Возможны два принципиально отличных варианта таких соединений. В первом варианте болт ставится с зазором и работает на растяжение (рис. 16.10а). Затяжка болтового соединения силой FЗ создает силу трения, полностью уравновешивающую внешнюю силу F, приходящуюся на один болт, т.е. F = ifFЗ, где i – число плоскостей трения; f – коэффициент сцепления.
Для гарантии минимальную силу затяжки умножают на коэффициент запаса сцепления К = 1.3 - 1.5, тогда расчетная сила для болта Fбрасч = 1.3FЗ, а расчетный диаметр болта
Рис. 16.10. Виды болтовых соединений
Отсюда сила затяжки оказывается очень большой (например, при одном стыке и коэффициенте трения f = 0.2 FЗ = 6F), а следовательно, и болты получаются большого размера.
Во втором варианте болт повышенной точности ставится без зазора (см. рис.16.10б), и он работает на срез. Условие прочности такого болта имеет вид
.
Один болт, поставленный без зазора, заменяет 10 болтов, поставленных с зазором. Однако применение калиброванных болтов без зазора технологически невыгодно, так как требуется высокая точность расположения и обработки отверстий, а также изготовления болтов. На практике часто применяют разгруженные болты, установленные с зазором. Относительное перемещение деталей исключают с помощью установки шпонок, штифтов, втулок и т. д.
|
|
Если болтом соединяют тонкие детали, то необходима проверка на смятие:
где h – длина сминаемой части стержня; [σсм] – допускаемое напряжение на смятие (принимается минимальное для болта или деталей).