партнера, но и восприятие воздействия партнера на меня (взаимодействие) — «...без этих моментов восприятия или отдачи нет общения на сцене»1.
В процессе общения я должен воздействовать на моего товарища по курсу и воспринимать его противодействие в новых сценических отношениях так, как если бы он был моим братом или начальником, был мне незнаком и т. д. Но общаюсь я не с воображаемым братом и т. д., а со своим товарищем, с его живым «я», относясь к нему так, как если бы он был моим братом.
«Если мой партнер играет короля, то я к нему, к своему товарищу, отношусь как к королю, а воздействую на него как на товарища, а не представляемого короля... Я должен приспособляться всегда к живому, текущему»2.
Процесс общения может быть только тогда живым, если он возникает «сейчас», «здесь», каждый раз по-новому, в зависимости от восприятия тех обстоятельств и противодействия, которые возникают на сцене в момент общения.
Живое общение с партнером, возникающее тут же на сцене, отличает актера театра ремесла главным объек-
1К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 251.
2Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр. 286.
Стр.164
том общения является зритель, а, обращаясь к партнеру, он лишь передает внешнюю форму общения.
Для актера театра представления, демонстрирующего зрителю раз навсегда приготовленный дома и на репетиции рисунок роли, также не нужен процесс живого общения, так как случайности, возникающие на каждом спектакле, могут отвлечь его от показа той внешней формы, в которую вылились чувства и действия образа. Такие актеры в домашней работе прибегают к воображаемому партнеру и стараются общаться с пустым местом. Привыкнув к такому неправильному общению, они ставят между собой и партнером мнимый, мертвый объект — пустое место.
«Какая мука играть с актерами, которые смотрят на вас, а видят кого-то другого и применяются к нему, а не к вам!»— остерегает от такого неправильного общения К. С. Станиславский и повторяет дальше: «Я усиленно настаиваю на том, чтобы ученики не общались с пустышкой, а упражнялись с живыми объектами и притом под присмотром опытного глаза»1.
Если мы будем на сцене видеть, слышать, думать и действовать так же, как в жизни, то сможем
1 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2. стр. 258.