Январь, 3-я неделя

Лексическая тема «Транспорт».

Звук [ы]. Буква Ы ы

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепле­ние представлений о транспорте. Уточнение, расширение и акти­визация словаря но теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузо­вик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, кузов, руль, кабина, пассажир, остановка, шофер, води­тель; ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться; грузовой, пассажирский).Совершенство­вание навыка чтения слов с пройденными буквами. Совершенст­вование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, детали гру­зовой машины, игра «Найди место» (игровое поле и плоскостные изображения транспорта), плоскостные изображения двух гара­жей и Незнайки, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с каранда­шами, магнитные картинки, содержащие в названиях звук [ж]; контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, карточки со словами и знаками для составления предложений.

Предварительная работа. Экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта, который по ней движется, бе­седа о транспорте. Разучивание упражнения «Машины». Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение словаря по теме «Транспорт». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед встречает детей с контейнером в руках, организует приветствие, предлагает взять из контейнера детали игрушечной грузовой машины.

Логопед. Пройдите к магнитной лоске и соберите из дета­лей, которые вы взяли, грузовую машину.

1Гавришева Л. В., Нищева Н. А Логопедические распевки - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Дети собирают машину и комментируют свои действия.

1-й ребенок. У меня красный кузов.

2-й ребенок. А у меня желтая кабина.

3-й ребенок. У меня черные колеса.

4-й ребенок. У меня синий руль.

Логопед. Молодцы. Вы не только собрали машину, но и правильно назвали ее части. Пройдите к столу, садитесь. Сегодня мы с вами начнем разговор о транспорте, о том, для чего он нужен.

Логопед закрывает магнитную доску тканью.

2. Игра «Найди место». [Расширение и закрепление представле­ний о транспорте. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт». Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.]1

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором с помощью «липучек» будут крепиться изображения транспорта. На игровом поле изображены небо, море, железная дорога и шоссе, иду­щее вдоль моря. На столе логопед раскладывает плоскостные изображения транспорта, снабженные «липучками»

Логопед. Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.

1-й ребенок. Самолет летит высоко в небе.

2-й ребенок. Корабль плывет в море.

3-й ребенок. Поезд несется по рельсам.

4-й ребенок. Легковая машина едет по шоссе.

Логопед. Хорошо. Вы правильно разместили картинки и со­ставили красивые предложения. А теперь я добавлю еще несколь­ко картинок. Что это?

Логопед прикрепляет картинки на игровое поле, дети называ­ют их

Дети. Грузовая машина, поезд метро, самосвал, фургон, троллейбус, маршрутное такси, автобус.

Логопед. Вот как много транспорта на нашей картине. Об­ратите внимание, какой это разный транспорт, Некоторые из этих машин перевозят людей. Это пассажирский транспорт. Дру­гие машины перевозят грузы. Это грузовой транспорт. Посмот­рите внимательно на картину и перечислите пассажирский транспорт.

Дети. Самолет, корабль, поезд, автобус, троллейбус, марш­рутное такси, легковая машина.

Логопед. Теперь перечислите грузовой транспорт.

Дети. Грузовик, самосвал, фургон.

Логопед. Правильно. Кроме того, грузовыми могут быть и поезд и самолет, и корабль.

3. Игра «Поставь в гараж». [Совершенствование навыка слого­вого анализа слов.]

Логопед помещает на наборное полотно под игровое поле плоскостные изображения двух гаражей, убирает с игрового поля само­лет, корабль, поезд.

Логопед. А теперь давайте расставим транспорт по гара­жам. В желтый гараж вы поставите машины, в названиях кото­рых по два слога, а в синий тираж — машины, в названиях которых по три слога. Прикрепляйте машину и проговаривайте ее название по слогам.

Дети выполняют задание, прикрепляют с помощью «липучек» в первый гараж такси и фургон, а во второй — грузовик, самосвал, троллейбус, автобус, машину, четко проговаривая их названия по слогам.

1Нищева Н.В. Виды транспорта. Предметные картинки. Игры. Конспекты занятий. – СПб., ДЕТСТВО- П РЕСС, 2007.

4. Работа в тетради № 1. [Развитие тонкой моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.)

Логопед раздает детям тетради, ставит на стал контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Посмотрите на правую страни­цу. Что вы видите?

Дети. Это паровоз и легковая машина.

Логопед. Послушайте мою загадку.

За дымком.

За свистком

Братья бегают бегам.

Дети. Это поезд. У него есть свисток, вагоны бегут друг за другом, а из трубы у паровоза идет дым.

Логопед. Верно. Возьмите простой карандаш и обведите изображение паровоза по контуру, а потом раскрасьте его.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

5. Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с дви­жением. Развитие творческого воображения.]

Логопед убирает тетради, контейнер с карандашами и пригла­шает детей пройти на коврик. Дети встают в круг и выполняют упражнение.

Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках вооб­ражаемый руль. Делают разворот, двигаются в противоположную сторону,

На улице нашей

Машину, машины.

Машину малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Когда все «машины проехали» один из детей - пешеход - переходит улицу и произносит эти слова.

- Эй, машины, полный ход,

Я - примерный пешеход:

Торопиться не люблю.

Нам дорогу уступлю.

Я. Тайц

6. Игра «Помоги Незнайке» [Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах со стечением согласных и предло­жениях с ними.]

Логопед предлагает детям сесть на ковер, раскладывает на ковре магнитные предметные картинки, открывает изображение грузовика, которое дети собирали в начале занятия, ставит рядом с грузовиком изображение Незнайки.

Логопед. Незнайка собирается на дачу. Помогите ему со­брать и погрузить в грузовик те вещи, в названиях которых есть звук [ж].

Прикрепляйте картинку и начинайте ответ со слов я погружу в машину…

1-й ребенок. Я погружу в машину ножницы.

2-й ребенок. Я погружу в машину одежду.

3-й ребенок. Я погружу в машину бумажник.

4-й ребенок. Я погружу в машину лыжный костюм.

Логопед. Молодцы. Незнайка благодарит вас за помощь.

7. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной мото­рики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными салфетками, а патом сделать упражнение «Мотор­чик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3-4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру и слова с ними, слегка помогая себе ватными палочками («Будем говорить правильно», стр- 83).

8. Упражнение «Ехали медведи…» [Развитие речевого слуха, фонематического восприятия,]

Логопед предлагает детям вновь пройти на ковер и сесть по-турецки.

Логопед. Послушайте отрывок из знакомой вам сказки К. И. Чукотского «Тараканище» и постарайтесь запомнить все на­звания транспорта, которые прозвучат в этом отрывке.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике,

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле.

Дети. Велосипед, автомобиль, трамвайчик.

Логопед. Верно. Какое из этих слов начинается со звука [т]?

Дети. Трамвайчик.

Логопед. А в каких словах есть звук [м]?

Дети. Автомобиль, трамвайчик.

Логопед. Отлично. Похлопайте себе.

9. Упражнение «Составь предложение». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]

Логопед раскладывает на ковре карточки со словами и знаками препинания.

Логопед. Давайте прочитаем слова на карточках.

Дети. Вова, дома, вот, Дима, тут, вата, мох, намок.

Логопед. Составьте из этих слов предложение и прочитайте их. Обратите внимание: с большой буквы начинаются не только имена, но и те слова, которые будут первыми в ваших предложе­ниях. Не забудьте поставить точку в конце предложения.

Дети по очереди проходят к наборному полотну, составляют и читают предложения.

1-й ребенок. Дима дома.

2-й ребенок. Мох намок.

3-й ребенок. Вот Вова.

4-й ребенок. Тут вата.

Логопед. Молодцы.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает картонки со словами и предлагает детям рас­сказать, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Он положительно оценивает деятельность детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: