Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии. Швея». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка составлении сложносочиненных предложений со словами для того чтобы. Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [с] - [с/].). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация правильною произношения звука [р] в словах с открытым слогом и предложениях с ними. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, речевою слуха, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
|
|
Оборудование. Наборное полотно, коврограф, контейнер с карандашами, тетрадь №1 и сигналы двух цветов по числу детей, картинки и плоскостные изображения предметов, нужных швее; предметные картинки со звуком [р] вназваниях, картинка с изображением швеи; картинки и шнурки для игры «Свяжи пары», магнитофон и кассета с записью музыкального сопровождения песенки «Штанишки»1.
Предварительная работа. Автоматизация произношения звука [р] в словах с открытым слогом и предложениях с ними на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание песенки «Штанишки» с музыкальным руководителем.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям встать рядом со стульчаками.
Логопед. Посмотрите на изображения предметов на картинках. Сначала сядет то, у кого название предмета можно разделить на три слога. Потом сядет тот, у кого один слог в названии предмета.
Сначала садятся дети, у которых на картинках нарисованы ножницы и катушка, потом садится ребенок, у которого на картинке мел.
1 Гавришева Л.Б. Нищева Н. В. Логопедические распевки. - СПб, ДЕТСТВО ПРЕСС. 2005.
Логопед. А в твоем слове сколько слогов, Диана?
Ребенок. В слове нит-ки два слога
Логопед. Очень хорошо. Вы справились с моим заданием.
2. Упражнение «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед помещает на магнитную доску большие плоскостные изображения иголки с ниткой, ножниц, швейной машины, портновского метра. Пока логопед размещаем картинки на доске, можно предложить детям назвать их
|
|
Логопед. Следующая игра — на внимание. Посмотрите на эти предметы, запомните, как они выглядят, и закройте глаза
Логопед вытаскивает нитку из иголки, убирает одно кольцо ножниц, снимает катушку с нитками с машинки, меняет изображение портновского метра
Логопед. Откройте глаза и скажите, чего не стало.
1-й ребенок. Не стало нитки в иголке.
2-й ребенок.Не стало одного кольца у ножниц.
3-й ребенок.Не стало катушки с нитками на машинке.
4-й ребенок.На портновском метре нет цифр.
Логопед. Чудесно! У вас очень хорошая память. Но самое главное, вы правильно объяснили мне чего не стало.
3. Упражнение «Разноцветные сигналы». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [c] [c'] в словах).]
Логопед раздает детям по два разноцветных сигнала.
Логопед. Представьте, что вы портные. Вам нужно выбрить вышивку для одежды. На одежду синего цвета вы возьмете вышивку со звуком [c] в названиях, а на одежду зеленого цвета вы возьмете вышивку со звуком [c'] в названиях. В соответствии с этим вы будете поднимать сигналы. Слушайте внимательно. Солнце, василек, колосок, лось, лисичка, редиска, абрикос, поросенок, листок, собачка.
Деты поднимают синие сигналы, услышав слово со звуком [c], и зеленые сигналы - услышав слово со звукам [c']. Логопед оценивает их работу.
4. Работа в тетради № 2. [Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука на фоне слова).]
Логопед собирает сигналы, раздает тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на нижнюю часть левой странички. Здесь тоже нарисованы части вышивки для одежды. Определите место звука [c] в словах и закрасьте соответствующие квадраты в полосках под картинками.
Дети выполняют задание с комментированием действий. Логопед оценивает их работу.
5. Пальчиковая гимнастика «Наперсток» [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Автоматизация шипящих звуков. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Профессии, Швея».)]
Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать пальчиковую гимнастику.
6. Игра «Что шьёт швея?» [Автоматизация произношения звука [р] в словах с открытым слогом в предложениях с этими словами.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки, ставит па коврограф картинку с изображением швеи, рассыпает на ковре предметные картинки
Логопед. Возьмите по одной картинке и скажите, что шьет швея.
1-й ребенок. Швея шьет рубашку.
2-й ребенок.Швея шьет рукавицы.
3-й ребенок. Швея шьет сарафан.
4-й ребенок.Швея шьет рукава для пальто.
7. Отгадывание загадок. [Развитие речевого слуха, мышления.]
Логопед убирает картинки.
Логопед. А теперь попробуйте отгадать мои загадки. На серебряной шляпе сто ям. Что это?
Дети. Это наперсток. Он похож на шляпу. На нем есть много маленьких углублений.
Логопед. Правильно. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это?
Дети. Это клубок ниток. Его не поднять за конец нитки, потому что он распускается.
Логопед. Верно.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост ташу,
Дети. Это иголка. Она острая и тащит за собой нитку, как хвост.
Логопед. Я вами горжусь. Вы отгадали все мои загадки!
8. Упражнение «Свяжи пары». [Развитие логического мышления. Совершенствование навыка составления сложносочиненных предложений со словами для того чтобы. ]
Логопед приглашает детей к коврографу, на котором закрепляет в два столбика плоскостные изображения (рис. 41). Около фигур первого столбика он прикрепляет с помощью «липучек» яркие шнурки.
Логопед. Свяжите картинки парами с помощью шнурочков и составьте предложения со словами для того чтобы.
|
|
1-й ребенок. Швее нужна швейная машина для того, чтобы шить на ней одежду.
2-й ребенок. Медсестре нужны шприцы, чтобы делать уколы, и йод, чтобы смазывать царапины.
3-й ребенок. Повару нужны вилка и нож, чтобы готовить еду.
4-й ребенок.Продавцу нужны весы для того, чтобы взвешивать продукты.
Логопед. Замечательные предложения. Вы порадовали меня!
9. Пение песенки «Штанишки». [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле. Автоматизация произношения шипящих звуков.]
Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.
Для маленького мишки
Наташа шьет штанишки,
В штанишках два кармашка,
А на кармашках — мышки.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорим на занятии, какие задания выполняли, а затем положительно оценивает деятельность каждого ребенка.