м] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный.

Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под тре­тий вагончик синий кружок.

Логопед. Сколько согласных звуков в слоне дым?

Дети. В этом слове два согласных звука,

Логопед. Сколько гласных звуков в слове дым?

Дети. Один гласный звук.

Логопед. Сколько слогов в слове дым?

Дети. В этом слове один слог.

Логопед помещает под схему слова один желтый квадрат.

Логопед. Запомните: сколько в слове гласных звуков, столь­ко и слогов.

Затем логопед предлагает детям прочитать слова бык, дубы, коты, помещая буквы на вагончики поезда.

7. Упражнение «Теплоход». [Координация речи с движением.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им обра­зовать круг и сделать упражнение.

От зеленого причала Шаг вперед, руки опущены.

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два Два шага назад.

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед. Два шага вперед.

Раз, два —

И поплыл, поплыл по речке. Руки вытянуты вперед и сомкнуты,

Набирая полный ход. движение по кругу мелкими шажками
В. Волина

8. Игра «Веселые гонки» (Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов с различными приставками, простых предлогов).]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними игровое поле — большой круг, на котором изображена трасса, разда­ет детям по одной модели легковых машин разных цветов.

Логопед. А теперь вы будете двигать свои машинки по иг­ровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не по­вторяться. Пусть ваши машины совершают самые разные дей­ствия.

Дети выполняют действия и комментируют их.

1-й ребенок. Моя красная машина выехала из гаража и по ехала по улице.

2-й ребенок. Моя синяя машина поехала по улице и подъ­ехала к магазину.

3-й ребенок. Моя зеленая машина подъехала к мосту, въе­хала на мост, проехала по мосту, съехала с моста.

4-й ребенок. Моя желтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.

Логопед. Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах?

Дети. Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала.

Логопед. Правильно. И все эти слова образованы от слова ехать,

9. Игра «Найди пару». [Развитие зрительного внимания, вос­приятия, мышления.]

Логопед предлагает детям перейти за стол и помещает на магнитную доску восемь картинок: машина, колесо, паровоз, труба, самолет, крыло, вертолет, пропеллер.

Логопед. И последнее задание на сообразительность. Рас­ставьте картинки парами и расскажите, почему вы так сделали. Составьте предложения со словами потому что.

1-й ребенок. Я взял машину и колесо, потому что у машины четыре колеса.

2-й ребенок. Я взяла паровоз и трубу, потому что у паровоза есть труба,

3-й ребенок. Я взяла самолет и крыло, потому что у самоле­та есть крылья,

4-й ребенок. А у меня вертолет и пропеллер, потому что пропеллер есть у вертолета.

Логопед. Вы отлично выполнили задание!

10. Окончание занятия [Оценка работы детей]

Логопед убирает картинки, предлагает детям перечислить понравившиеся игры и оценивает работу детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: