Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков составления и чтения слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевою слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопониманий, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска и комплект фломастеров к ней, контейнер с горохом, трафареты, листы бумаги по числу детей, контейнер с карандашами, картинки с изображениями работников детского сада, мяч, тетрадь №2 по числу детей, карточки со слогами.
Предварительная работа. Составление плана рассказа о работнике детского сада на занятии по развитию речи. Составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы, потому что на индивидуальных занятиях с логопедом. Автоматизации произношения звука [р] в словах с открытым слогом («Будем говорить правильно» стр. 84, 85) на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1.Организационный момент. [Развитие связной речи. Совершенствование грамматическою строи речи. Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности. ]
Логопед здоровается с детьми, приглашает их в кабинет за стол. На столе стоит контейнер с горохом, в котором спрятаны трафареты.
Логопед. Опустите руки в контейнер, найдите по одному трафарету.
Дети вынимают из контейнера по одному трафарету. Логопед убирает контейнер.
Логопед. Приложите трафарет к бумаге, обведите его, раскрасьте предмет, а потом скажите, что это, кому и для чего нужен этот предмет.
Дети обводит трафареты и раскрашивают полученные изображения.
1-й ребенок. Это гантели. Они нужны руководителю физического воспитания, чтобы развивать у детей силу.
2-й ребенок. Это зеркало. Оно нужно логопеду, чтобы проводить с детьми артикуляционную гимнастику.
3-й ребенок. Это кастрюля. Она нужна повару, чтобы варить в ней суп.
4-й ребенок. Это пианино. Оно нужно музыкальному руководителю, чтобы заниматься с детьми пением и танцами.
Логопед оценивает ответы детей и убирает их рисунки.
2. Составление рассказа о профессии по заранее составленному плану. [Развитие рассказа по заранее составленному плану.]
Логопед раздает детям картинки с изображениями работников детского сада.
Логопед. А сейчас вы расскажете о работниках детского сада по плану, который составили с Инной Николаевной. Посмотрите на картинку, скажите, кто это, где он работает, что делает, что ему нужно для работы.
1-й ребенок. Это воспитатель. Он работает в детском саду. Он учит детей рисовать, лепить, считать, трудиться. Для работы ему нужны книга, тетради, бумага, карандаши, ножницы, пластилин.
2-й ребенок. Это музыкальный руководитель. Он работает в детском саду. Он учит детей слушать музыку, петь, танцевать. Для работы ему нужны пианино, металлофон, маракасы и другие музыкальные инструменты.
3-й ребенок. Это руководитель физвоспитания. Он работает в детском саду. Он учит детей быть ловкими, сильными, смелыми. Для работы ему нужны мячи, скакалки, обручи, канаты.
4-й ребенок. Эго логопед. Он работает в детском саду. Он учит детей правильно и красиво говорить, рассказывать, читать. Для работы ему нужны зеркало, зонды, шпатели, буквы, картинки.
Логопед оценивает рассказы и награждает детей маленькими фигурками, стикерами или наклейками.
3. Ребус «Самое нужное». [Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.]
Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями прачки, дворника, воспитателя, логопеда, врача.
Логопед. А сейчас мы с вами разгадаем ребус «Самое нужное». Узнаем, что нужно для работы всем, кто трудится в детском саду. Посмотрите на первую картинку. Кто это?
Дети. Это прачка.
Логопед. Какой звук предпоследний в этом слове?
Дети. Звук [к].
Логопед. Пойди к доске, Ваня, и напиши букву, соответствующую этому звуку под первой картинкой.
Ребенок пишет букву К.
Логопед. Кого вы видите на второй картинке?
Дети.Это дворник.
Логопед. Разделите это слово на слоги
Дети.Дворник.
Логопед. Определите первый звук во втором слоге.
Дети. Звук [н/].
Логопед. Иди к доске, Ариша, и напиши букву, соответствующую этому звуку под второй картинкой.
Ребенок пишет букву Н
Логопед. Кто изображен на третьей картинке?
Дети. Это воспитатель.
Логопед. Разделите это слово на слоги.
Дети. Вос – пи – та – тель.
Логопед. Определите второй звук во втором слоге.
Дети. Звук [и].
Логопед. Иди к доске, Лиана, и напиши букву, соответствующую этому звуку под третьей картинкой.
Ребенок пишет букву И
Логопед. Кто изображен на четвертой картинке?
Дети. Это логопед.
Логопед. Определите третий звук в этом слове.
Дети. Звук [г].
Логопед. Иди к доске, Кирилл, и напиши букву.
Ребенок пишет букву Г.
Логопед. Кто изображен на последней картинке?
Дети. Это врач.
Логопед. Определите третий звук в этом слове.
Дети. Звук [a].
Логопед. Иди к доске, Ваня, и напиши букву
Ребенок пишет букву А
Логопед. Прочитайте получившееся слово.
Дети. Книга.
Логопед. Теперь вы знаете, что нужно всем, кто работает в детском саду. Вы справились с очень трудным заданием. Поаплодируйте себе.
Логопед убирает картинки и вытирает доску.
4. Пальчиковая гимнастика «Наша группа». [Автоматизация правильного произношения звука [ш]. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Детский сад. Профессии»).]
Логопед приглашаем детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
5. Игра с мячом «Цепочка» [Автоматизация произношения звука [р] всловах с открытым слогом]
Логопед предлагает детям поиграть в игру с мячом.
Логопед. А теперь вспомните, как произносится звук [р]. Будем передавать мяч по цепочке и произносить слова с этим звуком, которые вы научились правильно произносить на индивидуальных замятиях.
6. Игра «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки.
Логопед. Мне очень хочется проверить, какие вы внимательные. Давайте сыграем в игру «Кто лишний?» Слушайте внимательно, определяйте лишнего и объясняйте, почему вы так решили. Воспитатель, машинист, логопед, психолог. Кто лишний?
1-й ребенок. Лишний машинист, потому что он не работает в детском саду. А воспитатель, логопед и психолог работают.
Логопед предлагает вниманию детей еще три цепочки слов, с тем чтобы ответили все дети, присутствующие на занятии
7. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики, фонематических представлений (дифференциация звуков [c] и [с/]).]
Логопед вновь приглашает детей пройти за стол. Он раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите внимательно на правую страницу. Что на ней нарисовано?
Дети. Лось, маска, апельсин, санки.
Логопед. Возьмите карандаши и раскрасьте картинки.
Дети выполняют задание.
Логопед. Теперь возьмите синий карандаш и обведите картинки, в названиях которых есть звук [с]. А зеленым карандашом обведите картинки со туком [с/] в названиях.
Дети выполняют задание. Логопед контролирует выполнение и беседует с детьми, а потом убирает тетради и карандаши.
8. Упражнение «Составь и прочитай слова». [Совершенствование навыка составления и чтения слов.]
Логопед помещает на магнитную доску карточки со слогами и приглашает детей к доске. Дети хором читают слоги.
Логопед. A теперь из этих слогов составьте по одному слову и прочитайте эти слова.
Дети составляют и читают слова: соки, гуси, косы, бусы. Логопед оценивает выполнение задания.
9. Упражнение «Подбери слова». [Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов.]
Логопед убирает карточки со слогами, предлагает детям пройти на ковер и встать на нем так, чтобы не мешать друг другу.
Логопед. И последнее задание. Сейчас я буду протопывать слова, а вы будете подбирать названия профессий работников детскою сада с таким же количеством слогов.
Логопед топает один раз, два раза, три раза, четыре раза. Дети подбирают слова врач; по-вар, прач-ка, двор-ник; ло-го-пед, пси-хо-лог, вос-пи-та-телъ. Логопед положительно оценивает их работу.
10. Окончание занятия [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям перечислить задании, которые они выполняли, а затем подводит итог изучения темы. В заключение он оценивает работу каждого ребенка.