Лексическая тема «Детский сад. Профессии».
Звуки [с], [с']. Буква Сс
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии» (профессия, работа, педагог, заведующая детским садом, воспитатель, психолог, логопед, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания, врач, медицинская сестра, массажист, повар, кладовщик, прачка; воспитывать, учить, обменять, заниматься, помогать, руководить, лечить, готовить, варить, жарить, резать, стирать, гладить, хранить, делать массаж; нужный, необходимый, полезный, любимый). Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация произношения звука [p] в открытых слогах и словах с ними.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, предметные картинки с изображениями людей, работающих в детском салу; мяч, контейнеры с карандашами, тетрадь № 1 По числу детей, плоскостное изображение поезда.
Предварительная работа. Подготовка специалистов учреждения к проведению бесед с детьми во время экскурсии по детском у саду. Предварительная экскурсия и подготовка детей, которые будут составлять рассказы на занятии. Автоматизация произношения звука [р] в открытых слогах на индивидуальных занятиях логопеда.
Это комплексное занятие проводится со всеми детьми группы. Во время экскурсии детей сопровождают логопед, воспитатель, помощник воспитателя. После этого занятия другие в этот день не проводятся. После совместной деятельности дети с воспитателем отправляются на прогулку. Во время прогулки логопед проводит свои индивидуальные занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.]
Педагоги приглашают детей в раздевалку и предлагают им построиться парами,
Логопед. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся на экскурсию по детскому саду и послушаем рассказы тех взрослых, которые здесь работают. На этой неделе вы узнаете много нового о профессиях людей, работающих в детском саду. Я прошу вас быть внимательными, запомнить все рассказы. А еще хочу напомни вам, как нужно себя вести во время экскурсии. Не шумите, потому что во всех группах начались занятия. Не бегайте и не толкайтесь, когда будете спускаться и подниматься по лестнице. Ничего не трогайте без разрешении в тех помещениях, куда мы с вами будем входить. Не забывайте здороваться, благодарить та рассказ, прощаться.
2. Экскурсия по детскому саду. [Закрепление представлений детей о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии».]
Логопед проводит детей по детскому саду. Они посещают кабинет заведующей, медицинский кабинет, оздоровительный центр, прачечную, кладовую, кухню. Перед детьми с рассказами о своих профессиях выступают заведующая детским садом, врач, медицинская сестра; массажист, медсестра физиотерапевтического кабинета, прачка, кладовщица, повар. Они знакомят детей с помещениями детского сада, показывают оборудование, приборы, инструменты.
3. Беседа на тему «Детский сад. Профессии в детском саду». [Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Развитие связной речи.]
Взрослые приводят детей в помещение группы, предлагают занять места за столиками.
Логопед. Вот и закончилась наша экскурсия по детскому саду. Вспомните, где мы с нами побывали, что увидели, что узнали нового. Каждый из вас должен рассказав об одной части нашей экскурсии. Например, Даша расскажет нам о кабинете заведующей.
Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями тех людей, о которых рассказывают дети. Можно использовать картинки из пособия «Занимаемся вместе» илu сделать фотографии.
1-й ребенок. Мы побывали в кабинете заведующей. Там мы увидели компьютер, принтер, сканер, факс, телефоны. Техника нужна заведующей, потому что она руководит работой детского сада. У нее много важных дел.
Логопед. Очень хорошо. А Вадим расскажет нам о посещении медицинского кабинета.
2-й ребенок. Мы побывали в медицинском кабинете. Врач и медицинская сестра показали нам весы, ростомер, шкаф и холодильник с лекарствами, термометры, шприцы, стетоскоп. Вес это нужно, чтобы следить за нашим здоровьем.
Логопед. О посещении оздоровительного центра нам рас скажут Арина и Кирилл.
3-й ребенок. В оздоровительном центре нам показали массажный кабинет. Там стоят массажные столы. В шкафу много разныхкремов и мазей. В массажном кабинете работают массажисты. Они делают детям массаж, чтобы дети были сильными и здоровыми.
4-й ребенок. Еще нам показали физиотерапевтический кабинет. В этом кабинете работает медицинская сестра. Она делает детям разные процедуры, чтобы они не болели. В этом кабинете много разных приборов и аппаратов. Есть аппарат, который делает вкусный кислородный коктейль.
Логопед. Великолепные рассказы! О посещении прачечной расскажет нам Настя.
5-й ребенок. В прачечной работает прачка. Она стирает и гладит постельное белье, полотенца, скатерти. У неё есть очень большие стиральные, сушильные и гладильные машины. На стеллажах лежит чистое белье.
Логопед. О том, что мы увидели в кладовой, расскажет Диана.
6-й ребенок. В кладовой работает кладовщик. В больших холодильниках и шкафах он хранит продукты: мясо, яйца, масло, крупы, овощи. Кладовщик выдает продукты повару, поэтому в кладовой стоят весы.
Логопед. И наконец, о посещении кухни расскажет Ваня.
7-й ребенок. На кухне нас встретила повар. Она готовит для нас завтрак, обед и полдник, варит каши, делает салаты, печет булочки. В центре кухни стоит большая плита. На плите в больших кастрюлях варятся суп и компот. Еще в кухне есть пароварка, мясорубка, посудомоечная машина.
Логопед. Очень хорошо. Видите, как много нового и интересного вы узнали сегодня. И все-таки вы увидели не всех работников детского сада. С кем мы сегодня не встретились?
Дети. Мы не видели музыкального руководителя, руководителя физвоспитания, психолога.
Логопед. Верно. Можно назвать еще логопеда, воспитателя, помощника воспитателя. Этоте педагоги, которые проводят с вами занятия, учат вас думать, правильно и красиво говорить, рисовать и считать, петь, танцевать, прыгать и бегать. Они воспитывают вас честными, добрыми и справедливыми. Они делают очень важную и нужную работу. Наши мамы и папы спокойны за вас, когда уходят на работу и оставляют вас в детском саду. А теперь давайте пойдем на ковер и поиграем в мяч.
4. Игра с мячом «Кто что делает?» [Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Детский сад. Профессии».]
Логопед приглашает детей на ковер, берет в руки мяч. Дети образуют на ковре большой круг.
Логопед. Я буду бросать одному из вас мяч и называть профессию. Вы будет ловить мяч и перечислить, что делает этот человек. Помощник воспитателя.
1-й ребенок. Подметает и моет пол, моет посуду, вытирает пыль, проветривает помещения.
Логопед. Психолог
2-й ребенок. Учит детей думать, играет и рисует с ними, читает им.
Логопед. Логопед.
3-й ребенок. Учит детей правильно и красиво говорить, рассказывать, читать и писать. (и т. п.)
5. Игра «Цепочка». [Автоматизация произношении звука [p] в открытых слогах.]
Логопед предлагает детям поиграть еще е одну игру с мячом.
Логопед. А теперь вспомните, как произносится звук [р]. Будем передавать мяч по цепочке и произносить слоги с ним.
Отрабатывается произношение слогов: ра, ры, рэ, ро, ру.
6. Пальчиковая гимнастика «Наша группа». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Логопед убирает мяч и предлагает детям сделатьзнакомую пальчиковую гимнастику.
В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками друг о
друга.
Самый младший – это я. Разжимают пальчики, начиная
Это Маша, с мизинчика.
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
7. Работа в тетради № 1 [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушении письменной речи.]
Логопед и воспитатель приглашают детей за столики, раздают им тетради, ставят на столы контейнеры с карандашами
Логопед. Посмотрите на правую страничку. На ней вывидите изображения предметов, нужных людям, работающим в детском саду. Выберите один из предметов, обведите его, а потом раскрасьте и расскажите нам, что вы выбрали и кому нужен этот предмет.
Дети выполняют задание, логопед и воспитатель проводят индивидуальные беседы с ними, оценивают их работу. Логопед приглашает детей к магнитной доске, а воспитатель убирает тетради и карандаши.
8. Игра «Знакомые буквы». [Развитие фонематического восприятия, совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов.]
Логопед помещаетна магнитную доску карточки с буквами П, К,В,М.
Логопед. Я поместила на доску знакомые вам буквы. Поставьте под эти буквы те картинки, названия которых с них и начинаются.
Дети ставят под букву П картинки с изображениями повара, прачки, психолога, помощника воспитателя; под букву В — картинки с изображениями врача и воспитателя; под букву К — кладовщика; под букву М— массажиста, медсестры. Логопед и воспитатель следят за тем, чтобы в работе принимали участие все дети. Остальные картинки логопед убирает с доски.
Логопед. Обратите внимание на те картинки, которые стоит под буквой М. С каких звуков начинаются их названия?
Дети. Слово массажист начинается со звука [м], а слово медсестра — со звука [м'].
Логопед. Чем похожи и чем отличаются эти звуки?
Лет и. Звуки [м] и [м'] — звонкие согласные, но звук [м] твердый, а звук [м'] мягкий.
Логопед убирает с доски буквы и перемешивает картинки.
9. Игра «Веселое путешествие», [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер, предлагает сесть по-турецки, ставит перед ними коврограф. На коврографе закреплено плоскостное изображение паровозика и двух вагонов. На первом вагоне цифра 2, а на втором — 3. Перед детьми на ковре воспитатель рассыпает картинки (повар, прачка, дворник, психолог, медсестра, массажист, логопед).
Логопед. Давайте отправим в путешествие тех людей, которые работают в детском саду. Посадите во второй вагон тех, в названиях чьих профессий два слога, а в третий —тех, в названиях чьих профессий три cлога.
Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу.
10. Окончание занятия [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном. Педагоги оценивают деятельность детей, награждают их наклейкамина тетради за хорошую работу.